Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 14 мая 2003 г. N 26пв-03 Суд, отказывая в удовлетворении заявления о признании противоречащим действующему законодательству решения городской думы об упразднении внутригородских муниципальных образований, исходил из того, что согласно уставу города, принятому городским референдумом, данные образования не предусмотрены

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 14 мая 2003 г. N 26пв-03


Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

     Председателя -                                        Лебедева В.М.,
     членов Президиума -                                   Радченко В.И.,
                                                           Петухова Н.А.,
                                                             Верина В.П.,
                                                            Смакова Р.М.,
                                                           Каримова М.А.,
                                                             Попова Г.Н.,
                                                          Свиридова Ю.А.,
                                                          Меркушова А.Е.,
                                                         Вячеславова В.К.
     с участием заместителя Генерального прокурора
     Российской Федерации                                 Звягинцева А.Г.

рассмотрел в порядке надзора по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Звягинцева Г.А. гражданское дело по заявлению муниципального комитета Фрунзенского района г. Владивостока и Некоммерческого партнерства "Коллегия молодых юристов г. Владивостока" о признании противоречащим законодательству решения Думы г. Владивостока от 25 декабря 2001 г. N 67 "О районах г. Владивостока"

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуцола Ю.А., объяснения представителей Думы города Владивостока Турова Г.А., Администрации г. Владивостока Сорочинского А.Б. (доверенности в деле), выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Звягинцева А.Г., поддержавшего протест,

Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:

муниципальный комитет Фрунзенского района г. Владивостока и Некоммерческое партнерство "Коллегия молодых юристов г. Владивостока" обратились в суд с заявлениями о признании противоречащим действующему законодательству решения Думы г. Владивостока от 25 декабря 2001 г. N 67 "О районах г. Владивостока", которым были упразднены внутригородские муниципальные образования: Ленинский район, Первомайский район, Первореченский район, Советский район, Фрунзенский район города Владивостока, указанные районы объявлены административно-территориальными единицами г. Владивостока, администрация г. Владивостока обязана подготовить необходимые документы по ликвидации ранее созданных органов местного самоуправления.

Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 19 марта 2002 г., оставленным без изменений определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 15 мая 2002 г., заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Постановлением президиума Приморского краевого суда от 2 августа 2002 г. судебные постановления оставлены без изменений, протест прокурора края - без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2002 г. протест в порядке надзора заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на состоявшиеся по делу судебные постановления оставлен без удовлетворения.

В протесте, внесенном в Президиум Верховного Суда Российской Федерации, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений в связи с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Президиум не находит оснований для удовлетворения протеста.

Согласно ст. 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ст. 12 Закона Приморского края "О местном самоуправлении в Приморском крае" вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вероятно, имеется в виду п. 3 ст. 7 Закона Приморского края "О местном самоуправлении в Приморском крае"


Согласно статьям 2 и 3 Устава г. Владивостока, принятого на референдуме 19 декабря 1999 г., город Владивосток является самостоятельным муниципальным образованием, его территория едина, в границы города входят Ленинский, Первореченский, Первомайский, Советский и Фрунзенский районы.

В статье 8 Устава г. Владивостока перечислены муниципальные органы, представляющие систему городского самоуправления, к которым относятся: глава муниципального образования - глава администрации города, городская Дума, образующие администрацию города органы и должностные лица, городская муниципальная избирательная комиссия.

Согласно статье 58 Устава районы города Владивостока, являясь его административно-территориальными единицами, образуются с учетом исторических, географических, градостроительных особенностей, численности населения, социально-экономических характеристик и возможности решения местных вопросов в интересах населения районов.

Взаимоотношения между органами местного самоуправления города Владивостока и его районами строятся на основе нормативных актов, принимаемых Думой города Владивостока.

Из анализа указанных, а также других положений Устава г. Владивостока следует, что город Владивосток представляет собой самостоятельное муниципальное образование с единой структурой органов муниципального самоуправления. Создание органов муниципальной власти в районах г. Владивостока его Уставом не предусмотрено.

Данный Устав г. Владивостока был принят городским референдумом, что подтверждается решением Владивостокской территориальной избирательной комиссии от 22 декабря 1999 г. N 49 "О результатах проведения местного референдума 19 декабря 1999 года по вопросу: "Вы принимаете Устав г. Владивостока, предложенной инициативной группой?" (решение Крайизбиркома N 62 от 27.09.99, л.д. 253). Из сводной таблицы результатов местного референдума от 19 декабря 1999 г. по принятию Устава г. Владивостока усматривается, что в референдуме принимало участие население всех пяти районов г. Владивостока, в т.ч. и население Фрунзенского района, в котором ранее уже были сформированы органы муниципального управления. При этом, из 34606 избирателей Фрунзенского района, принявших участие в референдуме, 18665 избирателей, что составляет 53,93%, проголосовали за принятие Устава г. Владивостока (л.д. 252).

Доводы протеста о том, что результаты референдума по принятию Устава города не могут свидетельствовать о выражении населением города своего мнения по вопросу об упразднении муниципальных образований, такой референдум должен проводится в каждом из районов города Владивостока, нельзя признать достаточно обоснованными.

Подавая свои голоса в пользу принятия предлагаемой редакции Устава г. Владивостока, в котором не предусматривается образование иных муниципальных органов, кроме как городских, большинство населения города (53,19% от принявших участие в референдуме - л.д. 252) выразило свое мнение по вопросу организации системы городского самоуправления. Поскольку в референдуме 19 декабря 1999 г. принимали участие жители всех районов г. Владивостока, проведение таких референдумов отдельно в каждом районе не требовалось.

То обстоятельство, что на момент проведения референдума по поводу принятия Устава города Владивостока районы города являлись муниципальными образованиями, а во Фрунзенском районе даже были созданы органы местного самоуправления, с учетом положений ст. 12 п. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 7 п. 3 закона Приморского края "О местном самоуправлении в Приморском крае" не являлось препятствием для принятия Думой г. Владивостока решения об упразднении внутригородских муниципальных образований.

Что касается вопроса о ликвидации созданных органов местного самоуправления, то указанным решением Думы г. Владивостока он не разрешался.

Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое заявителями решение Думы города Владивостока от 25 декабря 2001 г. N 67 "О районах города Владивостока" принято в соответствии с компетенцией этого представительного органа, с учетом мнения населения города Владивостока и в соответствии с уставом города. Вынесенные по делу судебные постановления являются законными и обоснованными.

Принимая во внимание изложенное, Президиум не усматривает оснований для удовлетворения протеста.

Руководствуясь п. 1 ст. 329 ГПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 19 марта 2002 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 15 мая 2002 г., постановление президиума Приморского краевого суда от 2 августа 2002 г., определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2002 г. оставить без изменения, а протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - без удовлетворения.



Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 14 мая 2003 г. N 26пв-03


Текст постановления официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.