Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2001 г. N 11-Г1-49 О признании противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению ч. 1 ст. 21 закона Республики Татарстан от 26 декабря 1991 г. N 1367-XII "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2001 г. N 11-Г1-49

ГАРАНТ:

См. также Определение Верховного Суда РФ от 24 июля 2001 г. N 11Г01-42

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Нечаева В.И.,

судей Горохова Б.А., Кебы Ю.Г.

рассмотрела в судебном заседании 14 сентября 2001 г. по кассационной жалобе Штанина А.В., Султанова И.Т. и Хафизова М.М. на решение Верховного суда Республики Татарстан от 24 июля 2001 года дело по жалобе Штанина Александра Васильевича, Султанова Ильдуса Тургутовича и Хафизова Масгута Муфазаловича на действия Президента Республики Татарстан и Государственного Совета Республики Татарстан и по их заявлению о признании противоречащей федеральному законодательству статьи 21 закона Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения Хафизова М.М., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Штанин А.В., Султанов И.Т., Хафизов М.М. обратились в суд с жалобой на действия Президента Республики Татарстан и Государственного Совета Республики Татарстан и с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству статьи 21 закона Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан", ссылаясь на то, что в соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения. При этом указанные нормативные правовые акты не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Пункт 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает, что законом субъекта Российской Федерации утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а в случае, если указанная должность не установлена, то руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Статья 21 республиканского закона, предусматривает, что отчетный доклад об исполнении бюджета за прошедший финансовый год представляется Кабинетом Министров Республики Татарстан, а не высшее должностное лицо - Президент Республики Татарстан.

Статьи 28 и 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливают, что бюджетная система Российской Федерации строится на принципе гласности. Однако, законы Республики Татарстан, регулирующие вопросы бюджетного устройства в Республике Татарстан, не содержат в себе норм об обязательном опубликовании отчетов об исполнении бюджета в средствах массовой информации.

По мнению заявителей, в нарушение пункта 3 статьи 21 закона Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан" отчет об исполнении бюджета 2000 года представлен на рассмотрение Государственного Совета Республики Татарстан без предварительной его проверки парламентским контрольным органом.

Указанные противоречия республиканского закона федеральному законодательству, неправомерные действия Государственного Совета Республики Татарстан и Президента Республики Татарстан нарушают права заявителей и неограниченного круга лиц на эффективное, гласное и экономное использование бюджетных средств.

Решением Верховного суда Республики Татарстан от 24 июля 2001 года заявление было оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе Штанина А.В., Султанова И.Т. и Хафизова М.М. поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отчет об исполнении бюджета для утверждения его законом субъекта Российской Федерации представляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Часть 1 ст.21 оспариваемого заявителями закона Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан" предусматривает, что отчетный доклад об исполнении бюджета за прошедший финансовый год представляется Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Статья 116 Конституции Республики Татарстан предусматривает, что Кабинет министров Республики Татарстан - Правительство Республики Татарстан - является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Татарстан и подчиняется Президенту Республики Татарстан.

Главой государства в Республике Татарстан является Президент Республики Татарстан (статья 106 Конституции Республики Татарстан).

Поскольку Президент Республики Татарстан в соответствии с Конституцией Республики Татарстан является высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, в силу п.2 ст.5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" именно он должен представлять отчет об исполнении республиканского бюджета за прошедший финансовый год для утверждения его законом Республики Татарстан.

Требования заявителей в части признания этой нормы республиканского законодательства противоречащей федеральному законодательству являются обоснованными и подлежали удовлетворению.

Решение суда в этой части мотивировано тем, что Конституцией Республики Татарстан (пункт 1 статьи 119) и пунктом 1 статьи 21 Закона Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан" представление отчета об исполнении бюджета возложено на Кабинет Министров Республики Татарстан, являющийся по своему статусу высшим исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 30) устанавливает переходный период - два календарных года со дня вступления в силу данного Федерального закона (вступил в силу со дня официального опубликования закона в Собрании законодательства Российской Федерации - 18 октября 1999 года). Федеральный закон не содержит нормы, предусматривающей, что нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации до истечения переходного периода применяются в части, не противоречащей Федеральному закону.

Указанные выводы основаны на неправильном толковании норм статьи 16 Конституции Российской Федерации и статьи 30 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В соответствии со ст.76 Конституции Российской Федерации принятые по предметам совместного ведения субъектами Российской Федерации нормативные правовые акты должны соответствовать федеральным законам и не противоречить им.

Установленный в ст.30 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" двухгодичный период для приведения в соответствие с федеральным законодательством законодательства субъектов Российской Федерации не является правовым основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований об устранении противоречий между нормами федерального и республиканского законодательства. Судебный порядок устранения таких противоречий предусмотрен Конституцией Российской Федерации, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и никакими сроками не ограничен.

Решение суда в указанной части подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права, с вынесением нового решения об удовлетворении данного требования заявителей.

В остальной части решение суда подлежит отмене, как вынесенное с существенным нарушением норм процессуального права, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Из представленного Штаниным А.В., Султановым И.Т. и Хафизовым М.М. в суд заявления и из их объяснений в суде усматривается, что они просили признать незаконными действия Президента Республики Татарстан и Государственного Совета Республики Татарстан при представлении, проверке и утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета. При этом они требовали признать недействующей только одну статью 21 республиканского закона, не предусматривающую нормы об обязательном опубликовании полного текста отчета в печати.

Эти требования Верховным Судом Республики Татарстан были рассмотрены по существу с нарушением норм о подведомственности и подсудности гражданских дел судам общей юрисдикции.

В соответствии с п.2 ст.115 ГПК РСФСР верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Действия высших представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые не имеют формы нормативных правовых актов, в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа в качестве суда первой инстанции обжалованы быть не могут.

Не подлежат рассмотрению в суде требования об обязании высших представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации принять какие-либо нормативные правовые акты, поскольку иное означало бы нарушение принципа разделения властей, провозглашенного в ст.10 Конституции Российской Федерации.

При новом рассмотрении дела суду следует уточнить, какие именно нормы и каких нормативных правовых актов Государственного Совета и Президента Республики Татарстан оспариваются в рамках настоящего дела, после чего разрешить вопрос о подведомственности и о подсудности этих требований суду.

На основании п.п.1 и 4 ст.305, ст.ст.306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Верховного суда Республики Татарстан от 24 июля 2001 года отменить.

В части отказа в удовлетворении требования заявителей о признании противоречащей федеральному законодательству части 1 статьи 21 закона Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан" решение отменить с вынесением нового решения об удовлетворении заявления Штанина Александра Васильевича, Султанова Ильдуса Тургутовича и Хафизова Масгута Муфазаловича в этой части.

Признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению с момента вынесения настоящего решения часть 1 статьи 21 закона Республики Татарстан от 26 декабря 1991 г. N 1367-XII "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан".

В остальной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.


Председательствующий


Судьи



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2001 г. N 11-Г1-49


Текст определения опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2001 г., N 12



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение