Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 21 декабря 1990 г. N 13 (2-21) "О постановлении Верховного Совета Латвийской Республики от 4 августа 1990 года"

Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 21 декабря 1990 г. N 13 (2-21)
"О постановлении Верховного Совета Латвийской Республики от 4 августа 1990 года"


Рассмотрев по предложению Президента СССР вопрос о соответствии Конституции СССР постановления Верховного Совета Латвийской Республики от 4 августа 1990 года "О приостановлении действия на территории Латвийской Республики распоряжения Совета Министров СССР от 2 ноября 1989 года N 1943р "О прописке состоящих на действительной военной службе военнослужащих сверхсрочной службы по месту дислокации воинской части", Комитет конституционного надзора СССР установил, что упомянутое постановление существенно ограничивает права и законные интересы военнослужащих и членов их семей на территории этой республики и принято с нарушением порядка разрешения разногласий между Союзом ССР и союзной республикой.

Распоряжение Совета Министров СССР от 2 ноября 1989 года N 1943р предусматривает, что состоящие на действительной военной службе военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и офицеры (с членами семей) подлежат прописке по месту дислокации воинской части на время до получения жилой площади в установленном порядке.

Прописка в настоящее время является одним из условий осуществления гражданами по месту их жительства права на труд, на жилище, охрану здоровья, получение образования и других основных прав граждан, предусмотренных Конституцией СССР. Комитет конституционного надзора СССР исходит из необходимости пересмотра законодательства о прописке с целью замены разрешительного порядка прописки регистрационным и тем самым устранения ограничения прав граждан на свободу передвижения и свободу выбора места жительства. Эта позиция нашла отражение в Заключении Комитета конституционного надзора СССР от 26 октября 1990 года "О законодательстве по вопросам прописки граждан". Однако положения данного, как и любого другого, Заключения Комитета конституционного надзора СССР не могут быть истолкованы и применены в целях ущемления основных прав и свобод человека. Постановление же Верховного Совета Латвийской Республики от 4 августа 1990 года по существу препятствует военнослужащим и членам их семей реализовать основные права гражданина СССР на территории республики.

Лишение военнослужащих и членов их семей возможности в установленном порядке удостоверить факт их проживания на территории республики и пользоваться соответствующими правами является по отношению к этим гражданам СССР дискриминационной мерой, введение которой нарушает положения статьи 34 Конституции СССР о равноправии граждан СССР во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни, статьи 2 Закона СССР "О гражданстве СССР", предусматривающей, что равноправие граждан СССР обеспечивается Союзом ССР, союзными и автономными республиками во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни, а также статьи 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года и статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, в которых государства-участники обязались гарантировать, что провозглашенные в указанных пактах права должны осуществляться без какой-либо дискриминации или различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

В соответствии со статьей 133 Конституции СССР постановления и распоряжения Совета Министров СССР обязательны к исполнению на всей территории СССР, а согласно статье 1 Закона СССР "О Совете Министров СССР" постановления и распоряжения Совета Министров СССР обязательны к исполнению на всей территории СССР всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Конституция СССР не предоставляет высшим органам власти и управления союзной республики права приостанавливать действие этих актов. Согласно статье 13 Закона СССР "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации" союзная республика вправе лишь опротестовать постановления и распоряжения Совета Министров СССР, если они, по мнению республики, нарушают ее права. Спорный вопрос решается Верховным Советом СССР.

Признавая необходимым гарантировать восстановление и защиту нарушенных прав граждан СССР - военнослужащих и членов их семей, и обеспечить соблюдение принятого порядка разрешения разногласий между Союзом ССР и союзной республикой по поводу законности решений, Совета Министров СССР, нарушающих, по мнению республики, ее права,

на основании статьи 124 Конституции СССР, статей 12, 18 и 21 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР",

Комитет конституционного надзора СССР пришел к заключению:

Постановление Верховного Совета Латвийской Республики от 4 августа 1990 года "О приостановлении действия на территории Латвийской Республики распоряжения Совета Министров СССР от 2 ноября 1989 года N 1943р "О прописке состоящих на действительной военной службе военнослужащих сверхсрочной службы по месту дислокации воинской части" не соответствует Конституции СССР, международным обязательствам СССР и утрачивает силу.


Председатель Комитета
конституционного надзора СССР

С. Алексеев


Москва. 21 декабря 1990 г.

N 13 (2 - 21)



Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 21 декабря 1990 г. N 13 (2-21) "О постановлении Верховного Совета Латвийской Республики от 4 августа 1990 года"


Текст заключения опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 23 января 1991 г. N 4, ст.89


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.