Приказ Службы судебных приставов Управления Минюста РФ по Тульской области от 17 апреля 2002 г. N 296 Об утверждении Методических рекомендаций о порядке исполнения требований исполнительных документов о взыскании денежных сумм с должников-учреждений

Приказ Службы судебных приставов Управления Минюста РФ по Тульской области
от 17 апреля 2002 г. N 296
Об утверждении Методических рекомендаций о порядке исполнения требований исполнительных документов о взыскании денежных сумм с должников-учреждений


В целях организации работы судебных приставов-исполнителей Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области по исполнению судебных актов и актов иных органов, руководствуясь ст.9 Федерального закона "О судебных приставах", приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации о порядке исполнения требований исполнительных документов о взыскании денежных сумм с должников-учреждений (прилагаются).

2. Настоящие Методические рекомендации направить во все подразделения судебных приставов службы судебных приставов Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области.


Заместитель начальника
Управления Министерства юстиции
Российской Федерации
по Тульской области -
главный судебный пристав

И.В.Черкасский


Методические рекомендации
о порядке исполнения требований исполнительных документов о взыскании денежных сумм с должников-учреждений
(утв. приказом Управления Минюста РФ по Тульской области от 17 апреля 2002 г. N 296)


Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ч.1 ст.120 ГК РФ).

Учредительным документом учреждения является устав (положение), который(ое) утверждается собственником.

Учреждение может быть создано органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также юридическими или физическими лицами.

За учреждением имущество закрепляется на праве оперативного управления. Согласно ст.298 ГК учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

Учреждение по своим обязательствам отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами.

Однако следует учитывать, что собственник может наделить учреждение правом заниматься деятельностью, приносящей доход, о чем должно быть указано в уставе (положении).

Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество учитываются на отдельном балансе и поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. На указанные доходы судебный пристав-исполнитель может обратить взыскание в счет погашения задолженности по исполнительным документам.

Учреждения делятся на бюджетные и небюджетные.

Бюджетное учреждение - это организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст.161 Бюджетного кодекса РФ).

Оно наделяется государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления.

Бюджетное учреждение может заниматься деятельностью, приносящей доход.

Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством Российской Федерации (п. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

Учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, могут использовать бюджетные средства через другие кредитные учреждения.

Поэтому при исполнении требований исполнительных документов о взыскании денежных сумм с учреждений необходимо учитывать следующее:

1) каким собственником создано учреждение;

2) получателем средств бюджета какого уровня является учреждение (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета);

3) имеет ли право учреждение заниматься деятельностью, приносящей доход.

Указанные сведения можно получить из учредительных документов учреждения - устава (положения).

Требования исполнительного документа о взыскании денежных средств с учреждения, подведомственного федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации и финансируемого из федерального бюджета в соответствии с Правилами о взыскании на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. N 143, подлежат исполнению органами Федерального казначейства Российской Федерации.

Взыскатель вправе предъявить исполнительный документ в отношении данного должника в службу судебных приставов только при наличии отметки территориального органа Федерального казначейства о невозможности исполнения данного судебного решения за счет средств федерального бюджета.

При предъявлении исполнительного документа взыскателем непосредственно в подразделение судебных приставов без соответствующей отметки территориального органа Федерального казначейства исполнительный документ не принимается как предъявленный в неуполномоченный орган и возвращается взыскателю. В сопроводительном письме взыскателю разъясняется его право предъявления исполнительного документа в соответствующий орган Федерального казначейства.

По получении исполнительного документа с отметкой территориального органа Федерального казначейства судебный пристав-исполнитель в соответствии с требованиями ст.9 Федерального закона "Об исполнительном производстве" выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, в котором устанавливает должнику срок добровольного исполнения не более пяти дней. В случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель устанавливает у должника наличие счетов по учету средств от предпринимательской и иной деятельности, приносящий доход, на которые обращает взыскание. В данном случае судебный пристав-исполнитель решает вопрос о взыскании исполнительского сбора. При отсутствии таких средств для удовлетворения требований взыскателя исполнительный документ возвращается взыскателю, которому разъясняется, что он вправе вновь предъявить исполнительный документ в сроки, установленные ст.14 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а также о субсидиарной ответственности собственника соответствующего имущества по обязательствам данного учреждения (ч.2 ст.120 ГК РФ). При этом выносится постановление об окончании исполнительного производства в соответствии с подп.3 п.1 ст.27 Федерального закона "Об исполнительном производстве". В случае взыскания денежной суммы по исполнительному документу и удовлетворения требований взыскателя исполнительный документ с соответствующей отметкой возвращается в орган, его выдавший, исполнительное производство оканчивается в соответствии с подп.1 п.1 ст.27 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Исполнительный документ в отношении учреждения, подведомственного органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления и финансируемого соответственно за счет средств субъектов Российской Федерации или местного бюджета, принимается для исполнения судебным приставом-исполнителем непосредственно от взыскателя, его представителя или органа, его выдавшего, при этом отметки органа Федерального казначейства не требуется. В соответствии с требованиями ст.9 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановлением судебного пристава-исполнителя возбуждается исполнительное производство, в котором должнику устанавливается срок добровольного исполнения не более пяти дней. В случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель устанавливает лицевые счета, на которые поступают бюджетные средства, а также другие счета в кредитных учреждениях, на которые поступают доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доходы.

В первую очередь судебный пристав-исполнитель обращает взыскание в счет погашения задолженности по исполнительному документу на доходы, получаемые должником от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доходы. В этом случае судебный пристав-исполнитель решает вопрос о взыскании исполнительского сбора.

При отсутствии или недостаточности таких средств судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на бюджетные средства. При этом учитывает принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Поскольку в соответствии с ч.2 ст.38 Бюджетного кодекса РФ любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. В случае погашения задолженности по исполнительному документу за счет бюджетных средств исполнительский сбор не взыскивается.

При отсутствии средств для удовлетворения требований взыскателя исполнительный документ возвращается взыскателю, которому разъясняется его право вновь предъявить исполнительный документ в сроки, установленные ст.14 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а также о субсидиарной ответственности собственника соответствующего имущества по обязательствам данного учреждения (ч.2 ст.120 ГК РФ). Исполнительное производство оканчивается постановлением судебного пристава-исполнителя в соответствии с подп.3 п.1 ст.27 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

В случае взыскания денежной суммы по исполнительному документу и удовлетворения требований взыскателя исполнительный документ с соответствующей отметкой возвращается в орган, его выдавший, исполнительное производство оканчивается в соответствии с подп.1 п.1 ст.27 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Исполнительный документ о взыскании денежных средств с учреждения, созданного физическими или юридическими лицами, принимает судебный пристав-исполнитель непосредственно от взыскателя, его представителя или органа его выдавшего, и в соответствии с требованиями ст.9 Федерального закона "Об исполнительном производстве" выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, в котором устанавливает должнику срок для добровольного исполнения не более пяти дней. В случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие счетов, на которые поступают денежные средства, и обращает на них взыскание.

При отсутствии денежных средств для удовлетворения требований взыскателя исполнительный документ возвращается взыскателю, которому разъясняется его право вновь предъявить исполнительный документ для исполнения в сроки, установленные ст.14 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а также о субсидиарной ответственности собственника соответствующего имущества по обязательствам данного учреждения (ч.2 ст.120 ГК РФ). Исполнительное производство оканчивается постановлением судебного пристава-исполнителя в соответствии с подп.3 п.1 ст.27 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

В случае взыскания денежной суммы по исполнительному документу и удовлетворения требований взыскателя исполнительный документ с соответствующей отметкой возвращается в орган, его выдавший, исполнительное производство оканчивается в соответствии с подп.1 п.1 ст.27 Федерального закона "Об исполнительном производстве".



Приказ Службы судебных приставов Управления Минюста РФ по Тульской области от 17 апреля 2002 г. N 296 Об утверждении Методических рекомендаций о порядке исполнения требований исполнительных документов о взыскании денежных сумм с должников-учреждений



Текст приказа опубликован в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2002 г., N 6


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.