Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 июля 2001 г. N 11Г01-42 О признании противоречащими федеральному законодательству и недействительными ч. 3 ст. 16 и ч. 13 ст. 20 Закона Республики Татарстан от 26 декабря 1991 г. N 1336-XII (в редакции Закона от 21 февраля 1992 г. N 1443-XII) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 июля 2001 г. N 11Г01-42

ГАРАНТ:

См. также Определение Верховного Суда РФ от 14 сентября 2001 г. N 11-Г1-49


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.П.Кнышева

судей Д.П.Александрова и Т.Е.Корчашкиной

рассмотрела в судебном заседании 24 июля 2001 года гражданское дело по жалобе Штанина А.В., Султанова И.Т. и Хафизова М.М. о признании противоречащими федеральному законодательству ч.3 ст.16 и ч.13 ст.20 Закона Республики Татарстан N 1366-XII от 26 декабря 1991 года (в редакции Закона N 1143-XII от 21 февраля 1992 года) "О Бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан" по кассационной жалобе Штанина А.В., Султанова И.Т. и Хафизова М.М. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 6 июня 2001 года, которым в удовлетворении жалобы отказано.

Заслушав доклад судьи Д.П.Александрова, объяснения Хафизова М.М., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Штанин А.В., Султанов И.Т. и Хафизов М.М. обратились в Верховный Суд Республики Татарстан (РТ) с указанной выше жалобой, в обоснование которой указали на несоответствие ч.3 ст.16 и ч.13 ст.20 Закона РТ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан" ст.ст.2 и 232 Бюджетного кодекса РФ, введенного в действие с 1 января 2000 года.

Верховный Суд РТ вынес указанное выше решение, на которое заявителями принесена кассационная жалоба. В ней ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении жалобы и указываются те же доводы, на которые они ссылались при рассмотрении дела судом первой инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению, а решение Верховного Суда РТ подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении жалобы.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской федерации (ст.72 "и" Конституции РФ).

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.76 Конституции РФ).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.5 ст.76 Конституции РФ).

С 1 января 2000 года введен в действие Бюджетный кодекс РФ, ст.2 которого установлено, что бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в ст.1 настоящего Кодекса.

Нормативные правовые акты, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу. В случае противоречия между настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами, предусмотренными частью первой настоящей статьи, применяется настоящий Кодекс.

Таким образом, необходимость соблюдения положений Бюджетного кодекса Российской Федерации распространяется на все законы субъектов Российской Федерации, регулирующие правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением (ст.1 БК РФ).

В силу п.п.1 и 2 ст.232 Бюджетного кодекса РФ доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.

Доходы, фактически полученные бюджетными учреждениями от платных услуг и иной предпринимательской деятельности при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете и сверх сметы расходов и доходов, направляются на финансирование расходов данных бюджетных учреждений.

В случае необходимости направить дополнительные доходы на цели, отличные от указанных в п.1 настоящей статьи, либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10% финансирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. Внесение изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете принимается по итогам исполнения бюджета за квартал (полугодие), в котором указанное превышение было получено.

Ч.3 ст.16 Закона Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан" установлено, что доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджетов, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляются в соответствующие бюджеты, изъятию не подлежат и используются органом исполнительной власти по согласованию с соответствующим Советом народных депутатов.

Ч.13 ст.20 того же Закона установлено, что доходы, дополнительно полученные при исполнении Республиканского бюджета Республики Татарстан, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляются в Республиканский бюджет Республики Татарстан, изъятию не подлежат и используются по усмотрению Кабинета Министров Республики Татарстан с последующим утверждением Верховным Советом Республики Татарстан.

Положения приведенных статей Закона РТ не соответствуют ч.ч.1 и 2 ст.232 Бюджетного кодекса РФ, с чем согласился в судебном заседании представитель Государственного Совета Республики Татарстан.

Отказывая в удовлетворении жалобы заявителей, суд пришел к выводу, что действие пунктов 1 и 2 ст.232 Бюджетного кодекса РФ приостановлено до 31 декабря 2001 года ст.121 Федерального закона от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", в связи с чем поставленный в жалобе вопрос о противоречии данной статье положений обжалуемого Закона является преждевременным.

Однако с данным выводом суда согласиться нельзя.

Действительно, ст.121 Федерального закона от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" по 31 декабря 2001 года приостановлено действие п.6 ст.83, п.п.1 и 2 ст.232, п.п.1 и 2 ст.260 Бюджетного кодекса РФ.

Однако приостановление действий указанных статей Бюджетного кодекса РФ касается только исполнение федерального бюджета на 2001 год, поскольку такое приостановление произведено Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год", ст.120 которого был установлен отличный от положений п.п.1 и 2 ст.232 БК РФ порядок использования дополнительно поступивших сверх утвержденных в ст.24 данного Закона доходов федерального бюджета.

Такой порядок использования сверх утвержденных Законом о федеральном бюджете на 2001 год доходов был изменен Федеральным законом от 24 марта 2001 года N 34-ФЗ.

Действие ст.232 Бюджетного кодекса РФ в отношении других уровней бюджетов данным приостановлением не затронуто, поскольку Федеральный закон "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 25 июня 1999 года не содержит указание об этом.

Основаниями к отмене решения суда в кассационном порядке является неправильное применение норм материального права (п.4 ст.306 ГПК РСФСР).

Поскольку судом при вынесении решения неправильно применен материальный закон, решение подлежит отмене.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся материалов, но допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия на основании п.4 ст.305 ГПК РСФСР пришла к выводу о вынесении нового решения об удовлетворении жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.304, п.4 ст. 305, п.4 ст.306, 311 ГПК РСФСР, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 6 июня 2001 года отменить и вынести новое решение, которым жалобу Штанина А.В., Султанова И.Т. и Хафизова М.М. удовлетворить: признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению с момента вступления решения в законную силу, т.е. с 24 июля 2001 года, ч.3 ст.16 и ч.13 ст.20 Закона Республики Татарстан от 26 декабря 1991 года N 1336-XII (в редакции Закона от 21 февраля 1992 года N 1443-XII) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан".



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 июля 2001 г. N 11Г01-42


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.