Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 августа 2003 г. N 33-Г03-12 Оспариваемые положения нормативного акта, определяющего порядок отбора организаций-поставщиков лекарственных средств, признаны недействующими, поскольку их применение нарушает нормы антимонопольного законодательства и устанавливает препятствия хозяйствующим субъектам для участия в конкурсе на поставку медикаментов

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 1 августа 2003 г. N 33-Г03-12


Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании 1 августа 2003 г. кассационную жалобу представителя по доверенности Правительства Ленинградской области К. на решение Ленинградского областного суда от 18 июня 2003 г., которым признаны недействующими с момента издания пункт 2.1 кроме слов "уставные документы должны соответствовать действующему законодательству"; подпункты 1, 4, 6, 7, 8 пункта 2.2; подпункт 1 пункта 2.4 в части слов "реорганизации"; подпункт 5 в части слов "за три года", подпункты 6, 7, 9, 11 в части слов "за 2001 год и третий квартал 2002 года", подпункт 12 пункта 3 и пункт 4.4 Положения о проведении предварительного квалификационного отбора организаций-поставщиков лекарственных средств для нужд Ленинградской области, утвержденного пунктом 4 распоряжения губернатора Ленинградской области "О результатах конкурсов по поставке медикаментов для нужд Ленинградской области" от 5 ноября 2002 года N 594-рг.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Н., объяснение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации В., исследовав материалы дела, судебная коллегия установила.

Губернатором Ленинградской области издано 5 ноября 2002 г. распоряжение "О результатах конкурсов по поставке медикаментов для нужд Ленинградской области" N 594-рг. Пунктом 4 этого распоряжения утверждено Положение о проведении предварительного квалификационного отбора организаций-поставщиков лекарственных средств для нужд Ленинградской области.

Данным Положением предусмотрено следующее. Поставщик должен являться юридическим лицом, зарегистрированным на территории Санкт-Петербурга или Ленинградской области. При прочих равных условиях конкурсная комиссия вправе отдать предпочтение участнику, зарегистрированному на территории Ленинградской области, или имеющему филиал, зарегистрированный на территории Ленинградской области, который по договору мог бы стать поставщиком (пункт 2.1). Поставщик лекарственных средств должен иметь опыт работы не менее трех лет; собственное автохозяйство с достаточным количеством автотранспорта для осуществления развозки лекарственных средств по территории Ленинградской области; прямые контракты с фирмами-производителями лекарственных средств, закупаемых для нужд Ленинградской области; положительную репутацию и опыт работы по выполнению государственного заказа в других субъектах Федерации Северо-Западного округа; опыт работы с лечебно-профилактическими учреждениями и аптеками Ленинградской области (подпункты 1, 4, 6, 7, 8 пункта 2.2). К участию в ценовом конкурсе не могут быть допущены хозяйствующие субъекты, находящиеся, в частности, в стадии реорганизации (подпункт 1 пункта 2.4). В целях оценки квалификации поставщикам необходимо представить справку о проведенных за три года проверках фармацевтической деятельности с указанием выявленных нарушений по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению; перечень производителей лекарственных средств, с которыми заключены контракты (отдельно по российским и зарубежным производителям), с приложением копий контрактов; справку о наличии опыта работы с учреждениями здравоохранения Ленинградской области по форме согласно приложению 4 к настоящему Положению; справку о наличии у поставщика транспортной базы по форме согласно приложению 5 к настоящему Положению, а также заверенные копии технических паспортов и лицензий на перевозку грузов; заверенные копии баланса и отчета о финансовых результатах (формы 1 и 2 по ОКУД) за 2001 год и третий квартал 2002 года; рекомендации органов управления здравоохранением субъектов Федерации Северо-Западного округа, подтверждающие репутацию поставщика и наличие опыта работы по выполнению государственного заказа (подпункты 5, 6, 7, 9, 11 и 12 пункта 3). Конкурсная комиссия не обязана информировать участников квалификационного отбора о мотивах принятия того или иного решения (пункт 4.4).

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента издания пункта 2.1 кроме слов "уставные документы должны соответствовать действующему законодательству", подпунктов 1, 4, 6, 7, 8 пункта 2.2; подпункта 1 пункта 2.4 в части слова "реорганизации"; подпунктов 6, 1, 9, 12 пункта 3 и пункта 4.4 названного Положения. Впоследствии прокурор дополнил заявление требованием о признании недействующими подпункт 5 в части слов "за три года" и подпункт 11 в части слов "за 2001 год и третий квартал 2002 года" пункта 3 Положения. Заявление обосновано тем, что оспариваемые правовые нормы не соответствуют федеральному законодательству, запрещающее препятствовать свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств помимо оснований, установленных федеральными законами.

В кассационной жалобе К., представляющая по доверенности интересы Правительства Ленинградской области, просит отменить решение суда в части признания противоречащими федеральному законодательству подпунктов 1, 4, 6, 7, 8 пункта 2.2; подпункта 1 пункта 2.4 в части слов "реорганизации"; подпунктов 5 в части слов "за три года", 6, 7, 9, 11 в части слов "за 2001 год и третий квартал 2002 года", 12 пункта 3, а также пункта 4.4 Положения и прекратить производство по делу. В обоснование кассационной жалобы указывается на то, что в решении отсутствуют ссылки на конкретные факты нарушения федеральных правовых актов, что решение суда основывается не на конкретных фактах, а на предположениях о возможных нарушениях, что к поставщику могут быть предъявлены требования, касающиеся его "опыта" и "надежности". Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с п. 1 ст. 448 ГК РФ в открытом конкурсе может участвовать любое лицо.

Согласно Закону Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов (п. 1 ст. 7). При проведении конкурса не допускается создание преимущественных условий участия в конкурсе; необоснованное ограничение доступа к участию в конкурсе (п. 1 ст. 9).

Проанализировав пункт 2.1; подпункты 1, 4, 6, 7, 8 пункта 2.2; подпункт 5 в части слов "за три года", подпункты 6, 7, 9, подпункт 11 в части слов "за 2001 год и третий квартал 2002 года", подпункт 12 пункта 3 Положения о проведении предварительного квалификационного отбора организаций-поставщиков лекарственных средств для нужд Ленинградской области, утвержденного пунктом 4 распоряжения губернатора Ленинградской области "О результатах конкурсов по поставке медикаментов для нужд Ленинградской области" от 5 ноября 2002 года N 594-рг, суд сделал правильный вывод о том, что эти правовые нормы в нарушение приведенных федеральных правовых норм устанавливают для участников конкурса дополнительные требования, которые их ставят в неравное положение. Эти оспариваемые нормы лишают отдельных потенциальных поставщиков возможности пройти предварительный квалификационный отбор, а значит, и получить положительный результат в конкурсе.

Подпункт 1 пункта 2.4 Положения, по которому к участию в ценовом конкурсе не могут быть допущены хозяйствующие субъекты, находящиеся, в частности, в стадии реорганизации, противоречит пункту 5 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года N 305. По данному пункту, поставщик не должен быть неплатежеспособным, находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), быть признан несостоятельным (банкротом). Судом обоснованно применена эта правовая норма Указа, которая не предусматривает запрета быть поставщиком хозяйствующему субъекту, находящемуся в стадии реорганизации.

Оспариваемый пункт 4.4 Положения противоречит п. 9 ст. 11 Федерального закона "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", в силу которого организатор открытого конкурса обязан ответить в письменной форме на запрос поставщика (исполнителя), не прошедшего предварительного отбора участников открытого конкурса, с указанием оснований принятия соответствующего решения.

Аналогичное правило содержится в абзаце 3 п. 11 названного Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации.

Суждение по поводу применения этих федеральных нормативных актов при рассмотрении настоящего дела судом в решении дано.

Доводы представителей губернатора Ленинградской области о том, что Положением не устанавливаются препятствия хозяйствующим субъектам для участия в конкурсе на поставку медикаментов для нужд Ленинградской области, и, что прокурором не представлено доказательств нарушения антимонопольного законодательства в результате применения этого Положения, судом обоснованно отвергнуты.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия определила:

оставить решение Ленинградского областного суда от 18 июня 2003 г. без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства Ленинградской области К. без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 августа 2003 г. N 33-Г03-12


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение