Порядок организации работы по рассмотрению заявлений и представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (утв. распоряжением Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 декабря 2002 г. N 64) (с изменениями и дополнениями)

Порядок организации работы по рассмотрению заявлений и представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации
(утв. распоряжением Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 декабря 2002 г. N 64)

С изменениями и дополнениями от:

5 февраля 2003 г.


Общие вопросы


1. Настоящий Порядок определяет правила организации работы по рассмотрению заявлений и представлений о пересмотре в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации судебных актов арбитражных судов (далее - заявления (представления) в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

2. По вопросам ведения делопроизводства при работе с заявлениями (представлениями), не урегулированным настоящим Порядком, следует руководствоваться Инструкцией по делопроизводству в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.

3. Помощник судьи, главный консультант, консультант работают под непосредственным руководством судьи и выполняют его поручения, связанные с рассмотрением заявления (представления) в пределах установленных полномочий.


Вопросы организации распределения заявлений (представлений)


4. Заявления (представления) подлежат регистрации канцелярией в день их поступления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, которая заводит дело (досье) по данному заявлению (представлению), и передает его в тот же день в судебный состав согласно установленной специализации.

5. Председатель судебного состава незамедлительно, как правило, в день поступления из канцелярии, распределяет заявления (представления) для решения вопроса о принятии их к рассмотрению между судьями в порядке очередности и объема работы (загруженности) каждого судьи.


Порядок разрешения вопросов принятия (возвращения) судьей заявления (представления)


6. Судья после поступления к нему заявления (представления) проверяет соответствие его требованиям, указанным в статьях 292 и 294 Кодекса.

Вопрос о принятии заявления (представления) к производству должен быть рассмотрен судьей в пятидневный срок со дня его поступления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

7. Заявление (представление) подлежит возвращению по основаниям, предусмотренным в статье 296 Кодекса.

8. В случае, когда заявление (представление) подано до истечения двухмесячного срока, предусмотренного на подачу кассационной жалобы, такое заявление (представление) определением судьи возвращается заявителю (лицу, внесшему представление) с разъяснением возможности обращения с соответствующей жалобой в суд кассационной инстанции и при необходимости - с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу кассационной жалобы.


Организация рассмотрения принятых к производству заявлений (представлений) коллегиальным составом судей


9. При наличии условий, предусмотренных частью 1 статьи 298 Кодекса, вопрос о приостановлении исполнения судебного акта решается в судебном заседании коллегиальным составом судей в течение трех рабочих дней с момента вынесения определения о возбуждении надзорного производства по заявлению (представлению).

10. Для рассмотрения заявлений (представлений), в том числе с истребованием дел, председателем судебного состава формируются коллегиальные составы из трех судей в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 18 Кодекса.

Коллегиальные составы судей формируются, как правило, на постоянной основе, исходя из численности судебного состава.

Изменения в коллегиальном составе судей могут производиться председателем судебного состава или председателем судебной коллегии при наличии оснований, предусмотренных в статье 18 Кодекса.

Председательствующим в судебном заседании, как правило, является председатель соответствующего судебного состава или другой судья по его поручению.

Докладчиком по заявлению (представлению) является судья, который вынес определение о принятии заявления (представления) к производству.

11. Судья-докладчик изучает заявление (представление) и прилагаемые к нему материалы и готовит проект определения по вопросу о наличии (или отсутствии) оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора, а также определяет дату судебного заседания в соответствии с утвержденным графиком, с учетом срока, установленного частью 1 статьи 299 Кодекса.

12. График судебных заседаний утверждается председателем судебного состава.

13. Судья-докладчик в ходе судебного заседания докладывает основные доводы заявления (представления), отвечает на вопросы судей, а также докладывает проект определения по вопросу о наличии (или отсутствии) оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора.

Решение по вопросу о наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора принимается большинством голосов.

14. Коллегиальный состав судей по результатам рассмотрения заявления (представления) выносит одно из следующих мотивированных определений:

- о передаче дела для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое по содержанию должно служить основой для проекта постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по данному делу;

- об отказе в передаче дела для пересмотра судебного акта в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

- о направлении дела в арбитражный суд кассационной инстанции.

15. В соответствии с частью 6 статьи 299 Кодекса коллегиальный состав судей, рассматривающий заявление (представление) о пересмотре судебного акта в порядке надзора, может направить дело в арбитражный суд кассационной инстанции по своей инициативе при наличии одновременно следующих условий:

- данный судебный акт не пересматривался в порядке кассационного производства;

- отсутствуют основания для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

- имеются основания для проверки правильности применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый акт, норм материального права или норм процессуального права.

16. Копии определений, принятых по результатам рассмотрения заявлений (представлений), в том числе в соответствии с частью 5 статьи 299 Кодекса, направляются лицам, участвующим в деле, специалистами соответствующего судебного состава.

17. Контроль за соблюдением срока рассмотрения в судебных составах заявлений (представлений) осуществляет Организационно-контрольное управление.


Рассмотрение дел Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации


18. В компетенцию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входит рассмотрение дел о пересмотре в порядке надзора судебных актов арбитражных судов Российской Федерации.

19. Определение о передаче дела для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вместе с делом направляется в Секретариат Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - Секретариат).

Секретариат регистрирует определения и вносит предложения по формированию повестки заседаний Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел с учетом требований части 2 статьи 303 Кодекса.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации утверждает повестку заседания Президиума по пересмотру дел в порядке надзора.

Секретариат в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела по пересмотру судебного акта в порядке надзора Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

20. Если по делу, переданному для рассмотрения в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, поступил отзыв, то он незамедлительно, как правило, в тот же день, канцелярией направляется в Секретариат, который незамедлительно передает его судье-докладчику.

21. Секретариат не позднее чем за пять дней до заседания передает членам Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации материалы повестки заседания Президиума по рассмотрению дел (копии определений судебного состава и судебных актов по делу, повестка заседания Президиума).

22. До начала заседания Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Секретариат:

- проверяет наличие большинства членов Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и информирует об этом председательствующего;

- производит регистрацию явившихся лиц и докладывает об этом председательствующему.


Информация об изменениях:

Распоряжением Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 февраля 2003 г. N 3 настоящий Порядок дополнен пунктом 22.1


22.1. Во время работы Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в целях обеспечения контроля за правильностью отражения сведений в постановлении Президиума Секретариат фиксирует по каждому конкретному делу: дату проведения заседания; состав Президиума, рассматривающего дело, с указанием фамилий членов Президиума и судей-докладчиков по делу; фамилии лиц, присутствующих в заседании, с указанием их полномочий; результаты рассмотрения заявления или представления.

23. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьей 11 Кодекса, может принять решение о рассмотрении дела в закрытом заседании.

24. Дело рассматривается Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 303 Кодекса.

Судьей-докладчиком при рассмотрении дела в заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является, как правило, судья, который докладывал дело при рассмотрении заявления (представления) коллегиальным составом судей.

Второй судья-докладчик по делу назначается Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации заблаговременно при утверждении повестки заседания из числа судей с учетом специализации.

При рассмотрении Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела в порядке надзора и принятии решения судьи-докладчики пользуются правами и несут обязанности члена Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.08.95 N 31.

25. При наличии оснований для отложения рассмотрения дела, включенного в повестку заседания, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации определяет конкретную дату его рассмотрения.

26. В исключительных случаях в целях соблюдения сроков рассмотрения дела Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может производиться замена судьи-докладчика другим судьей, как правило, из числа судей того состава, который вынес определение о передаче дела в Президиум.

Вопрос о замене судьи-докладчика другим судьей этого же состава решается председателем соответствующего судебного состава. Замена судьи судьей другого судебного состава осуществляется председателем судебной коллегии.

Замена второго судьи-докладчика производится Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

27. В соответствии со статьей 303 Кодекса Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановление в закрытом совещании.

28. После объявления председательствующим результатов голосования Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации утверждает текст постановления Президиума, проект которого готовится судьей-докладчиком. В случае необходимости второй судья-докладчик может подготовить иной вариант проекта постановления Президиума. Утверждение текста постановления может быть отложено до следующего заседания Президиума.

Проект постановления Президиума визируется судьями-докладчиками, председателем соответствующего судебного состава и курирующим заместителем Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Ответственность за подготовку текста постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и представление его на подпись председательствующему в пятидневный срок с момента утверждения проекта постановления Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации несут судьи-докладчики.

29. Секретариат осуществляет контроль за своевременным представлением постановления на подпись председательствующему.

30. Секретариат направляет копии постановления лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам в срок, установленный статьей 307 Кодекса, а также в "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" для опубликования.

31. Дело, рассмотренное в порядке надзора Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, возвращается в арбитражный суд, из которого оно было истребовано. К делу приобщаются подлинное постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, определения, а также другие документы, приобщенные к делу в ходе рассмотрения его в порядке надзора.

32. В Секретариате осуществляется хранение копий постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с установленной номенклатурой дел.



Порядок организации работы по рассмотрению заявлений и представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (утв. распоряжением Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 декабря 2002 г. N 64)


Текст порядка официально опубликован не был


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Распоряжение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 февраля 2003 г. N 3


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.