• ДОКУМЕНТ

третья. Президент Российской Федерации

Раздел первый
Федерация


Статья 22


1. Россия - федеративное государство, в состав которого входят республики, губернии и автономные национальные сообщества.

2. Республики, входящие в состав Российской Федерации, - государственные образования, обладающие всей полнотой суверенной государственной власти за исключением полномочий, закрепленных за Российской Федерацией.

Распределение государственных полномочий между республиками и Российской Федерацией устанавливается Конституцией и Федеративными договорами.

Федеративный договор может заключаться между Российской Федерацией и всеми входящими в ее состав республиками, между Федерацией и несколькими из входящих в ее состав республиками, равно как между Федерацией и каждой республикой в отдельности.

Положения Конституции (кроме положений раздела первого главы первой) действуют на территории республики после заключения ею Федеративного договора.

3. Губернии в составе Российской Федерации являются территориальными государственно-административными образованиями.

Губерния самостоятельно осуществляет государственное регулирование экономических отношений и другие государственные полномочия, не закрепленные настоящей Конституцией и законами за Российской Федерацией.

Администрация губернии входит в систему исполнительной власти Российской Федерации.

Статус, права и полномочия губернии, компетенция губернских органов власти и управления определяются органическим законом.

Органическим законом конституируется состав губерний, входящие в них области и края, которые до включения в губернию обладают ее правами и полномочиями, установленными Конституцией.

4. Автономные национальные сообщества (автономные округа, национальные районы) образуются в составе республик и губерний на началах территориальной или этнической (национально-культурной автономии). Их статус и права определяются органическим законом, а в отношении автономных сообществ, входящих в состав республик, также Федеративным договором.

5. Этнические (национально-культурные) автономии образуются для сохранения и развития этнической самобытности и культуры малочисленных народов на основе выраженной ими воли организовать автономное сообщество с фиксированным персональным составом на традиционно занимаемой ими территории.

6. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию государства.

7. Территория республики, автономного национального сообщества не может быть изменена без их согласия.


Статья 23


1. К ведению Российской Федерации относятся:

(1) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их исполнением;

(2) установление федеративного устройства и границ Российской Федерации;

(3) принятие в состав Российской Федерации новых республик;

(4) образование губерний, определение и изменение их состава и статуса;

(5) защита прав и свобод человека, защита прав национальных меньшинств;

(6) гражданство Российской Федерации;

(7) внешняя политика, международные и внешнеэкономические отношения Российской Федерации, таможенное регулирование, вопросы войны и мира;

(8) защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, оборона и государственная безопасность, оборонное производство, порядок продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

(9) федеральная государственная собственность и управление ею;

(10) установление общего экономического пространства и единого рынка на территории Российской Федерации, определение антимонопольной политики;

(11) федеральный бюджет, федеральные налоги и установление системы республиканских, губернских и местных (муниципальных) налогов и сборов, принципов самообложения населения, федеральные фонды регионального развития;

(12) финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, банковская система;

(13) статус и защита государственной границы, территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа;

(14) регулирование производства, хранение и использование расщепляющихся материалов, ядовитых веществ и наркотических средств;

(15) метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, статистический и бухгалтерский учет;

(16) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

(17) амнистии и помилование;

(18) федеральная государственная служба;

(19) судоустройство, прокуратура, определение основ системы нотариата, адвокатуры, установление порядка регистрации актов гражданского состояния;

(20) законодательство уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное, административное и административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, о недрах, об охране окружающей среды, а также кодексы и другие акты кодификации этого законодательства.

2. К ведению республики относятся государственные функции, не отнесенные Конституцией и Федеративными договорами к ведению Российской Федерации. Федеративным договором к ведению республики может быть отнесено решение любых государственных дел на своей территории, включая законодательство, поскольку это не затрагивает федеративное устройство, территориальную целостность Российской Федерации, права и государственные полномочия других субъектов Российской Федерации и не противоречит требованиям кодифицированных законов, принятых Российской Федерацией в соответствии с Конституцией.

По Федеративному договору может быть установлено совместное ведение республики и Российской Федерации по любому кругу государственных дел, относящихся к республике.

3. Губернии осуществляют государственные функции, не отнесенные Конституцией и законами к ведению Российской Федерации, а также функции, вверенные органам власти и управления губерний органами государственной власти и управления Российской Федерации.


Статья 24


1. Государственные функции Российской Федерации осуществляют высшие федеральные органы государственной власти и управления, образованные в соответствии с Конституцией, а также другие федеральные органы, образованные в соответствии с органическими законами.

2. Государственные функции республики осуществляют республиканские органы государственной власти и управления, образованные в соответствии с Конституцией республики, законами и другими правовыми актами республики.

3. Ведение государственных дел в губернии осуществляют губернатор и губернское собрание депутатов, избираемые общим, прямым, равным, свободным и тайным голосованием, и правительство губернии, формируемое губернским собранием депутатов по представлению губернатора.

Губернии обеспечивают сочетание государственных начал и начал местного самоуправления, региональных и федеральных интересов.

Полномочия губернских органов власти и управления, а также организация судебной системы в губернии определяются на основании настоящей Конституции органическим законом и уставом губернии.

4. Конституционное устройство республик, организация государственной власти и местного самоуправления в губерниях и автономных национальных сообществах должны соответствовать принципам правового, демократического и светского государства в духе Конституции.


Статья 25


1. По всем вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации, высшие федеральные органы вправе издавать законы и иные нормативные юридические акты.

Законы и другие акты, принятые федеральными органами в соответствии с Конституцией, имеют обязательную силу на всей территории Российской Федерации.

2. Федеральные органы не вправе издавать законы и другие нормативные юридические акты по вопросам, относящимся к ведению республик. Республиканские органы не вправе издавать законы и другие нормативные юридические акты и принимать односторонние решения по вопросам, входящим в ведение Российской Федерации.

3. При возникновении между Российской Федерацией и республикой спора относительно пределов осуществляемых ими полномочий, сторонами создается согласительная комиссия. При недостижении в комиссии положительного результата, спор передается на рассмотрение Верховного суда Российской Федерации, решение которого является окончательным.


Статья 26


Никакой субъект Российской Федерации, никакая часть народа, отдельный государственный орган, должностное лицо или отдельная личность не может присвоить себе право на осуществление суверенитета Российской Федерации.


Статья 27


1. Продукция, товары, услуги и финансовые средства обращаются на всей территории Российской Федерации свободно, без установления для этого каких-либо препятствий для любого лица независимо от существующего в Российской Федерации национально-территориального и административно-территориального устройства.

2. Не допускается установление каких-либо пошлин и сборов за перемещение продукции, товаров, услуг и финансовых средств через границы республик, губерний, автономных национальных сообществ, краев, областей, районов, городов и иных национально-территориальных и административных образований.

3. Отдельные и временные ограничения обращения продукции, товаров, услуг, финансовых средств могут вводиться законом, если это требуется для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.


Статья 28


Все граждане имеют в каждой республике, в каждой губернии и автономном национальном сообществе одинаковые права гражданина России, одинаковый и защищенный доступ ко всем государственным должностям, к занятиям любым не запрещенным федеральным законом делом, профессиональной службой и работой.


Статья 29


1. Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием народов, проживающих на данной территории.

Российская Федерация, республики, губернии, автономные национальные сообщества обеспечивают при осуществлении своих полномочий использование земель и других природных объектов, исходя из сочетания общефедеративных, республиканских и региональных интересов, не допуская нарушения природной среды обитания в ущерб интересам населения, проживающего на соответствующей территории.

2. Этническим (культурно-национальным) автономиям могут быть выделены и закреплены в соответствии с федеральным законодательством, а в республиках также в соответствии с Федеративным договором земельные территории, леса, водоемы, имеющие особое значение для сохранения среды обитания и традиционных форм хозяйственной деятельности малочисленного народа.


Статья 30


1. Официальным государственным языком в Российской Федерации признается русский язык.

2. В республиках в качестве государственного может использоваться также язык народа (или народов), давшего название республике.

3. Государство гарантирует всем народам их право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.


Статья 31


1. Российская Федерация именуется: "Российская Федерация (Россия)". Термины "Российская Федерация" и "Россия" равнозначны.

2. Российская Федерация имеет флаг, герб и гимн. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой трехцветное знамя с равновеликими горизонтальными полосами - белой, лазоревой и алой.

3. Республики имеют свои государственные символы, которые могут использоваться наряду с символами Российской Федерации.

4. Столицей Российской Федерации является город Москва.


Раздел второй
Устройство государства


Статья 32


1. Российская Федерация - демократическая республика.

2. Народ России осуществляет свою суверенную власть непосредственно или через своих представителей.

3. Для выявления воли народа законы и иные вопросы государственной жизни могут быть поставлены на референдум. Основания и порядок проведения референдума устанавливаются Конституцией и органическим законом.

4. Граждане избирают Президента Российской Федерации, депутатов Федерального законодательного собрания и других своих представителей в государственных органах, предусмотренных Конституцией.

Выборы являются свободными, проводятся всеобщим, тайным, прямым, равным голосованием. В них могут участвовать все граждане, достигшие совершеннолетия.


Статья 33


1. Умеренность, упорядоченность и действенность государственной власти в Российской Федерации обеспечивается разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, федеративным построением государства, разделением государственной власти и муниципального самоуправления, а также всенародным избранием главы государства - Президента Российской Федерации, воплощающего единство российской государственности и обеспечивающего незыблемость конституционного строя, согласованную деятельность всех подразделений государства.

2. Государственную власть в Российской Федерации представляют и осуществляют:

законодательную власть - Федеральное законодательное собрание;

исполнительную власть - Правительство Российской Федерации;

судебную власть - Верховный Суд Федерации, суды и судьи системы правосудия Российской Федерации.

3. Государственную власть в республиках реализуют образуемые ими органы республиканской власти и управления, в губерниях - губернские органы власти и управления.

4. За пределами государственной власти и автономно от нее действует муниципальное самоуправление.


Статья 34


1. Российская Федерация как светское государство не приемлет подчинения государственной деятельности идеологическим принципам и институтам.

2. Церковь, все конфессии отделены от государства. Гарантируется невмешательство государства во внутренние дела конфессий.

3. Политические партии могут участвовать в государственных делах только в предусмотренных Конституцией формах: выдвигать своих кандидатов для избрания в представительные органы власти, на государственные и муниципальные должности, формировать фракции в представительных органах власти, вносить законодательные предложения. Слияние государственных и партийных институтов, а также принятие государственными органами партийных целей и программ, не допускается.

4. Запрещается образование и деятельность партийных организаций в государственных учреждениях и организациях. Государственные служащие вправе осуществлять партийную деятельность вне рабочее время и за пределами соответствующих государственных учреждений и организаций.

5. Государственные служащие, в том числе военнослужащие, работники органов охраны общественного порядка и безопасности, судьи, должны воздерживаться от членства в партиях и выступления в поддержку какой-либо политической партии.


Статья 35


1. Российская Федерация не имеет никаких целей экспансии, агрессии и мессианства. Она отвергает какую бы то ни было милитаризацию государственной жизни, подчинение государства, его деятельности задачам ведения войны. Вооруженные силы России строятся в соответствии с принципом оборонительной достаточности.

2. Право ведения войны, за исключением случаев агрессии против Российской Федерации и других случаев, предусмотренных международно-правовыми нормами, за государством не признается.

Ратификация международных договоров и соглашений, по которым оказывается возможным участие Вооруженных сил Российской Федерации в обороне других государств, а также разрешение на каждый случай перехода строевых частей Вооруженных сил за пределы территории Российской Федерации осуществляются решением Федерального законодательного собрания, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов.

3. Использование Вооруженных сил для решения внутригосударственных политических вопросов запрещается. Военнослужащие могут быть использованы для ликвидации последствий стихийных бедствий и в иных аналогичных обстоятельствах, прямо предусмотренных органическим законом. Не допускается ввод строевых частей вооруженных сил в города, другие населенные пункты, если они не являются местом их постоянной дислокации.


Статья 36


1. Чрезвычайное положение в Российской Федерации может быть введено только в случае агрессии против Российской Федерации, стихийного бедствия, прямой угрозы свободному демократическому конституционному строю и массовых беспорядков, сопряженных с насилием и угрозой жизни людей, и при обстоятельствах, указанных в органическом законе. Срок чрезвычайного положения не может превышать 30 дней.

2. Чрезвычайное положение на территории всей Российской Федерации может ввести только Федеральное законодательное собрание, а в отношении отдельных местностей при обстоятельствах, требующих безотлагательных мер, - Президентом Российской Федерации с незамедлительным, в тот же день сообщением об этом Федеральному законодательному собранию, которое должно подтвердить акт Президента в течение трех дней.

При отсутствии такого подтверждения в указанный срок чрезвычайное положение прекращается.

3. Не допускается перерыв сессии Федерального законодательного собрания во время чрезвычайного положения. В случае, когда сессия не проводится, а чрезвычайное положение введено Президентом Российской Федерации, Федеральное законодательное собрание собирается без объявления созыва не позднее следующего дня введения чрезвычайного положения. Федеральное законодательное собрание образует парламентскую комиссию по наблюдению за чрезвычайным положением.

4. Во время чрезвычайного положения не допускаются какие-либо изменения в структуре, функциях и полномочиях государственных органов, установленных Конституцией. Основные права и свободы граждан могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения в пределах и в порядке, предусмотренных пунктом 4 статьи 21 Конституции.

5. Порядок введения и осуществления чрезвычайного положения регулируется органическим законом.

6. Военное (осадное) положение может быть введено Федеральным законодательным собранием или Президентом Российской Федерации. Правила введения и осуществления военного (осадного) положения устанавливаются органическим законом, который, однако, не может ввести ограничения основных прав и свобод граждан сверх тех, которые предусмотрены в пункте 4 статьи 21 Конституции.


Статья 37


1. Российская Федерация, республики, губернии, автономные национальные сообщества, муниципальные образования обладают на праве публичной собственности бюджетными средствами и другим имуществом.

Публичная собственность предназначена для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Порядок и пределы использования публичной собственности устанавливаются органическим законом.

Публичная собственность, выходящая за пределы государственных и муниципальных нужд и образующая государственную и иную публичную монополию, подлежит приватизации в соответствии с законом.

2. Единой денежной единицей на всей территории Российской Федерации является рубль. Установление и эмиссия других денег в России не допускаются.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный, республиканские, губернские и местные бюджеты устанавливается федеральным законом.

Установление обременительного налога, делающего для налогоплательщика невозможным получение нормального дохода от деятельности или содержание принадлежащего ему имущества, является основанием для требования о признании акта, установившего такой налог, не соответствующим Конституции.

4. Государственные займы производятся на основании органических законов и не могут быть принудительно установлены для населения и других кредиторов.

В противоречии с Конституцией находятся прекращение и отсрочка на неопределенный срок выплаты государственного долга.


Статья 38


1. Действующим правом в Российской Федерации являются Конституция, принятые и вступившие в действие в соответствии с ней органические законы, другие законы и законодательные акты Российской Федерации и республик, судебные установления Верховного Суда Российской Федерации.

Общепризнанные нормы международного права являются составной и непосредственно действующей частью права Российской Федерации.

Действующее право образуют также непротиворечащие Конституции, законам и судебным установлениям деловые обыкновения и обычаи, общепризнанные на всей территории России, республик в ее составе или в ее отдельных местностях.

2. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Российской Федерации.

3. Органические законы имеют силу конституционных установлений и принимаются, изменяются и отменяются большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Федерального законодательного собрания.

4. В Российской Федерации принимаются кодексы, основы законодательства и другие кодифицированные законы, имеющие силу общих и основных начал для законов и других нормативных юридических слетов.

5. Федеративный договор имеет конституционное значение для Российской Федерации и заключившей его республики. В Федеративном договоре могут быть установлены не предусмотренные настоящей статьей положения о праве, действующем в республике.

6. Все законы публикуются. Опубликование законов, равно как и других правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, является обязательным условием их применения.


Статья 39


Во имя интересов многонационального народа Российской Федерации, международного сотрудничества и безопасности, экономической, политической и правовой интеграции народов Земли и в региональных содружествах, Российская Федерация может передавать по соответствующим договорам и соглашениям часть своих суверенных прав содружествам, сообществам, союзам и другим объединениям государств.

Эти договоры и соглашения не должны затрагивать основные права и свободы граждан, основы демократического конституционного строя; они должны строиться и осуществляться на основе принципа равенства и при соблюдении взаимности.

Ратификация таких договоров и соглашений производится решением Федерального законодательного собрания, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов.


Глава третья
Президент Российской Федерации


Статья 40


1. Президент Российской Федерации является главой государства, его высшим должностным лицом, представляющим Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

2. Президент обеспечивает единство государственности, незыблемость конституционного строя, выступает в качестве гаранта Конституции и законов, прав и свобод граждан Российской Федерации. Он в установленных конституционных формах принимает необходимые меры по охране суверенитета Российской Федерации, независимости и территориальной целостности государства, обеспечивает нормальное, согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов.

3. Президент обращается к народу с ежегодным посланием о положении страны, оглашаемым в Федеральном законодательном собрании.

4. Президент издает указы.


Статья 41


1. Президент Российской Федерации избирается на пять лет.

2. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

3. Президентом Российской Федерации может быть избран любой гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет и не старше 65 лет, имевший постоянное местожительство в Российской Федерации не менее 10 лет.

4. Президент Российской Федерации не может быть депутатом Федерального законодательного собрания. Лицо, являющееся Президентом Российской Федерации, может получать заработную плату только по этой должности.


Статья 42


1. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации большинством поданных голосов. Выборы Президента считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее пятидесяти процентов избирателей.

2. Число кандидатов на пост Президента Российской Федерации не ограничивается. Если в первом туре голосования ни один из кандидатов не получил большинства голосов, то во втором туре голосования участвуют только два кандидата, получивших наибольшее число голосов. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется законом.

3. Результаты выборов Президента Российской Федерации должны быть подтверждены Верховным Судом Российской Федерации, председатель которого принимает присягу Президента Российской Федерации на заседании Федерального законодательного собрания.

4. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит следующую присягу: "Я торжественно клянусь, что буду честно выполнять обязанности Президента Российской Федерации, исполнять и защищать Конституцию Российской Федерации, права и свободы граждан".


Статья 43


1. Президент Российской Федерации непосредственно производит назначение на высшие государственные должности или представляет Федеральному законодательному собранию кандидатов для выборов и назначения на такие должности.

2. Президент Российской Федерации:

представляет Федеральному законодательному собранию кандидатуру для назначения Председателя Совета Министров Российской Федерации;

ставит перед Федеральным законодательным собранием вопрос об отставке либо о принятии отставки Совета Министров Российской Федерации;

представляет Федеральному законодательному собранию для назначения кандидатуры судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей Палат при Верховном Суде.

3. Президент Российской Федерации, по представлению Председателя Совета Министров Российской Федерации:

назначает членов Военного Совета, начальника Генерального штаба и командующих родов войск Вооруженных сил;

назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и при международных организациях.


Статья 44


1. Президент Российской Федерации:

назначает выборы Федерального законодательного собрания;

вносит по своей инициативе законопроекты в Федеральное законодательное собрание;

подписывает в двухнедельный срок после принятия федеральные законы и обнародует их.

2. В течение двухнедельного срока после принятия закона Президент Российской Федерации вправе возвратить закон в Федеральное законодательное собрание повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон принимается двумя третями голосов от общего числа депутатов, то Президент обязан подписать и обнародовать закон.


Статья 45


1. Президент Российской Федерации ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, выступает в международных отношениях от имени государства.

2. Иностранные послы, чрезвычайные посланники и полномочные представители международных организаций аккредитуются при Президенте Российской Федерации.


Статья 46


1. Президент Российской Федерации является Главнокомандующим вооруженных сил страны.

2. В условиях агрессии против Российской Федерации или ее непосредственной угрозы Президент Российской Федерации вводит на территории страны или в отдельных местностях военное (осадное) положение с незамедлительным, в тот же день сообщением об этом Федеральному законодательному собранию, которое в течение трех дней выносит по вопросу военного (осадного) положения собственное постановление.


Статья 47


1. Президент Российской Федерации руководит Советом безопасности Российской Федерации, в который входят Председатель Совета Министров Российской Федерации, федеральные министры, ответственные за оборону, внутренние дела и юстицию, а также другие должностные лица, назначаемые Президентом в Совет с одобрением Сената.

2. Совет безопасности обсуждает и готовит решения, принимаемые Президентом Российской Федерации и Советом Министров Российской Федерации.


Статья 48


Президент Российской Федерации:

награждает государственными наградами, присваивает почетные звания Российской Федерации;

осуществляет помилование граждан.


Статья 49


1. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, эти обязанности временно осуществляет Председатель Сената.

2. Президент Российской Федерации обладает правом неприкосновенности и иммунитетом.

3. Он может прекратить свои полномочия в результате отставки, невозможности осуществления принадлежащих ему полномочий, отстранение от должности или в результате смерти. Новые выборы Президента Российской Федерации должны состоятся не позднее шести недель после наступления одного из указанных обстоятельств.

4. Отстранение от должности Президента Российской Федерации может быть осуществлено только Федеральным законодательным собранием по обвинению в государственной измене или в умышленном посягательстве на Конституцию.


Актуальный текст документа