Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 февраля 1999 г. N С5-7/УЗ-164 "О Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции"

Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 февраля 1999 г. N С5-7/УЗ-164
"О Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции"


Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 17 декабря 1998 года принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (далее - Закон). Закон подписан Президентом Российской Федерации 7 января 1999 г., N 18-ФЗ и опубликован в "Российской газете" 19 января 1999 г. N 9.

1. Действие Закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 2 статьи 1 Закона).

При этом пунктом 3 статьи 1 Закона предусмотрены виды деятельности, на которые действие Закона не распространяется.

2. Основные понятия, используемые в целях Закона, определяются в статье 2 (понятия этилового спирта, спиртосодержащей продукции, промышленного производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оборота и др.).

Так, понятие оборота определяется как закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.

3. В соответствии со статьей 4 Закона государственная монополия на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации может вводиться федеральным законом.

4. В главе II Закона предусмотрены требования к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Так, не допускается сдача в аренду основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции (пункт 6 статьи 8). Не допускаются действия, направленные на уменьшение доли акций государства в общем объеме уставного капитала акционерных обществ, осуществляющих деятельность по производству этилового спирта (пункт 7 статьи 8 Закона).

Статья 9 Закона регулирует оборот этилового спирта. В частности, закупка и поставка этилового спирта для федеральных государственных нужд осуществляются на основании законодательства Российской Федерации о поставках продукции для федеральных государственных нужд организациями, имеющими оборудование для хранения и отпуска этилового спирта, а также лаборатории контроля его качества (пункт 1).

Экспорт и импорт этилового спирта осуществляются только унитарными предприятиями или хозяйственными обществами, в которых государству принадлежит не менее 51% акций (долей) и которые имеют соответствующие лицензии на осуществление такой деятельности (пункт 4).

Квоты на закупку этилового спирта выдаются организациям при наличии предусмотренных законом лицензий на осуществление деятельности с использованием этилового спирта. Порядок определения квот на закупку этилового спирта устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 10 Закона).

Статья 13 Закона регулирует экспорт и импорт алкогольной продукции. Вывоз или ввоз на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции осуществляется в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации, организациями, имеющими лицензии на экспорт или импорт, хранение и поставки алкогольной продукции.

В соответствии со статьей 16 Закона поставки и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются организациями. Индивидуальные предприниматели осуществляют розничную продажу алкогольной продукции. Указанная деятельность осуществляется только при наличии соответствующих лицензий.

5. Вопросы лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регламентируются главой III Закона. Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии установлен в статье 20 Закона. При этом следует иметь в виду, что принятое лицензирующим органом решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в суд.

Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Законом предусмотрены основания для аннулирования такой лицензии в судебном порядке.

До вступления решения суда в законную силу лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии (пункт 3 статьи 20 Закона).

В соответствии со статьей 22 Закона решение лицензирующего органа может быть обжаловано заявителем в лицензирующий орган и (или) в суд.

6. Статья 26 Закона предусматривает перечень ограничений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности, запрещается заключение договоров мены, если обмениваемым товаром является этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция. Заключенные в таком случае договоры считаются ничтожными.

Иные ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции могут устанавливаться только федеральным законом.

7. Закон вводится в действие со дня его официального опубликования. При этом предусмотрено, что абзац второй пункта 2 статьи 8 и абзац четвертый пункта 1 статьи 26 Закона вводятся в действие с 1 января 2000 года.


О.В.Бойков



Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 февраля 1999 г. N С5-7/УЗ-164 "О Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции"


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение