Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2003 г. N 56-Г03-14 Обжалуемая норма не препятствует органам местного самоуправления самостоятельно исполнять бюджетный процесс, так как казначейское исполнение бюджета происходит путем кассового исполнения в соответствии с нормативным актом местного самоуправления о бюджете муниципального образования на соответствующий год и бюджетной росписью, которая также составляется органом местного самоуправления

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2003 г. N 56-Г03-14


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании 29 августа 2003 г. по кассационной жалобе администрации г. Владивостока на решение Приморского краевого суда от 1 июля 2003 г. дело по заявлению администрации г. Владивостока о признании недействующей и не подлежащей применению части 3 статьи 15 Закона Приморского края от 21.11.2002 г. N 174-КЗ "О краевом бюджете на 2002 год".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

администрация г. Владивостока обратилась в суд с заявлением о признании недействующей и не подлежащей применению части 3 статьи 15 Закона Приморского края от 21.11.2002 г. N 174-КЗ "О краевом бюджете на 2002 год", ссылаясь на то, что в соответствии с этой нормой краевого закона в 2002 году образован краевой фонд финансовой поддержки муниципальных образований Приморского края: на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в размере 67,67% от объема дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, предусмотренной в бюджете Приморского края в фонде финансовой поддержки субъектов Российской Федерации; на стимулирование муниципальных образований за счет доходов, поступивших в краевой бюджет сверх установленного плана по налогу на доходы физических лиц, налогу с продаж и налогу на имущество предприятий.

Согласно статье 3 этого закона доходы, поступившие в краевой бюджет сверх установленного данной статьей плана по налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество предприятий, налогу с продаж, зачисляются в краевой фонд финансовой поддержки и направляются в бюджеты муниципальных образований Приморского края, обеспечивших перевыполнение плана в виде стимулирующей части финансовой помощи.

Законом Приморского края от 2.12.2002 г. N 26-КЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" статья 15 этого закона дополнена частью 3 следующего содержания: "Установить, что средства краевого фонда финансовой поддержки предоставляются бюджетам муниципальных образований Приморского края при условии подписания соглашения об исполнении бюджета муниципального образования через государственное учреждение Приморское казначейство".

Администрация г. Владивостока считает, что указанная норма противоречит нормам Бюджетного кодекса РФ и необоснованно уменьшает доходную часть бюджета г. Владивостока, поскольку заключение в обязательном порядке такого соглашения Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено. Статьями 168 и 215 Бюджетного кодекса РФ органам исполнительной власти предоставлено право самостоятельно определять органы для организации исполнения и исполнения бюджетов. Заявитель считает, что с учетом дефицита бюджета г. Владивостока такое условие влечет за собой нарушение законных прав и интересов жителей города.

Кроме того, по мнению заявителя, указанные изменения приняты с превышением Законодательным Собранием Приморского края своих полномочий.

Решением Приморского краевого суда от 1 июля 2003 г. заявление было оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе администрации г. Владивостока поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

Согласно статье 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Согласно статье 8 Бюджетного кодекса РФ в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации относится определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам.

В соответствии с частью 3 статьи 139 этого же Кодекса порядок предоставления и расчет финансовой помощи на выравнивание уровня социально-экономического развития определяется законом субъекта Российской Федерации либо законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Согласно части 3 статьи 140 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять контроль за расходованием средств, поступивших в местные бюджеты из бюджетов субъектов Российской Федерации.

С учетом этих норм федерального законодательства вывод суда о том, что Законодательное Собрание Приморского края при принятии закона "О внесении изменений и дополнений в закон Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" в части предоставления бюджетам муниципальных образований Приморского края средств из краевого фонда финансовой поддержки при условии подписания соглашения об исполнении бюджета муниципального образования через государственное учреждение Приморское казначейство действовало в пределах своих полномочий и нормы федерального законодательства не нарушило, является правильным.

Доводы кассационной жалобы администрации г. Владивостока о том, что часть третья статьи 16 Закона Приморского края существенно ограничивает право бюджета г. Владивостока на получение стимулирующей части краевого бюджета на 2002 год. со ссылками на статьи 168 и 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обоснованными быть признаны не могут.

Принимая обжалуемую заявителем норму закона Приморского края, Законодательное Собрание действовало в рамках своих полномочий, предусмотренных статьями 8 и частью 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Стимулирующая часть фонда финансовой поддержки муниципальных образований состоит из сумм налогов, которые подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и являются доходной частью краевого бюджета. Передавая часть своих доходов муниципальным образованиям, субъект Российской Федерации вправе определять порядок и условия передачи таких доходов. Установление такого порядка не уменьшает доходную часть городского бюджета, поскольку сверхплановые доходы фактически не могут быть учтены при составлении бюджета на очередной финансовый год, а передача таких заранее не запланированных доходов в нижестоящие бюджеты в течение финансового года - это право, а не обязанность субъекта Российской Федерации.

Обжалуемая норма не препятствует органам местного самоуправления самостоятельно исполнять бюджетный процесс, так как казначейское исполнение бюджета происходит путем кассового исполнения в соответствии с нормативным актом местного самоуправления о бюджете муниципального образования на соответствующий год и бюджетной росписью, которая также составляется органом местного самоуправления. Кроме того, статья 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации прямо указывает, что в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов.

Решение Приморского краевого суда вынесено в соответствии с действующим законодательством, обстоятельства дела исследованы полно и всесторонне. Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

На основании ст.ст. 360, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Приморского краевого суда от 1 июля 2003 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Владивостока - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2003 г. N 56-Г03-14


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.