• ДОКУМЕНТ

Законодательная власть

Раздел третий
Власть


Глава 10. Законодательная власть


Статья 59


1. Парламент Российской Федерации является единственным федеральным законодательным органом.

2. Парламент состоит из Федерального Собрания и Народного Собрания.

3. Федеральное Собрание - верхняя палата - формируется республиками, краями, областями, автономными областями и автономными округами самостоятельно. Делегация от республик, края, области, автономной области и автономного округа не может состоять более чем из 2 человек. Каждая делегация при голосовании обладает одним решающим голосом.

Полномочия делегатов Федерального Собрания длятся 3 года.

4. Народное Собрание - нижняя палата - состоит из 400 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок избрания депутатов Народного Собрания устанавливается федеральным конституционным законом.

Полномочия депутатов Народного Собрания длятся 4 года, причем каждые 2 года состав палаты обновляется наполовину.


Статья 60


1. Федеральное собрание:

а) назначает федеральный референдум;

б) утверждает изменения границ между республиками, краями, областями, автономными областями и автономными округами;

в) утверждает образование новых республик, краев, областей, автономных областей и автономных округов, а также изменение их конституционно-правового статуса;

г) решает вопросы войны и мира;

д) дает Президенту заключения о кандидатурах на должность государственного секретаря и государственных министров;

е) дает согласие Президенту на назначение высшего командования Вооруженных Сил;

ж) отстраняет от должности государственного секретаря и государственных министров в порядке, установленном настоящей Конституцией;

з) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией.

2. Народное собрание:

а) осуществляет законодательное регулирование по вопросам, отнесенным к федеральной компетенции;

б) устанавливает федеральные налоги и сборы;

в) осуществляет контроль за денежной эмиссией;

г) учреждает федеральные фонды регионального развития; принимает решения о федеральных займах и экономической помощи;

д) утверждает производимые Президентом назначения Председателя Банка России, Председателя Федеральной статистической палаты;

е) утверждает по представлению Президента назначение судей Конституционного Суда и Верховного Суда;

ж) дает согласие на назначение Президентом иных федеральных судей;

з) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией.

3. Палаты совместно:

а) принимают федеральный бюджет, вносят в него изменения;

б) ратифицируют и денонсируют международные договоры Российской Федерации. Ратификации подлежат международные договоры по территориальным, общеэкономическим, финансовым, военным вопросам; договоры об историческом и культурном наследии народов России; договоры, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина; договоры об участии России в международных организациях и иных объединениях, а также в системах коллективной безопасности; договоры, исполнение которых требует изменения федеральных законов; иные договоры, прямо предусматривающие процедуру ратификации;

в) вносят в Верховный Суд Российской Федерации представление о лишении мандата делегатов Федерального Собрания и депутатов Народного Собрания, об отстранении от должности Президента Российской Федерации и Вице-президента Российской Федерации в случае грубого нарушения ими Конституции Российской Федерации или совершения тяжкого государственного преступления. Решение по данному вопросу принимается двумя третями от общего состава каждой из палат;

г) избирают Парламентского уполномоченного по правам человека;

д) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией.


Статья 61


1. Членом Парламента - делегатом Федерального Собрания или депутатом Народного Собрания - может стать гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом.

2. Член Парламента не может быть одновременно делегатом и депутатом, а также депутатом правительственного органа республики, края, области, автономной области, автономного округа, а также членом органа местного самоуправления.

3. Член Парламента не может занимать любые должности в системе исполнительной власти. Член Парламента не может занимать любые должности в системе судебной власти.

4. Член Парламента не может также заниматься предпринимательской деятельностью, входить в состав руководящих органов коммерческих и иных предприятий, а также выполнять любую оплачиваемую работу.

5. Член Парламента получает вознаграждение за исполнение своих обязанностей и возмещение связанных с ними расходов.


Статья 62


1. Член Парламента не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, личному досмотру, допросу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, а также привлечен к уголовной ответственности за высказанное мнение либо за участие в голосовании при исполнении им своих обязанностей.

2. Член Парламента не может быть подвергнут преследованию либо аресту за уголовные преступления либо административные проступки, не связанные с исполнением им своих обязанностей, без согласия соответствующей палаты, за исключением случаев, когда он застигнут на месте преступления, а в промежутках между сессиями - без согласия президиума палаты.

3. Иные гарантии деятельности члена Парламента устанавливаются законом.


Статья 63


1. Право голосования членом Парламента осуществляется лично.

2. При голосовании член Парламента свободен от каких-либо указаний, наказов и других влияний и должен руководствоваться лишь общими началами конституционного устройства Российской Федерации и личной позицией.


Статья 64


1. Парламент Российской Федерации осуществляет свою деятельность в форме сессий.

2. Осенняя сессия Парламента открывается в первый вторник октября и продолжается до третьего вторника декабря. Весенняя сессия открывается во второй вторник февраля и продолжается до третьего вторника мая.


Статья 65


1. Внеочередная сессия Парламента собирается по требованию: одной пятой части членов любой из палат; Президента Российской Федерации, а также по совместному решению президиумов палат.

Дата открытия внеочередной сессии устанавливается совместным решением президиумов в течение трех дней со дня поступления требования. Сессия должна быть открыта не позднее десяти дней после поступления требования.

2. Чрезвычайная сессия собирается по праву в случае:

а) объявления Президентом чрезвычайного положения на всей или на части территории Российской Федерации;

б) наступления событий, явно и недвусмысленно угрожающих началам конституционного строя Российской Федерации.

Чрезвычайная сессия является открытой с момента появления кворума в каждой из палат.


Статья 66


Сессия Парламента Российской Федерации объявляется закрытой по совместному решению обеих палат. Иной порядок прекращения работы сессии исключается.


Статья 67


1. Палаты Парламента Российской Федерации заседают раздельно.

2. Совместные заседания палат допускаются только при рассмотрении вопросов о посланиях Президента, посланиях Конституционного Суда, посланиях Верховного Суда, об утверждении федерального бюджета, а также о выборах Парламентского уполномоченного по правам человека.

3. В заседаниях палат не могут принимать участие Президент, государственный секретарь, государственные министры и федеральные судьи.

4. Для ведения заседаний и организации работы Народное Собрание избирает свой Президиум, его Председателя, принимает регламент.

5. На заседаниях Федерального Собрания председательствует Вице-президент Российской Федерации. В случае его отсутствия ведение заседания поручается секретарю Федерального Собрания. Секретарь и два его заместителя, избираемые Федеральным Собранием, образуют Президиум палаты.

Вице-президент имеет в Федеральном Собрании решающий голос.

6. Заседания палат являются открытыми. В случаях, прямо предусмотренных регламентом, палаты вправе проводить закрытые заседания.


Статья 68


1. Каждая из палат Парламента Российской Федерации создает комитеты, которые осуществляют подготовку проектов федеральных законов и иных актов, проводят парламентские слушания и расследования.

2. Каждая из палат и палаты совместно вправе создавать следственные комиссии.

3. Комитеты и комиссии вправе требовать от любого органа или должностного лица предоставления всех необходимых документов и материалов. Невыполнение требований влечет наступление предусмотренной законом ответственности.

4. Заседания комитетов и комиссий являются открытыми. В случаях, прямо предусмотренных регламентом, комитет (комиссия) вправе проводить закрытые заседания.


Статья 69


1. Парламентский уполномоченный по правам человека является гарантом прав и свобод граждан Российской Федерации, закрепленных в настоящей Конституции.

2. Парламентский уполномоченный осуществляет высший контроль в области прав и свобод граждан в формах рассмотрения жалоб и ходатайств граждан на нарушения их конституционных прав и свобод и обращения к компетентным государственным и общественным органам.

3. Парламентский уполномоченный избирается на совместном заседании палат Парламента Российской Федерации по совместному представлению Президента и Председателя Верховного Суда. Он осуществляет свои полномочия в течение 15 лет и не может быть вновь избран на этот пост.

4. Статус Парламентского уполномоченного по правам человека, его Службы, а также порядок их деятельности определяются федеральным законом.


Статья 70


1. Парламент Российской Федерации принимает законы и постановления.

2. Путем издания законов создаются нормы права. Постановления издаются по организационным вопросам.


Статья 71


1. Право законодательной инициативы принадлежит членам Парламента Российской Федерации, палатам Парламента Российской Федерации, комитетам палат, Президенту Российской Федерации, Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Парламентскому уполномоченному по правам человека, законодательным органам республик, представительным органам государственной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также совместно не менее чем 100 тысячам граждан, обладающих активным избирательным правом.

2. Законопроекты вносятся в Народное Собрание.


Статья 72


1. Для принятия закона или постановления Народным Собранием необходимо, чтобы за него проголосовало при наличии кворума более половины от общего числа голосующих депутатов.

2. Для принятия конституционного закона необходимо, чтобы за него проголосовало более двух третей от общего числа депутатов.

3. Для принятия закона об изменении Конституции необходимо, чтобы за него проголосовало более двух третей от общего числа депутатов.

4. Принятый Народным Собранием закон направляется в Федеральное Собрание. Если по истечении десяти дней с момента поступления в Федеральное Собрание последнее не выскажет своего мнения, закон считается принятым Парламентом Российской Федерации.

Если Федеральное собрание отвергнет закон путем принятия соответствующего постановления, палаты в течение пяти дней создают согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. В случае недостижения согласия Народное Собрание вновь рассматривает данный законопроект, но не ранее чем через десять дней. Если при повторном голосовании законопроект будет одобрен при наличии кворума двумя третями от общего числа голосующих депутатов, закон считается принятым.

5. Принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и опубликования. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления в Администрацию Президента отвергнет закон или отдельную его часть, Народное Собрание вновь рассматривает данный акт, но не ранее чем через десять дней. Если при повторном голосовании акт будет одобрен при наличии кворума двумя третями голосующих депутатов, закон считается принятым, подписывается Председателем Народного Собрания и вступает в силу в установленном порядке. Если Президент Российской Федерации по истечении четырнадцати дней с момента поступления закона в Администрацию Президента не выскажет своего мнения, закон подписывается Председателем Народного Собрания и вступает в силу в установленном порядке.


Статья 73


1. Законы Российской Федерации и постановления Парламента и его палат публикуются в течение семи дней со дня подписания в "Собрании уложений Российской Федерации" и включаются в Свод законов Российской Федерации.

2. Законы вступают в силу с момента их опубликования, если при принятии акта не предусмотрен иной порядок.


Актуальный текст документа