Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2003 г. N 185-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климентьева Андрея Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 10 статьи 32 и пункта 1 статьи 64 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 2 статьи 67 Закона Нижегородской области от 4 июня 2002 года "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области" и статьи 211 Гражданского процессуального кодекса РСФСР"

Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2003 г. N 185-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климентьева Андрея Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 10 статьи 32 и пункта 1 статьи 64 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 2 статьи 67 Закона Нижегородской области от 4 июня 2002 года "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области" и статьи 211 Гражданского процессуального кодекса РСФСР"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей М.В.Баглая, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, В.О.Лучина, Ю.Д.Рудкина, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Я.Сливы, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина А.А.Климентьева, установил:

1. Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода 14 сентября 2002 года отменил состоявшуюся 11 июля 2002 года регистрацию гражданина А.А.Климентьева в качестве кандидата на должность главы города Нижнего Новгорода на выборах, назначенных на 15 сентября 2002 года, и обратил свое решение к немедленному исполнению в полном объеме. Определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 27 сентября 2002 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а кассационная жалоба А.А.Климентьева - без удовлетворения.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.А.Климентьев утверждает, что примененные в его деле положения пункта 10 статьи 32 и пункта 1 статьи 64 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и аналогичные положения пункта 2 статьи 67 Закона Нижегородской области от 4 июня 2002 года "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области" в той мере, в какой ими допускается отмена регистрации кандидата на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления в день, предшествующий дню голосования, противоречат статьям 3 (часть 3), 17 (часть 3) и 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации; пункт 1 статьи 64 названного Федерального закона, кроме того, в той мере, в какой им допускается отмена (аннулирование) регистрации кандидата за правонарушение, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, без установления его вины в порядке административного судопроизводства, противоречит статьям 49 и 118 (часть 2) Конституции Российской Федерации; положения статьи 211 ГПК РСФСР нарушают конституционное право на судебную защиту в той мере, в какой допускают обращение к немедленному исполнению решения суда, не вступившего в законную силу, когда поворот исполнения решения невозможен, что противоречит статьям 17 (часть 3), 46 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

2. Из пункта 1 статьи 64 во взаимосвязи с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что решение об отмене регистрации кандидата не позднее чем за 15 - 1 день до дня голосования принимает суд по основаниям, связанным с нарушениями избирательного законодательства и предусмотренным названным Федеральным законом, а также иными законами. Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 67 Закона Нижегородской области от 4 июня 2002 года "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области", согласно которому регистрация кандидата может быть отменена избирательной комиссией муниципального образования или судом не позднее чем в день, предшествующий дню голосования.

Федеральный закон от 19 сентября 1997 года утратил силу с 25 декабря 2002 года - по истечении шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в котором указанные положения отсутствуют, а также установлены иные сроки принятия судом решения об отмене регистрации кандидата. Следовательно, исходя из того, что в соответствии со статьей 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 данной статьи, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон, пункт 2 статьи 67 Закона Нижегородской области от 4 июня 2002 года также утратил силу с 25 декабря 2002 года. Формально названный Закон Нижегородской области был отменен Законом Нижегородской области от 8 января 2003 года "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области", который воспроизвел соответствующие положения Федерального закона от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

По смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации в процессе конституционного судопроизводства проверяет конституционность действующих нормативных актов. Исключение составляют случаи, предусмотренные в части второй его статьи 43, когда Конституционный Суд Российской Федерации в целях защиты конституционных прав и свобод граждан и их объединений может проверить конституционность норм, отмененных или утративших силу к началу или в период рассмотрения дела. Однако такая проверка невозможна, если оспариваемые нормы отменены или утратили силу до начала производства в Конституционном Суде Российской Федерации. В этом случае Конституционный Суд Российской Федерации отказывает в принятии жалобы к рассмотрению.

Поскольку Федеральный закон от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закон Нижегородской области от 4 июня 2002 года "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области" утратили силу до обращения гражданина А.А.Климентьева в Конституционный Суд Российской Федерации, его жалоба в этой части не может быть признана допустимой.

3. Согласно статье 211 ГПК РСФСР суд может обратить к немедленному исполнению свое решение, если вследствие особых обстоятельств замедление в его исполнении может привести к значительному ущербу для взыскателя или самое исполнение может оказаться невозможным (пункт 3 части первой). Заявитель утверждает, что немедленное исполнение на основании данной нормы не вступившего в законную силу решения суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата в день, предшествующий дню голосования, т.е. когда поворот исполнения решения невозможен, фактически не позволяет оспорить его в кассационной инстанции до голосования, и даже отмена этого решения кассационной инстанцией после выборов не означает для кандидата, незаконно отстраненного от выборов, реальное восстановление в правах.

Статья 211 ГПК РСФСР, как и статья 212 ГПК Российской Федерации прямо не предусматривают возможность обращения к немедленному исполнению не вступившего в законную силу решения суда об отмене регистрации кандидата на выборах. Соответствующие процессуальные нормы подлежат применению в делах по избирательным спорам с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой положение об отмене регистрации кандидата не позднее, чем в день, предшествующий дню голосования, не может не предполагать, что к указанному моменту решение суда, принятое в надлежащей процедуре, вступило в законную силу, - иное исключало бы реальное восстановление в правах, что не согласуется с гарантиями судебной защиты, закрепленными статьей 46 Конституции Российской Федерации и статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конституционно-правовое истолкование названного положения, данное Конституционным Судом Российской Федерации в сохраняющих свою силу постановлениях от 25 декабря 2001 года по делу о проверке конституционности части второй статьи 208 ГПК РСФСР и от 11 июня 2002 года по делу о проверке конституционности положений статей 64, 32, 35 и 59 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", является обязательным для всех правоприменителей.

Что касается норм Федерального закона от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающих новые предельные сроки обращения с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата и сокращенные сроки рассмотрения дела судом, то они в деле заявителя не применялись, а потому его утверждение, что на практике этими нормами не обеспечивается в полной мере исправление судебной ошибки до дня голосования, не может быть принято Конституционным Судом Российской Федерации во внимание, равно как и его ссылка на нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климентьева Андрея Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".


Председатель Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.Зорькин


Судья-секретарь Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.Данилов



Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2003 г. N 185-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климентьева Андрея Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 10 статьи 32 и пункта 1 статьи 64 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 2 статьи 67 Закона Нижегородской области от 4 июня 2002 года "О выборах глав местного самоуправления в Нижегородской области" и статьи 211 Гражданского процессуального кодекса РСФСР"



Текст Определения опубликован в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2003 г., N 5


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.