Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 2000 г. N С1-7/УЗ-1121 "О Доктрине информационной безопасности Российской Федерации"

Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 2000 г. N С1-7/УЗ-1121
"О Доктрине информационной безопасности Российской Федерации"


Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в порядке информации сообщает, что Президентом Российской Федерации утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (09.09.2000 N Пр-1895), которая опубликована в "Российской газете" от 28.09.2000 N 187.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (далее - Доктрина) представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. В этой связи предлагается обратить внимание на некоторые положения Доктрины, представляющие особую значимость для деятельности арбитражных судов.

1. Информационная безопасность Российской Федерации понимается в Доктрине как состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Определяется содержание интересов личности, общества и государства в информационной сфере. При этом в качестве составляющей части этих интересов называется обеспечение права на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности (пункт 1 раздела I).

2. В Доктрине выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере:

соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею;

информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным и информационным ресурсам;

развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации и т.п.;

защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем (пункт 1 раздела I).

3. Доктрина называет в числе угроз информационной безопасности Российской Федерации угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, среди которых, в частности, выделяются:

создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации;

нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации;

неисполнение требований федерального законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере;

неправомерное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам органов государственной власти, органов местного самоуправления, к открытым архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации;

манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации) и др. (пункт 2 раздела I).

При этом среди источников угроз информационной безопасности называется и отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти и других органов и сфер деятельности (пункт 3 раздела I).

4. Особое место в Доктрине отводится особенностям обеспечения информационной безопасности в сфере экономики, играющего ключевую роль в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации (пункт 6 раздела II).

При этом отмечается, что недостаточность нормативной базы, определяющей ответственность хозяйствующих субъектов за недостоверность или сокрытие сведений об их коммерческой деятельности, о потребительских свойствах производимых ими товаров и услуг, о результатах их хозяйственной деятельности, об инвестициях и тому подобном, препятствует нормальному функционированию хозяйствующих субъектов. В то же время существенный экономический ущерб хозяйствующим субъектам может быть нанесен вследствие разглашения информации, содержащей коммерческую тайну.

5. В Доктрине определяются и некоторые особенности обеспечения информационной безопасности в судебной сфере (пункт 6 раздела II).

К наиболее важным объектам обеспечения такой безопасности относятся информационные ресурсы судебных органов, содержащие специальные сведения и оперативные данные служебного характера.

При этом среди специфических методов и средств обеспечения информационной безопасности в судебной сфере называются в качестве главных создание защищенной многоуровневой системы интегрированных банков данных справочного и статистического характера, а также повышение уровня профессиональной и специальной подготовки пользователей информационных систем.

6. В Доктрине сформулированы основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации (пункт 8 раздела III).

В качестве приоритетного направления такой политики называется правовое обеспечение информационной безопасности, которое должно базироваться, прежде всего, на соблюдении принципов законности и баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере.

7. Органы судебной власти, как это предусмотрено в Доктрине, являются одним из основных элементов организационной основы системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. В их задачи входит осуществление правосудия и обеспечение судебной защиты граждан и общественных объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации (пункт 11 раздела III).

Настоящая информация направляется для использования в организации работы арбитражных судов по реализации процессуальных принципов гласности разбирательства дел, публичности принимаемых судебных актов, а также по информационному обеспечению деятельности судов.


В.Ф.Яковлев



Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 2000 г. N С1-7/УЗ-1121 "О Доктрине информационной безопасности Российской Федерации"


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение