Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2003 г. N 58-Г03-25 Закон субъекта РФ признан недействующим, поскольку противоречит нормам федерального бюджетного законодательства

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2003 г. N 58-Г03-25


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании 22 августа 2003 г. по кассационной жалобе Законодательной Думы Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 10 июля 2003 г. дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащей закону и недействующей ст. 13 Закона Хабаровского края от 23 апреля 2003 г. N 112 "Об административной ответственности за нарушения стандартов по эксплуатации жилищного фонда на территории Хабаровского края".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации З., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Законодательной Думой Хабаровского края 23 апреля 2003 г. был принят закон Хабаровского края N 112 "Об административной ответственности за нарушения стандартов по эксплуатации жилищного фонда на территории Хабаровского края", в соответствии со ст. 13 которого административные штрафы, взысканные за правонарушения, предусмотренные настоящим законом, зачисляются в краевой бюджет.

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании названной нормы закона края недействующей, ссылаясь на ее противоречие ст. 46 Бюджетного кодекса РФ.

Решением Хабаровского краевого суда от 10 июля 2003 г. заявление прокурора было удовлетворено.

В кассационной жалобе Законодательной Думы Хабаровского края поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

Согласно п. "ж" ст. 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование является предметом исключительного ведения Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом действует федеральный закон.

Целям финансового регулирования служит Бюджетный кодекс РФ, согласно ст. 7 которого установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, а также разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Статьей 46 Бюджетного кодекса РФ установлено, что штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты. Данная статья содержит и условия, при которых нормы ст. 46 Бюджетного кодекса РФ не применяются, а именно: "если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации".

Бюджетным кодексом РФ иное предусмотрено лишь для штрафов, взыскиваемых в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Какие-либо иные законодательные акты федерального уровня, устанавливающие отличный от предусмотренного ст. 46 Бюджетного кодекса РФ порядок зачисления штрафов, в настоящее время отсутствует.

Согласно п. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации к законодательным актам Российской Федерации относятся федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Указание в решении суда на то, что закон субъекта Российской Федерации не является иным законодательным актом Российской Федерации, указанным в ст. 46 Бюджетного кодекса РФ, что законом субъекта Российской Федерации не может быть изменена норма федерального законодательства, и, следовательно, что статья 13 закона Хабаровского края "Об административной ответственности за нарушения стандартов по эксплуатации жилищного фонда на территории Хабаровского края" противоречит нормам федерального законодательства, является правильным.

Кроме того, в ст. 2 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации. В случае противоречия между Бюджетным кодексом РФ и нормативными правовыми актами применяется названный кодекс.

Ссылки Законодательной Думы Хабаровского края на то, что федеральное бюджетное законодательство предоставляет субъектам Российской Федерации право изменять по своему усмотрению порядок зачисления поступлений от штрафов, взыскиваемых в административном порядке, основаны на ошибочном толковании норм бюджетного законодательства и основанием для отмены законного и обоснованного судебного решения быть признаны не могут. Несостоятельными являются и ссылки в кассационной жалобе на одно из решений арбитражного суда, поскольку это решение отношения к настоящему делу, рассматриваемому в порядке нормоконтроля, непосредственного отношения не имеет. Не имеет оно и преюдициального значения для данного дела.

На основании ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Хабаровского краевого суда от 10 июля 2003 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Законодательной Думы Хабаровского края без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2003 г. N 58-Г03-25


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.