Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 августа 2001 г. N 11Г01-47 О признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Указа Президента Республики Татарстан от 14 апреля 1994 г. N 254 "Об образовании комиссии по вопросам помилования при Президенте Республики Татарстан"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 августа 2001 г. N 11Г01-47

ГАРАНТ:

См. также Обзор судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ за II квартал 2001 г., утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26 сентября 2001 г.


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.И.Нечаева

судей Д.П.Александрова и А.В.Харланова

рассмотрела в судебном заседании 28 августа 2001 года гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании Указа Президента Республики Татарстан от 14 апреля 1994 года "Об образовании комиссии по вопросам помилования при Президента Республики Татарстан" противоречащим федеральному законодательству по кассационному протесту участвующего в рассмотрении дела прокурора на решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 10 июля 2001 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Д.П.Александрова, представителя Президента Республики Татарстан Сахиевой Р.А., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А. об удовлетворении протеста судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с указанным выше заявлением, в обоснование которого указал на его несоответствие ст.85 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой помилование осуществляется Президентом Российской Федерации.

Верховный Суд Республики Татарстан, приняв дело к своему производству по первой инстанции, вынес указанное выше решение, на которое принесен протест участвующим в рассмотрении дела прокурором.

В протесте ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении заявления прокурора и указываются те же доводы, которые были предметом исследования при рассмотрении дела судом первой инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного протеста, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нашла протест обоснованным и подлежащим удовлетворению, а решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РТ подлежащим отмене.

Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд указал на то, что Президент Российской Федерации вправе обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти путем передачи части своих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации на определенный срок и на определенных условиях, которые могут быть предусмотрены соглашением сторон - Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Такое соглашение достигнуто путем заключения Договора "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" от 15 февраля 1994 года. П.5 ст.2 данного Договора осуществление помилования лиц, осужденных судами Республики Татарстан, отнесено к полномочиям органов государственной власти Республики Татарстан, а п.15 ст.3 Конституции Республики Татарстан данными полномочиями наделен Президент Республики Татарстан, который своим Указом от 14 апреля 1994 года образовал комиссию по вопросам помилования при Президенте РТ.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка и имеется в виду п.16 ст.111 Конституции Республики Татарстан


Однако с данным выводом суда согласиться нельзя.

В ведении Российской Федерации находятся уголовное, уголовно-процессуальное законодательство, амнистия и помилование (п."о" ст.71 Конституции РФ).

В соответствии с ч.1 ст.85 Уголовного кодекса РФ помилование в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющее прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч.1 ст.76 Конституции РФ).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.5 ст.76 Конституции РФ).

Поскольку Федеральный закон (Уголовный кодекс РФ) вопросы помилования на всей территории Российской Федерации отнес к ведению Президента Российской Федерации, обжалуемый прокурором Указ Президента Республики Татарстан противоречит приведенному федеральному закону, в связи с чем должен был признан недействующим и не подлежащим применению.

Ссылка суда на п.5 ст.2 Договора "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", согласно которой органы государственной власти РТ осуществляют помилование лиц, осужденных судами Республики Татарстан, не может являться законным основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора, поскольку, во-первых, в случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, а также других договоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации - действуют положения Конституции Российской Федерации; во-вторых, сам Договор о разграничении полномочий содержит взаимоисключающие положения, так как п.13 ст.4 этого Договора к ведению Российской Федерации отнесено уголовное, уголовно-процессуальное законодательство, амнистия и помилование, т.е. повторен п."о" ст.71 Конституции РФ.

Президент Российской Федерации, являясь гарантом Конституции Российской Федерации, в установленном Конституцией Российской Федерации порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст.80 Конституции РФ), т.е. Президент Российской Федерации должен осуществлять возложенные на него функции в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Нельзя согласиться с доводом возражений аппарата Президента РТ о том, что обжалуемый Указ Президента Республики Татарстан не является нормативным, поскольку ст.2 Указа утверждено Положение о порядке осуществления помилования и рассмотрения Президентом Республики Татарстан ходатайств о помиловании (приложение N 1); Положение о комиссии по вопросам помилования при Президенте Республике Татарстан (приложение N 2); руководителям силовых министерств и ведомств, а также Председателю Верховного Суда Республики Татарстан поручено определить порядок представления материалов Президенту Республики Татарстан по ходатайствам по вопросам помилования.

Таким образом, обжалуемый прокурором Указ Президента Республики Татарстан противоречит федеральному законодательству, поэтому должен был признан недействующим и не подлежащим применению.

В силу п.4 ст.305 ГПК РСФСР суд, рассмотрев дело в кассационном порядке, вправе своим определением изменить решение или вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся, а также дополнительно представленных материалов, с которыми ознакомлены стороны.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся материалов, однако допущена ошибка в применении норм материального права, в связи с чем судебная коллегия считает возможным при отмене решения вынести новое решение об удовлетворении заявления прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.304, п.4 ст.305, ст.311 ГПК РСФСР, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

Решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 10 июля 2001 года отменить и вынести новое решение, которым Указ Президента Республики Татарстан N 254 от 14 апреля 1994 года "Об образовании комиссии по вопросам помилования при Президенте Республики Татарстан" признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.


Председательствующий


Судьи:



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 августа 2001 г. N 11Г01-47


Текст определения официально опубликован не был



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.