Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2003 г. N 58-Г03-26 Доходы, остающиеся у организаций в связи с предоставлением налоговых льгот в соответствии с законодательством субъекта РФ, не являются целевым бюджетным финансированием, следовательно и установление ответственности за их нецелевое использование не входит в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ в области регулирования бюджетных правоотношений

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2003 г. N 58-Г03-26


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании 26 августа 2003 г. по кассационной жалобе Законодательной Думы Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 3 июля 2003 г. дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащими федеральному законодательству статьи 18 Закона Хабаровского края от 30 декабря 2002 г. N 82 "О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год", статей 9, 10, 11 закона Хабаровского края от 24 декабря 1999 г. N 163 "О налогах и сборах Хабаровского края".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Законодательной Думой Хабаровского края принят закон Хабаровского края N 82 от 30 декабря 2002 г. "О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год" и закон Хабаровского края N 163 от 24 декабря 1999 г. "О налогах и сборах Хабаровского края", действующий в редакции законов края от 01.03.2000 N 186; от 26.04.2000 N 208; от 26.04.2000 N 211; от 25.07.2000 N 231; от 25.09.2000 N 236 и N 249; от 10.11.2000 N 254; от 27.12.2000 N 271; от 25.05.2001 N 307; 25.07.2001 N 321; от 27.11.2001 N 346; от 31.07.202 N 37; от 26.11.2002 N 69.

Статьей 18 закона Хабаровского края от 30.12.2002 г. N 82 "О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год" доходы, остающиеся у организаций в связи с предоставлением налоговых льгот в соответствии с Законом Хабаровского края "О налогах и сборах Хабаровского края" признаны целевым бюджетным финансированием, и установлена ответственность за нецелевое использование указанных доходов путем изъятия их в соответствующий бюджет со взиманием платы за дни их использования.

Статьями 9, 10 и 11 закона Хабаровского края N 163 от 24.12.1999 г. "О налогах и сборах Хабаровского края" установлен порядок, основания предоставления и перечень льгот по налогам и сборам, и, в том числе исходя из положений ст. 18 закона Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год", предусмотрены возврат этих доходов в бюджет и ответственность в случае их нецелевого использования.

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству статьи 18 Закона Хабаровского края от 30 декабря 2002 г. N 82 "О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год", статей 9, 10, 11 закона Хабаровского края от 24 декабря 1999 г. N 163 "О налогах и сборах Хабаровского края", ссылаясь на то, что данные нормы противоречат бюджетному и налоговому законодательству, а именно ст.ст. 7, 8, 41, 69, 289 Бюджетного кодекса РФ и ст.ст. 1, 4, 6, 10, 46-48, 56, 108, 114 Налогового кодекса РФ.

Решением Хабаровского краевого суда от 3 июля 2003 г. заявление прокурора было удовлетворено частично. Суд признал недействующими со дня принятия статью 18 Закона Хабаровского края от 30 декабря 2002 г. N 82 "О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год", абзацы 2, 3, 4 части 4 статьи 9; части 5, 6, 7 статьи 10; абзац 4 пункта 1.4, абзац 5 пункта 1.6 части 1, абзац 3 пункта 2.2 части 2, абзац 3 части 6, абзацы 6, 7 части 8 статьи 11 Закона Хабаровского края от 24 декабря 1999 года N 163 "О налогах и сборах Хабаровского края". В остальной части заявление прокурора было оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе Законодательной Думы Хабаровского края поставлен вопрос об отмене решения в части удовлетворения требований прокурора, как вынесенного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

Согласно п. "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.

В соответствии с п. "и" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Частями 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.

В соответствии и п. 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон.

Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, и бюджетов государственных внебюджетных фондов, согласно ст. 1 Бюджетного кодекса РФ относятся к бюджетным правоотношениям.

В соответствии со ст. 7 Бюджетного кодекса РФ определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ относится к ведению Российской Федерации.

Суд в решении правильно указал на то, что виды доходов бюджета установлены ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Доходы, остающиеся у организаций в связи с предоставлением налоговых льгот не отнесены названной нормой к видам доходов бюджетов.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах предусмотренных ст. 69 Бюджетного кодекса РФ, включающих такие формы как: ассигнования, бюджетные кредиты и ссуды, субвенции, субсидии и т.д.

Порядок привлечения к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств регулируется ст. 289 Бюджетного кодекса РФ.

Таким образом, доходы, остающиеся у организаций в связи с предоставлением налоговых льгот в соответствии с законом Хабаровского края "О налогах и сборах в Хабаровского края" не являются целевым бюджетным финансированием, следовательно и установление ответственности за их нецелевое использование согласно ст. 8 Бюджетного кодекса РФ не входит в компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений.

Правильным является и вывод суда о том, что установление ч. 2 ст. 18 закона Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год" и абзацами 2, 3, 4 части 4 статьи 9; частями 5, 6, 7 статьи 10; абзацем 4 пункта 1.4, абзацем 5 пункта 1.6 части 1, абзацем 3 пункта 2.2 части 2, абзацем 3 части 6, абзацами 6, 7 части 8 статьи 11 Закона Хабаровского края от 24 декабря 1999 года N 163 "О Закона Хабаровского края "О налогах и сборах Хабаровского края" льгот с условием возврата и ответственности в случае нецелевого использования доходов, остающихся у организаций в связи с предоставлением налоговых льгот, противоречит общим принципам построения системы налогового законодательства, определенным в ст.ст. 1, 4, 6, 10, 46-48, 56, 108, 114 Налогового кодекса РФ.

Довод кассационной жалобы Законодательной Думы Хабаровского края о том, что ответственность налогоплательщика в данном случае является гражданско-правовой, так как она предусмотрена договором на предоставление налоговой льготы, который заключается сторонами на добровольных началах, являются ошибочным. В целях защиты данных бюджетных средств по условиям договора, заключенного между финансовыми органами края и налогоплательщиком, возврат средств в бюджет и ответственность наступают при несоблюдении налогоплательщиком условий предоставления налоговой льготы, предусмотренных соглашением, которое не регулируется нормами гражданского права и по своей сути носит административно-правовой характер, и ответственность в данном случае является не гражданско-правовой, а административной.

Абзац второй части 4 статьи 9 Закона Хабаровского края "О налогах и сборах Хабаровского края" прямо указывает на то, что в случае не целевого использования средств, высвобождающихся в связи с предоставлением налоговых льгот, исчисление причитающихся к уплате сумм налогов и сборов производится со взысканием соответствующих сумм налоговых санкций и пени, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации. Таким образом, для налогоплательщика во взаимоотношениях с налоговым органом предусмотрены налоговые санкции, не являющиеся по своему содержанию гражданско-правовыми.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

На основании ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Хабаровского краевого суда от 3 июля 2003 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Законодательной Думы Хабаровского края без удовлетворения.


В законодательных актах субъекта РФ было предусмотрено, что доходы, остающиеся у организаций вследствие предоставления льгот по налогам признаются целевым бюджетным финансированием, в связи с чем также установлена ответственность за нецелевое использование данных средств в виде их изъятия в соответствующий бюджет.

Посчитав приведенные положения противоречащими федеральному законодательству, прокурор субъекта РФ обратился в суд. Суд первой инстанции удовлетворил заявление прокурора.

В ходе рассмотрения настоящего дела Верховный Суд РФ указал на то, что согласно ч.5 ст.76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

В связи с этим необходимо отметить, что в силу ст.7 Бюджетного кодекса РФ определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, а также установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ относится к ведению федеральных органов государственной власти.

При этом в ст.41 Бюджетного кодекса РФ, определяющей виды доходов бюджетов, не упоминается о доходах, оставшихся у организаций вследствие использования налоговых льгот. Таким образом, указанные средства не могут являться целевым бюджетным финансированием.

Следовательно, законодательный орган субъекта РФ не вправе устанавливать ответственность за нецелевое использование доходов, оставшихся у организаций в связи с предоставлением налоговых льгот.

Кроме того, Верховный Суд отверг довод законодательного органа субъекта РФ о том, что ответственность за нецелевое использование средств от налоговых льгот является гражданско-правовой, поскольку определяется договором о предоставлении налоговой льготы. Как указывается в комментируемом определении, соглашение о предоставлении налоговых льгот имеет административно-правовой характер, следовательно, ответственность за его нарушение является административной.

Основываясь на вышеизложенном, Верховный Суд РФ отклонил кассационную жалобу законодательного органа субъекта РФ и оставил в силе решение суда первой инстанции.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2003 г. N 58-Г03-26


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.