Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 мая 2003 г. N 22-Г03-2 Поскольку действующее законодательство о выборах не предусматривает проведение повторной проверки подписных листов, суд признал неправомерным решение избирательной комиссии об отмене регистрации кандидата

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 мая 2003 г. N 22-Г03-2


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 8 мая 2003 г. дело по кассационным представлению прокурора, участвовавшего в деле, и жалобе Х. на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 25 апреля 2003 г., которым отменена регистрация Х., зарегистрированного решением окружной избирательной комиссии по Цоколаевскому избирательному округу N 74 от 3 апреля 2003 г. кандидатом в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Российской Федерации П., объяснения представителей окружной избирательной комиссии по Цоколаевскому избирательному округу N 74 Ш., Г., Ч., возражавших против жалобы и представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ В., полагавшей отменить решение, Судебная коллегия установила:

решением окружной избирательной комиссии по Цоколаевскому избирательному округу N 74 от 3 апреля 2003 г. Х. зарегистрирован кандидатом в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания. 18 апреля 2003 г. указанная избирательная комиссия обратилась в суд с заявлением об отмене решения о регистрации Х. по вновь открывшимся обстоятельствам. Таким обстоятельством, по мнению заявителя, является представленная в избирательную комиссию 10 апреля 2003 г. справка эксперта об установлении недостоверными 17 подписей избирателей, содержащихся в подписных листах и собранных в поддержку кандидата в депутаты Х.

В судебном заседании избирательной комиссией представлены сведения о недостоверности еще 11 подписей.

Верховным Судом Республики Северная Осетия-Алания постановлено указанное выше решение.

В кассационных представлении прокурора и жалобе Х. ставится вопрос об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления избирательной комиссии.

Судебная коллегия полагает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.

Удовлетворяя заявление избирательной комиссии об отмене регистрации Х., суд исходил из того, что после принятия решения о его регистрации, были установлены на основании справки эксперта недостоверные подписи. Кроме того в судебное заседание были представлены сведения о несоответствии данных об избирателях, содержащихся в подписных листах, данным, представленным адресной службой. Таким образом, установлено достоверных подписей менее 2 процентов, чего недостаточно для регистрации Х. кандидатом в депутаты.

Установленные после регистрации недостоверные подписи являются вновь открывшимися обстоятельствами.

Данный вывод суда сделан в результате неправильного применения норм материального права.

В соответствии с п. 18 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия в течение установленного срока, который не должен превышать десять дней, обязана принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Законом "О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания" решение о регистрации либо об отказе в регистрации должно быть принято не позднее, чем через три дня после приема необходимых для регистрации документов (п. 1 ст. 38).

Согласно п/п "д" п. 6 ст. 38 республиканского закона о выборах основаниями для отказа в регистрации являются недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей.

Достоверность и действительность подписей избирателей может быть установлена только в результате проверки, проведенной соответствующей избирательной комиссией и только после этого принято решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

Республиканским законом о выборах установлено, что такое решение избирательная комиссия может принять не позднее чем через три дня после принятия документов для регистрации.

В судебном заседании было установлено, что решение о регистрации Х. избирательной комиссией было принято после проверки его подписных листов. При этом комиссией выявлено 13 недостоверных и недействительных подписей. Оставшихся 119 достоверных подписей было достаточно для принятия решения о регистрации Х. Об итогах проверки подписных листов составлен соответствующий протокол (л/д 53). Пунктом 16 ст. 37 Закона "О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания" предусмотрено, что внесение изменений в протокол после принятия решения не допускается.

Ни федеральное законодательство, ни республиканский закон о выборах не предусматривают проведение повторной проверки подписных листов.

При таких обстоятельствах проведение окружной избирательной комиссией повторной проверки подписных листов, представленных в поддержку кандидата в депутаты, противоречит федеральному и республиканскому закону о выборах, ограничивающих такую проверку определенным сроком, представляемым избирательной комиссии для принятия решения о возможности регистрации кандидата и не допускающих пересмотра закрепленных протоколом итогов проверки подписных листов после принятия решения о регистрации.

В соответствии со сложившейся практикой под вновь открывшимися обстоятельствами следует понимать такие обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю. Установленные недостоверными еще 11 подписей (по данным адресного бюро) и 6 подписей (по справке эксперта) не могут быть признаны вновь открывшимися обстоятельствами, так как не являются теми обстоятельствами, которые не были и не могли быть известны избирательной комиссии, поскольку ею проводилась проверка подписных листов. При надлежащей работе избирательной комиссии указанные обстоятельства могли быть установлены до вынесения решения о регистрации Х. кандидатом в депутаты.

Действиями окружной избирательной комиссии, которой произведена повторная проверка подписных листов, нарушен закрепленный в ст. 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. 39 Закона "О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания" принцип равенства зарегистрированных кандидатов. Вследствие этого Х. поставлен в неравное положение с другими кандидатами в депутаты, чем существенно нарушено его пассивное избирательное право.

Поскольку судом неправильно применены нормы материального права, решение в силу ст. 362 ГПК РФ не может быть признано законным и подлежит отмене. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств. Поэтому, судебная коллегия, не передавая дело на новое рассмотрение, считает возможным принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления окружной избирательной комиссии об отмене решения о регистрации Х. кандидатом в депутаты.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

отменить решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 25 апреля 2003 г. и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления окружной избирательной комиссии по Цоколаевскому избирательному округу N 74 об отмене решения от 3 апреля 2003 г. о регистрации Х. кандидатом в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 мая 2003 г. N 22-Г03-2


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.