Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 ноября 2002 г. N 11-Г02-24 Оспариваемое постановление органа власти субъекта РФ противоречит Федеральному закону РФ, поскольку структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ должна определяться Конституцией либо специальным законом данного субъекта РФ

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 ноября 2002 г. N 11-Г02-24


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

     председательствующего                                  Кнышева В.П.,
     судей                                                Харланова А.В.,
                                                           Потапенко С.В.

рассмотрела в судебном заседании от 1 ноября 2002 г. дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Государственного Совета Республики Татарстан от 11 мая 2001 г. N 764 "Об образовании, упразднении и преобразовании отдельных министерств и государственных комитетов Республики Татарстан" по кассационной жалобе Председателя Государственного Совета Республики Татарстан на решение Верховного суда Республики Татарстан от 3 сентября 2002 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Потапенко С.В., объяснения представителя Государственного Совета Республики Татарстан Ощепкова А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Государственного Совета Республики Татарстан от 11 мая 2001 г. N 764 "Об образовании, упразднении и преобразовании отдельных министерств и государственных комитетов Республики Татарстан", ссылаясь на то, что структура высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, порядок его формирования должен определяться законом, а не подзаконным нормативным актом.

Представители Государственного Совета Республики Татарстан заявление прокурора не признали, сославшись на то, оспариваемое постановление не является нормативным правовым актом, а носит организационно-распорядительный характер.

Решением Верховного суда Республики Татарстан от 3 сентября 2002 г. заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворено. Суд признал противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу преамбулу, пункты 1, 2, 3 постановления Государственного Совета Республики Татарстан от 11 мая 2001 г. N 764 "Об образовании, упразднении и преобразовании отдельных министерств и государственных комитетов Республики Татарстан".

В кассационной жалобе, поданной Председателем Государственного Совета Республики Татарстан, поставлен вопрос об отмене решения и о вынесении нового решения по тем основаниям, что судом неправильно применен и истолкован материальный закон.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон (п. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Как видно из материалов дела, постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 11 мая 2001 г. N 764 "Об образовании, упразднении и преобразовании отдельных министерств и государственных комитетов Республики Татарстан" упразднены 3 министерства и 10 государственных комитетов, образованы 5 новых министерств, 2 министерства преобразованы. Исходя из этого, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемым постановлением разрешен вопрос о структуре высшего исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан.

Однако согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление противоречит вышеназванному федеральному закону, поскольку структура Государственного Совета Республики Татарстан должна определяться Конституцией Республики Татарстан либо специальным законом Республики Татарстан.

Оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, поскольку им установлена структура высшего органа исполнительной власти Республики Татарстан, касающаяся неопределенного круга лиц, входящих в систему исполнительной власти Республики Татарстан.

Выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не установлено. Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного суда Республики Татарстан от 3 сентября 2002 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Председателя Государственного Совета Республики Татарстан - без удовлетворения.


Председательствующий

(подпись)


Судьи

(подписи)



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 ноября 2002 г. N 11-Г02-24


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.