Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2003 г. N 58-Г03-21 Норма о бюджетной ответственности в форме обращения взыскания на любые денежные средства, составляющие местные бюджеты, установленная актом исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, признана противоречащей федеральному закону, поскольку установление порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства отнесено к ведению РФ

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 12 августа 2003 г. N 58-Г03-21


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего - Кнышева В.П.,

судей - Горохова Б.А., Потапенко С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 12 августа 2003 г. по кассационной жалобе представителя Губернатора Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 30 апреля 2003 года дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащим федеральному закону, недействующим и не подлежащим применению п.7.10 "Порядка осуществления последующего финансового контроля краевыми органами исполнительной власти и применения мер принуждения по его результатам", утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 27.12.2002 г. N 529.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Губернатором Хабаровского края 27 декабря 2002 г. было принято постановление N 529 "Об утверждении порядка осуществления последующего финансового контроля краевыми органами исполнительной власти и применения мер принуждения по его результатам", пунктом 7.10 которого установлено, что восстановление средств в краевой бюджет по результатам ревизий исполнения местных бюджетов проводится путем обращения взыскания на средства, причитающиеся бюджету муниципального образования края из краевого фонда финансовой поддержки бюджетов муниципальных образований городов и районов края, взаимные расчеты и другие средства, получаемые из краевого бюджета, а также отчисления от федеральных и регулирующих налогов, поступающих в бюджет муниципального образования края.

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании этой нормы Порядка противоречащей федеральному закону, ссылаясь на то, что она принята с превышением полномочий, предоставленных главой 2 Бюджетного кодекса РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений и противоречит ст.284.1 Бюджетного кодекса РФ.

Решением Хабаровского краевого суда от 30 апреля 2003 года заявление прокурора было удовлетворено.

В кассационной жалобе представителя Губернатора Хабаровского края поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

Согласно п. "ж" ст.71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.

В преамбуле и в ч.2 ст.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что правовые основы порядка и условия привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации устанавливаются настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.4 ст.3 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

В главе 2 Бюджетного кодекса РФ установлено вертикальное распределение компетенции между уровнями власти.

Согласно ст.7 Бюджетного кодекса РФ к компетенции федерального уровня государственной власти относится установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Полномочия органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в области применения мер принуждения определены в ст.284-1 Бюджетного кодекса РФ.

Суд в решении правильно указал на то, что предусмотренный данной статьей перечень полномочий является исчерпывающим, устанавливает порядок списания в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению или подлежащих возврату в бюджет в установленный срок. Расширен этот перечень может быть только федеральным законом.

Пунктом 7.10 Порядка, утвержденного Губернатором Хабаровского края, установлены меры принуждения, не предусмотренные ст.284-1 Бюджетного кодекса РФ: восстановление средств краевого бюджета за счет конкретных средств - средств, причитающихся бюджету муниципального образования из краевого фонда финансовой поддержки бюджетов муниципальных образований городов и районов края, взаимные расчеты и другие средства, получаемые из краевого бюджета, а также за счет отчислений от регулирующих налогов, поступающих в бюджет муниципального образования, в том числе федеральных налогов. Таким образом, актом исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установлена новая норма о бюджетной ответственности в форме обращения взыскания на любые денежные средства, составляющие местные бюджеты.

Суд правильно признал эту норму п.7.10 Порядка противоречащей ст.ст.7, 284-1 Бюджетного кодекса РФ, поскольку установление порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства отнесено к ведению Российской Федерации, и органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе без соответствующей нормы федерального законодательства регулировать данные бюджетные правоотношения.

Доводы кассационной жалобы представителя Губернатора Хабаровского края о том, что перечень применения мер принуждения, установленный ст.284.1 Бюджетного кодекса РФ не является исчерпывающим, так данный перечень расширен статьей 77 Федерального закона от 24.12.2002 г. N 176-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2003 год", а также о том, что оспариваемая норма принята во исполнение "Инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации", утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 26.04. 2001 г. N 35н, основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут быть признаны основанием к отмене законного судебного решения. Статья 77 Федерального закона от 24.12.2002 г. N 176-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2003 год" и названная Инструкция регулируют отношения по поводу исполнения федерального бюджета в части нецелевого использования бюджетных средств субъектами Российской Федерации и определяют полномочия в этой области федеральных органов исполнительной власти. Норм, наделяющих такими же полномочиями органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральное законодательство не содержит.

На основании ст.ст.360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Хабаровского краевого суда от 30 апреля 2003 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Губернатора Хабаровского края - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2003 г. N 58-Г03-21


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение