Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 октября 2002 г. N 49-В02пр-17 Принятие решения об избрании государственного служащего, не освобожденного от своих обязанностей, депутатом законодательного органа субъекта РФ противоречит действующему законодательству

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 15 октября 2002 г. N 49-В02пр-17


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

     председательствующего                                   Кнышева В.П.
     судей                                                Харланова А.В.,
                                                            Горохова Б.А.

рассмотрела в судебном заседании 15 октября 2002 г. гражданское дело по протесту Заместителя Генерального прокурора РФ на решение Нуримановского районного суда Республики Башкортостан от 13 марта 2001 г., определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 мая 2001 г. и постановление Президиума этого же суда от 26 сентября 2001 г. по заявлению Заместителя Генерального прокурора РФ об отмене решения территориальной избирательной комиссии N 61 по Нуримановскому району в части признания Саттарова Р.Ф. избранным депутатом Палаты Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Любимовой И.Б., поддержавшей доводы протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

14.03.99 г. состоялись выборы в Государственное Собрание Республики Башкортостан.

Решением территориальной избирательной комиссии по Нуримановскому избирательному округу N 61 (далее - ТИК) от 14.03.99 г. Саттаров Р.Ф., занимающий должность руководителя Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Республики Башкортостан, признан избранным депутатом Палаты Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан.

Данное решение было оспорено в судебном порядке заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

Решением Нуримановского районного суда от 13.03.01 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от 15.05.01 г., в удовлетворении заявления об отмене решения территориальной избирательной комиссии N 61 по Нуримановскому району в части признания Саттарова Р.Ф. избранным депутатом Палаты Представителей Государственного Собрания РБ отказано.

Постановлением Президиума Верховного суда РБ от 26.09.01 г. отклонен протест прокурора Республики Башкортостан.

В протесте Заместителя Генерального прокурора РФ ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста прокурора, Судебная коллегия находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Занимаемая Саттаровым Р.Ф. должность входит в утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 03.09.97 г. N 981 Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории#.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственный служащий не вправе быть депутатом законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разделение властей относится к числу общих принципов демократического правового федеративного государства. Закрепленное в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, оно обязательно не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в субъектах Российской Федерации.

Принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие. Данный принцип не допускает сосредоточения различных ветвей власти в одном органе, следовательно, и совмещения депутатских обязанностей с занятием должности на государственной службе. Из этого требования и исходил федеральный законодатель, устанавливая для государственных служащих запрет быть депутатами законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации закреплено право субъектов Российской Федерации устанавливать свою систему органов государственной власти самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

По смыслу статей 15 (часть 1), 66 (часть 1), 72 (пункт "н") и 76 (части 1, 2 и 5) Конституции Российской Федерации, субъект Российской Федерации вправе принимать законы, регламентирующие организацию и деятельность собственных органов государственной власти, но такие законы не должны противоречить Конституции Российской Федерации и соответствующим федеральным законам.

Исходя из изложенного, является несостоятельным утверждение президиума Верховного суда Республики Башкортостан о том, что республиканским законодательством не предусмотрено ограничение на совмещение обязанностей государственного служащего и депутата Палаты Представителей Государственного Собрания РБ, ограничение такого рода установлено лишь для депутатов Законодательной Палаты.

В рассматриваемой ситуации подлежали применению вышеуказанные конституционные нормы и статьи Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Вместе с тем республиканский закон также содержит правовые нормы, действие которых направлено на предотвращение случаев совмещения должностей государственной службы с исполнением депутатских полномочий.

Согласно ст. 91 Кодекса РБ "О выборах" (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РБ от 29.11.98 г. N 193-з) избранный депутат в трехдневный срок после получения извещения об избрании обязан в письменном виде сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со званием депутата.

В последующем указанные положения нашли закрепление в ч. 4 ст. 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19.09.97 г. N 124-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.03.99 г. N 55-ФЗ), согласно которой соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании избранным кандидата, набравшего необходимое для избрания число голосов избирателей либо признанного избранным по результатам голосования за список кандидатов, если он в срок, установленный федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, но не позднее, чем в течение семи дней со дня официального опубликования результатов выборов, не представил в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (распоряжения) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копию документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

Результаты выборов в Государственное Собрание Республики Башкортостан были опубликованы 19.03.99 г. в газете "Известия Башкортостана".

Поскольку Саттаров Р.Ф. не выполнил возложенную на него статьей 91 Кодекса РБ обязанность о сложении с себя полномочий, несовместимых со званием депутата, избирательная комиссия в соответствии с требованиями п. 2 ст. 12, абз. 1 и 2 п. 1 ст. 22, абз. 1 ст. 20 и пунктов 1 и 2 ст. 91 Кодекса РБ "О выборах" обязана была рассмотреть вопрос об отмене своего решения в части признания данного кандидата избранным депутатом, как орган, осуществляющий контроль за реализацией законодательства Республики Башкортостан "О выборах".

Тот факт, что ч. 4 ст. 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вступила в силу после проведения выборов, не свидетельствует о законности судебных постановлений, поскольку указанные выше федеральные законы и Кодекс РБ "О выборах" являлись достаточной правовой базой для рассмотрения избирательной комиссией вопроса об отмене своего решения в части признания Саттарова Р.Ф. избранным депутатам.

То обстоятельство, что Саттаров Р.Ф. на момент избрания депутатом исполнял обязанности заместителя руководителя Государственной налоговой инспекции по Республики Башкортостан, не имеет в данном случае значения, поскольку он являлся государственным служащим, который не вправе быть депутатом законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

В настоящее время Саттаров Р.Ф. продолжает совмещать должность руководителя Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Республике Башкортостан с исполнением полномочий депутата Палаты Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан, являясь членом комитета по промышленности, строительству, транспорту, связи, энергетике и предпринимательству.

При новом рассмотрении дела суду необходимо установить причины, по которым Саттаров Р.Ф. не сложил с себя обязанностей, несовместимых со званием депутата и продолжает работать в органах исполнительной и законодательной власти, несмотря на прямой запрет, содержащийся в Федеральных законах, а избирательная комиссия не рассмотрела вопрос об отмене своего решения и не отменила его.

Руководствуясь ст.ст. 329, 330 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Нуримановского районного суда Республики Башкортостан от 13 марта 2001 г., определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 мая 2001 г. и постановление Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 сентября 2001 г. отменить; дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 октября 2002 г. N 49-В02пр-17


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.