Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 августа 2001 г. N 9300/00, 9313/00, 9314/00 "Суд пришел к выводу, что передача Министерству экономики функций ликвидированного Министерства оборонной промышленности не повлекла правопреемство по обязательствам последнего, и отказал во взыскании долга за выполненные работы. При этом суд не установил, кто фактически владеет и пользуется результатом работ"

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 14 августа 2001 г. N 9300/00, 9313/00, 9314/00
"Суд пришел к выводу, что передача Министерству экономики функций ликвидированного Министерства оборонной промышленности не повлекла правопреемство по обязательствам последнего, и отказал во взыскании долга за выполненные работы. При этом суд не установил, кто фактически владеет и пользуется результатом работ"


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 19.04.99 и постановление апелляционной инстанции от 24.06.99 Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-11005/99-52-160, А40-11006/99-52-159, А40-11007/99-52-158.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт технологии машиностроения "Сириус" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исками к Министерству экономики Российской Федерации о взыскании задолженности за выполненные работы по договорам от 06.03.96 N 10/96-10017 в сумме 16000 рублей, от 06.03.96 N 10/96-10020 в сумме 136500 рублей и от 25.07.96 N 10/96-10100 в сумме 85000 рублей.

Определением от 19.04.99 дела N A40-11005/99-52-160, A40-11006/99-52-159 и А40-10100/99-52-158, возбужденные по искам, заявленным по каждому из этих договоров, объединены в одно производство.

Решением от 19.04.99 в иске на общую сумму 237500 рублей отказано по мотиву отсутствия правовых оснований для возложения имущественной ответственности по спорным договорам на Минэкономики России.

Постановлением апелляционной инстанции от 24.06.99 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается названные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, спорные отношения возникли из договоров, заключенных между открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт технологии машиностроения "Сириус" (исполнителем) и Министерством оборонной промышленности Российской Федерации в лице Департамента судостроительной промышленности (заказчиком), на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках федеральных целевых программ "Российские верфи" и "Конверсия оборонной промышленности на 1995 - 1997 годы", в том числе от 06.03.96 N 10/96-10017, от 06.03.96 N 10/96-10020, от 25.07.96 N 10/96-10100 с дополнительными соглашениями от 14.01.97 к каждому договору.

Указом Президента Российской Федерации от 17.03.97 N 249 Министерство оборонной промышленности Российской Федерации ликвидировано и его функции переданы Министерству экономики Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по связи и информатизации.

При разрешении спора, суд указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица означает его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, поэтому передача ответчику функций ликвидированного лица не повлекла за собой правопреемства по обязательствам последнего.

Однако суд не принял во внимание, что в деле находятся акты приема-передачи выполненных истцом работ, подписанные стороной в обязательстве.

Кроме того, ответчик согласно платежным поручениям от 29.04.97 N 7020, от 28.05.97 N 7030, от 14.07.97 N 044 производил оплату работ, выполненных истцом в рамках программы "Российские верфи".

Не установлено, кто фактически владеет, пользуется результатами выполненной работы и является субъектом спорных правоотношений.

Таким образом, решение по делу вынесено по неисследованным обстоятельствам.

При новом рассмотрении дела суду следует установить, в состав какого исполнительного органа вошел Департамент судостроительной промышленности после реорганизации с передачей ему части функций Министерства экономики Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 25.05.99 N 651, разобраться в характере отношений, выяснив их возникновение из государственного заказа или из обычной гражданско-правовой сделки и с учетом этого применить соответствующие нормы материального права при разрешении данного спора.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение от 19.04.99 и постановление апелляционной инстанции от 24.06.99 Арбитражного суда города Москвы по делу N A40-11005/99-52-160, А40-11006/99-52-159, A40-11007/99-52-158 отменить.

Дела направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.


Председатель Высшего

Арбитражного Суда

Российской Федерации

В.Ф.Яковлев



Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 августа 2001 г. N 9300/00, 9313/00, 9314/00 "Суд пришел к выводу, что передача Министерству экономики функций ликвидированного Министерства оборонной промышленности не повлекла правопреемство по обязательствам последнего, и отказал во взыскании долга за выполненные работы. При этом суд не установил, кто фактически владеет и пользуется результатом работ"


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2001 г., N 11


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение