• ДОКУМЕНТ

Чрезвычайное и военное положение

Глава XXII
Чрезвычайное и военное положение


Статья 123


(1) Чрезвычайное положение как особый правовой режим может вводиться в качестве временной меры для обеспечения безопасности граждан или защиты конституционного строя РФ. Оно вводится в обстановке, в которой угроза безопасности граждан или конституционного строя реальна, чрезвычайна и неизбежна и устранение ее невозможно без применения чрезвычайных мер.

(2) Основаниями введения чрезвычайного положения могут быть:

а) попытка насильственного изменения или насильственного устранения конституционного строя РФ; массовые беспорядки и межнациональные конфликты, сопровождающиеся насилием; блокада отдельных местностей, угрожающая жизненно важным интересам РФ, безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;

б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие широкомасштабных аварийно-спасательных и восстановительных работ.

(3) Режим чрезвычайного положения определяется федеральным законом.


Статья 124


(1) Чрезвычайное положение объявляется постановлением Верховного Совета РФ.

(2) В неотложных случаях чрезвычайное положение объявляется указом Президента РФ с немедленным уведомлением Верховного Совета РФ, который незамедлительно рассматривает этот указ. Если Верховный Совет РФ в течение 72 часов с момента издания указа не утверждает его, указ об объявлении чрезвычайного положения утрачивает силу. Если созыв Верховного Совета РФ невозможен, указ сохраняет свое действие.

(3) Чрезвычайное положение не может быть введено более чем на 30 суток на всей территории РФ и более чем на 60 суток в отдельных местностях РФ. По истечении соответствующего срока чрезвычайное положение прекращается, если Верховный Совет РФ не продлит его на новый срок. Верховный Совет РФ может продлевать чрезвычайное положение каждый раз не более чем на 30 суток.

(4) Акты об объявлении, продлении и прекращении чрезвычайного положения должны быть своевременно доведены до сведения населения и подлежат обязательному опубликованию.


Статья 125


(1) Чрезвычайное положение на территории субъекта Российской Федерации может вводиться федеральными государственными органами по согласованию с ним.

(2) Если обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, затрагивают территорию только одного субъекта Российской Федерации, чрезвычайное положение в нем может быть введено органами государственной власти этого субъекта Российской Федерации с немедленным уведомлением Верховного Совета РФ и Президента РФ и осуществляется в соответствии с федеральным законом.


Статья 126


(1) В период чрезвычайного положения в соответствии с федеральным законом могут вводиться временные ограничения прав и свобод. Такие ограничения должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном положении.

(2) В период чрезвычайного положения не допускается изменение Конституции РФ, законов о выборах и о судопроизводстве, не проводятся референдумы и выборы, не могут быть ограничены или прекращены полномочия и деятельность Верховного Совета РФ и судов. Срок полномочий Верховного Совета РФ, истекающий во время действия чрезвычайного положения на всей территории РФ, продлевается на время действия чрезвычайного положения. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьей 20, частями 4, 5 статьи 21, частью 2 статьи 22, частью 1 статьи 25, статьями 26, 27, 33, 35, 37, частью 1 статьи 40, статьями 41-47 Конституции РФ.

(3) Дела о преступлениях, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь, не могут рассматриваться на территории, где объявлено чрезвычайное положение. Исключительная мера наказания, вынесенная за преступления, совершенные во время чрезвычайного положения, не приводится в исполнение в течение всего времени действия чрезвычайного положения и 30 суток после его прекращения.

(4) Меры, принимаемые в период чрезвычайного положения:

а) осуществляются в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения;

б) не влекут за собой каких-либо ограничений или изменений прав и полномочий государственных органов, правового положения общественных объединений, а также прав и свобод человека в местностях, где не объявлено чрезвычайное положение;

в) не влекут за собой какой-либо дискриминации отдельных лиц или групп населения исключительно на основе расовой и национальной принадлежности, цвета кожи, пола, языка, социального, имущественного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии.


Статья 127


(1) Военное положение как специальный правовой режим объявляется на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях с объявлением состояния войны либо при необходимости выполнения международных договорных обязательств о коллективной обороне от агрессии или при наличии непосредственной угрозы вооруженного нападения на Российскую Федерацию.

(2) Решение об объявлении военного положения принимается Верховным Советом РФ, а в случае внезапного вооруженного нападения или неотложной необходимости выполнения международных договорных обязательств о коллективной обороне от агрессии - Президентом РФ.

(3) Режим военного положения определяется федеральным законом.


Актуальный текст документа