Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2003 г. N 93-Г03-5 О рассмотрении дела по заявлению прокурора Магаданской области в защиту государственных и общественных интересов о признании недействительным пункта 4 постановления губернатора Магаданской области от 13 ноября 2001 г. N 221 "О создании областного государственного унитарного предприятия "Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 28 февраля 2003 г. N 93-Г03-5


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

     председательствующего                             -    Кнышева В.П.,
     судей                                             -   Горохова Б.А.,
                                                         Корчашкиной Т.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании 28 февраля 2003 г. по кассационной жалобе администрации Магаданской области на решение Магаданского областного суда от 8 января 2003 г. дело по заявлению прокурора Магаданской области в защиту государственных и общественных интересов о признании недействительным пункта 4 постановления губернатора Магаданской области от 13 ноября 2001 года N 221 "О создании областного государственного унитарного предприятия "Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения прокурора Генеральной прокуратуры РФ Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

губернатором Магаданской области 13 ноября 2001 года принято постановление N 221 "О создании областного государственного унитарного предприятия "Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов", пунктом 4 которого финансовому управлению области выделить комитету по предписано управлению государственным имуществом Магаданской области из фонда непредвиденных расходов администрации области денежные средства в размерен 151 тысячи рублей, в том числе 150 тысяч рублей для оплаты уставного фонда вновь создаваемого предприятия.

Прокурор Магаданской области обратился в суд с заявлением о признании недействительным пункта 4 указанного постановления, указывая на то, что данный пункт постановления противоречит федеральному законодательству и закону Магаданской области "О бюджетном фонде непредвиденных расходов Магаданской области", определяющему цели, на которые могут быть направлены средства фонда. Выделение средств на формирование уставного фонда областного государственного унитарного предприятия названным законом не предусмотрено.

Решением Магаданского областного суда от 8 января 2003 г. заявление было удовлетворено.

В кассационной жалобе администрации Магаданской области поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

В соответствии со ст. 113 ГК РФ в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. При создании унитарного предприятия ему выделяется имущество, в том числе в виде уставного фонда, из соответствующего государственного или местного бюджета. Размер уставного фонда, порядок и источники его формирования указываются в уставе предприятия.

Как следует из материалов дела, пунктом 4 оспариваемого постановления от 13 ноября 2001 года "О создании областного государственного унитарного предприятия "Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов" финансовому управлению администрации области поручено выделить комитету по управлению государственным имуществом области из фонда непредвиденных расходов администрации области денежные средства в размере 151 тысячи рублей, в том числе 150 тысяч рублей для оплаты уставного фонда создаваемого предприятия.

Между тем, в соответствии со ст. 3 закона Магаданской области от 8 июля 2000 года N 128-ОЗ "О бюджетном фонде непредвиденных расходов Магаданской области" определены цели, на которые могут быть направлены средства фонда. Суд правильно применил эту норму и пришел к верному выводу о том, что перечень целей, на которые могут быть направлены средства фонда, является исчерпывающим и не предусматривает выделение средств на формирование уставного фонда областного унитарного предприятия.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, так же нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с п. 6 постановления N 6\8 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" от 1 июля 1996 года основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Довод кассационной жалобы администрации Магаданской области о том, что оспариваемый пункт постановления губернатора не нарушает права и свободы граждан, суд оценил и правильно признал несостоятельным, поскольку оспариваемый заявителем пункт постановления губернатора Магаданской области по выделению денежных средств из фонда непредвиденных расходов Магаданской области для оплаты уставного фонда создаваемого унитарного предприятия по сути лишает жителей Магаданской области возможности на получение денежных средств в экстренных случаях, предусмотренных ст. 3 закона Магаданской области "О бюджетном фонде непредвиденных расходов Магаданской области".

Довод жалобы о том, что пункт 4 постановления губернатора Магаданской области соответствует ст. 81 Бюджетного Кодекса РФ суд также правильно признал необоснованным, поскольку данная норма федерального закона предусматривает создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления, средства которых подлежат расходованию на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. При этом порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

В соответствии с этой нормой расходование средств резервных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные нормативными правовыми актами соответствующего органа.

Решение суда является законным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

На основании ст.ст. 360, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Магаданского областного суда от 8 января 2003 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Магаданской области - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 февраля 2003 г. N 93-Г03-5


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.