• ДОКУМЕНТ

седьмая. Муниципальное самоуправление

Раздел первый
Принципы


Статья 61


1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется Верховным Судом Российской Федерации, судами, учреждаемыми в республиках, губернскими судами и мировыми судьями.

Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

2. Суды состоят из постоянных несменяемых судей, независимость которых защищается Конституцией и законом.

В Российской Федерации не должны издаваться законы, ограничивающие или умаляющие личную или профессиональную независимость судей. Все акты, клонящиеся к ограничению или умалению независимости судей, недействительны.

3. Судья пользуется неприкосновенностью и иммунитетом, соответствующим неприкосновенности и иммунитету депутата парламента. Он может быть привлечен к уголовной и административной ответственности только с санкции Высшей Магистратуры Российской Федерации.


Статья 62


1. Федеральными судьями палат Верховного Суда Российской Федерации и судьями губернских судов могут быть граждане, которым исполнилось 25 лет и которые имеют высшее юридическое образование и стаж работы по юридическим должностям не менее 5 лет.

2. Назначение судей, кроме судей Верховного Суда Российской Федерации и мировых судей, производится по представлению Магистратуры, внесенному по результатам конкурса.

Магистратура образует автономное, независимое от законодательной и исполнительной власти учреждение, в которое избираются судьи, должностные лица юстиции, профессора правоведения, члены Государственного Совета Российской Федерации, представители палат, комитетов и комиссий парламента. Высшую Магистратуру Российской Федерации возглавляет Президент Российской Федерации. Порядок формирования, структура, статус, функции и полномочия Магистратуры устанавливаются законом.

3. Федеральные судьи назначаются Президентом Российской Федерации.

Судьи губернских судов назначаются губернаторами.

Порядок назначения судей республиканских судов определяется законодательством республик.

Мировые судьи утверждаются в порядке, устанавливаемом законом Российской Федерации и законодательством республик.

4. Судьи по достижении 70 полных лет, а судьи Верховного Суда Российской Федерации по достижении 75 полных лет уходят в отставку.


Статья 63


1. Судья подчиняется только Конституции и закону.

2. При применении Закона судья должен руководствоваться тем, что:

никто не может быть осужден иначе как на основании закона, вошедшего в силу до совершения деяния. Закон не может иметь обратной силы, кроме случаев, когда он устраняет или смягчает ответственность за совершенное правонарушение;

никто не может быть изъят без его согласия из подсудности, предусмотренной для него законом;

никто не может быть подвергнут дважды уголовной или административной ответственности за одно и тоже правонарушение на основании общего уголовного или административного закона.


Статья 64


1. При любом публичном или ином обвинении гражданин имеет право на защиту своего достоинства в суде, на скорый и публичный суд, в соответствии с законом, в необходимых случаях при обвинении в преступлении - на суд присяжных; ни при каких обстоятельствах в такой судебной защите не может быть отказано.

Защита является ненарушаемым правом лица на любой стадии и в любом положении процесса рассмотрения юридического дела.

2. Каждое лицо, задержанное по любым основаниям, содержащееся под арестом, привлекаемое или привлеченное к уголовной или административной ответственности, имеет право на привлечение и прямое участие в его дела адвоката (защитника). Государство гарантирует создание необходимых условий на пользование всеми гражданами квалифицированной юридической помощью.

3. В суде каждый имеет право быть выслушанным.


Статья 65


1. В соответствии с презумпцией невиновности бремя представления и обоснования доказательств по уголовным и административным делам возложено на обвинителя.

2. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

3. Никто не может быть признан виновным, если единственным доказательством вины является его собственное признание. Не является доказательством признание, полученное в результате физического, психического, морального принуждения.

4. Доказательства, полученные с нарушением закона, признаются несуществующими; ссылка на них в суде не допускается.


Статья 66


1. Допустимость и продолжительность содержания под арестом лиц, подозреваемых в совершении преступления, определяется судом. Органы охраны общественного порядка и государственной безопасности в соответствии с законом в силу собственных полномочий не могут никого содержать у себя под арестом дольше, чем до конца дня, следующего за задержанием. Не позднее этого времени задержанный должен быть освобожден или представлен судье, который в этот же день либо выносит мотивированное письменное постановление об аресте либо дает распоряжение об освобождении задержанного.

2. Срок предварительного заключения по уголовным делам, расследуемым в установленном порядке, не должен превышать одного года. В исключительных случаях этот срок может быть продлен, но не более, чем на шесть месяцев.


Статья 67


1. Принципы правосудия, установленные Конституцией, являются общими и едиными для всех судов и судей в Российской Федерации.

2. Единство правосудия в Российской Федерации обеспечивается Верховным Судом Российской Федерации. Судебные установления Верховного Суда Российской Федерации, принятые при рассмотрении дел, а также в его заключениях по судебной практике, обязательны для применения всеми судами и судьями при рассмотрении соответствующих дел.


Раздел второй
Верховный суд Российской Федерации


Статья 68


1. Высшим судом, возглавляющим все суды Российской Федерации, является Верховный Суд Российской Федерации.

2. Верховный Суд Российской Федерации:

решает все споры, расхождения во мнениях, сомнения в отношении действия, применения и толкования Конституции, споры между Федерацией и ее субъектами, субъектов Федерации между собой;

признает неконституционными законы и иные нормативные юридические акты в случае их расхождения с Конституцией;

решает все вопросы, основанные на обращениях граждан в связи с нарушением основных прав и свобод;

принимает заключения по судебной практике;

подтверждает правомерность выборов Президента Российской Федерации и дает заключение;

дает заключение по вопросу об отстранении от должности Президента Российской Федерации по обвинению, предъявленному Президенту Государственной Думой.

Порядок применения настоящего пункта статьи, а также иные вопросы, входящие в компетенцию Верховного Суда Российской Федерации, определяются органическим законом.

3. Если при рассмотрении судебного дела в любой судебной инстанции возник вопрос о конституционности закона или иного акта, от которого зависит решение дела, то по решению суда его рассмотрение приостанавливается, направляется запрос в Верховный Суд Федерации; рассмотрение дела возобновляется после получения ответа на запрос. Такой же порядок применяется в отношении законов и иных актов республик, входящих в состав Российской Федерации.

4. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет контроль над деятельностью Палат Верховного Суда и прокурора при Верховном Суде. По своей инициативе Верховный Суд может принять к своему рассмотрению любое дело, по которому вынесено решение Палатой Верховного Суда.

5. Решения Верховного Суда Российской Федерации являются окончательными и обжалованию не подлежат.


Статья 69


1. Верховный Суд Российской Федерации состоит из 9 судей. Судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин не моложе 35 лет, имеющий стаж работы на юридических должностях не менее 15 лет, в том числе судьей не менее 5 лет, или профессором правоведения, зарекомендовавшим себя в качестве специалиста права.

2. Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Сенатом по представлению Президента Российской Федерации, которое должно включать заключение по каждой кандидатуре Высшей Магистратуры Российской Федерации. Слушания в Сенате при обсуждении кандидатур и назначении судей - публичные. Сенат обязан заслушать мнение любого гражданина, желающего высказаться по обсуждаемой кандидатуре.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается Сенатом на три года из числа его членов по представлению, внесенному полным составом Суда.


Статья 70


1. В Верховном Суде Российской Федерации образуются в качестве высших судебных инстанций по соответствующим категориям юридических дел:

Палата по правам человека;

Палата по уголовным делам;

Палата по гражданским делам;

Палата по трудовым делам и социальным вопросам;

Палата арбитражного суда.

Органическим законом может быть учреждена также Палата дисциплинарного суда.

2. При Верховном Суде Российской Федерации образуется Прокуратура, возглавляемая Прокурором Российской Федерации. Прокуратура осуществляет надзор за законностью при возбуждении и расследовании уголовных и административных дел, принимает меры к устранению любых нарушений независимости судов, к обеспечению выполнения судебных решений и приговоров, а также опротестовывает в суде федеральные законы и другие нормативные акты, противоречащие Конституции, и акты республик, губерний, автономных национальных сообществ и муниципального самоуправления, противоречащие Конституции и федеральным законам. Прокуратура осуществляет свои функции через свои собственные органы в соответствии с началами законности и подчиненности суду.

3. Следствие и обвинение по уголовным и административным делам отделено от суда и Прокуратуры. Следствие по уголовным и административным делам осуществляется особыми органами в системе учреждений по охране общественного порядка и государственной безопасности, а обвинение поддерживается Комиссарами по обвинению, состоящими при этих органах.


Глава седьмая
Муниципальное самоуправление


Статья 71


1. Общие вопросы жизни населения городов, поселков, сел, станиц, деревень, других территориальных единиц решаются на началах муниципального самоуправления, автономного от государственной власти, органы которого ведут все местные дела самостоятельно, поскольку это соответствует Конституции, федеральным законам и законам республик.

2. Муниципальное самоуправление организуется в границах территориальных единиц. По решению населения или органов муниципального самоуправления могут образовываться краевые, областные земства, казачьи округа и другие объединения муниципальных общностей, с установлением для них единой системы самоуправления.

Признается право городов на организацию самостоятельного и единого для города муниципального самоуправления.

3. Муниципальное самоуправление действует на основе уставов и положений муниципальных общностей, принимаемых собраниями, сходами населения, на местных референдумах или избираемыми населением органами местного самоуправления.


Статья 72


1. Муниципальное самоуправление осуществляют избранные населением городские головы, мэры, казачьи атаманы, старшины, старосты сел и деревень, другие главы муниципальной власти и создаваемые при них исполнительные органы.

2. Главы самоуправления избираются всеми совершеннолетними гражданами города, иного населенного пункта, проживающими в нем не менее шести месяцев, на конкурсной основе общим, прямым, равным, свободным и тайным голосованием.

3. Кандидатами в главы самоуправления могут быть граждане Российской Федерации, которым исполнился 21 год. Проживание главы самоуправления на соответствующей территории обязательно.

4. После избрания глава муниципальной власти дает публичную клятву (присягу) населению территории.

5. Уставами и положениями муниципальных общностей может предусматриваться избрание населением городских, земских собраний, других представительных муниципальных органов, полномочных разрабатывать нормативные акты по вопросам местной жизни, утверждать местный бюджет, структуру органов местного самоуправления и давать рекомендации по муниципальному самоуправлению.


Статья 73


1. Основой деятельности главы муниципальной власти и других органов муниципального самоуправления являются местные интересы территории, ее населения. Для выявления местных интересов могут быть использованы референдумы, опросы, публичные обсуждения и т.д.

2. В федеральных законах, а также в законодательных актах республик могут в соответствии с Конституцией определяться только основы и принципы муниципального самоуправления, а также устанавливаться общие для Российской Федерации и республики нормы и положения. Законодательные органы и органы государственного управления не должны издавать какие-либо акты, ограничивающие автономию муниципального самоуправления. Эти акты могут быть опротестованы в Верховном Суде Российской Федерации как неконституционные; принятие Судом соответствующего акта к рассмотрению приостанавливает его действие до вынесения Судом решения.

3. В законах Российской Федерации для данной территории могут быть установлены особые привилегии, делающие изъятия из федеральных законов и представляющие территории дополнительные права.

4. Органы муниципального самоуправления не вправе принимать акты, противоречащие Конституции и федеральным законам. Эти акты могут быть опротестованы Прокуратурой при Верховном Суде Российской Федерации в республиканском или губернском суде, а также в Верховном Суде Российской Федерации.


Статья 74


1. При главах муниципальной власти образуется администрация (мэрия, префектура, канцелярия). Администрация взаимодействует с федеральными органами, республиканскими и губернскими - финансовыми, налоговыми, по охране окружающей среды, по управлению имуществом. По совместному решению государственных органов, органов местного самоуправления могут быть образованы учреждения, одновременно выполняющие функции государственной исполнительной власти и местной администрации.

2. Охрана общественного порядка на территории местного самоуправления подчиняется ее администрации. При мэриях городов, поселков, администрации других крупных населенных пунктов может образовываться муниципальная полиция (милиция).

3. На территории местного самоуправления, наряду с федеральными судами и прокуратурой, действуют мировые суды. Порядок назначения, статус и полномочия мировых судов определяются законом.


Статья 75


1. В районе или округе, иной укрупненной территории в пределах республики или губернии (края, области) при участии ответственного представителя республики или губернии периодически созываются съезды или собрания глав муниципальной власти, которые могут вырабатывать рекомендации и обязательные решения. При районных или окружных съездах (собраниях) могут образовываться канцелярии, которые не являются учреждениями государственно-административной власти и управления.

2. В районах и округах, являющихся автономными национальными сообществами, могут, по желанию населения, образовываться органы представительства и управления, соответствующие национальным традициям и обычаям. Порядок их образования, статус, функции и полномочия согласовываются с органами власти и управления республики или губернии (края, области) и закрепляются в соответствующем нормативном акте, который должен соответствовать положениям настоящей главы Конституции о муниципальном самоуправлении.


Актуальный текст документа