Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 ноября 2003 г. "Решение вышестоящей избирательной комиссии о проведении повторного подсчета голосов избирателей может быть принято не позднее чем за один день до истечения установленных законом сроков определения результатов выборов и только до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов" (извлечение)

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 ноября 2003 г.
"Решение вышестоящей избирательной комиссии о проведении повторного подсчета голосов избирателей может быть принято не позднее чем за один день до истечения установленных законом сроков определения результатов выборов и только до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов"
(извлечение)


Кандидат в депутаты Парламента Республики Северная Осетия - Алания по Дигорскому избирательному округу N 9 Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконными постановлений Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия - Алания от 17 мая 2003 г. N 84/286 в части назначения повторного подсчета голосов избирателей по Дигорскому избирательному округу N 9 и от 21 мая 2003 г. N 85/290 о результатах повторного подсчета голосов избирателей и установлении общих результатов выборов депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания по названному избирательному округу.

В обоснование заявления он сослался на несоблюдение Центральной избирательной комиссией Республики Северная Осетия - Алания процедуры принятия оспариваемых им постановлений, порядка проведения повторного подсчета голосов избирателей, нарушение избирательного законодательства, не допускающего повторного подсчета голосов после установления итогов голосования и определения результатов выборов. Г. просил признать протоколы участковых и окружной избирательных комиссий Дигорского избирательного округа N 9 с отметкой "повторный подсчет голосов" недействительными, обязать Центральную избирательную комиссию назначить в указанном округе повторное голосование.

Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 21 июля 2003 г. в удовлетворении заявления Г. отказано.

В кассационной жалобе заявитель просил об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 3 ноября 2003 г. жалобу удовлетворила, указав следующее.

Согласно пп. "а" и "б" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации обеспечение соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, защита прав и свобод человека и гражданина (включая право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти) находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, как установлено в чч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В п. 2 ст. 1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, в силу п. 6 этой же статьи не должны противоречить данному Федеральному закону. Если закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат этому Федеральному закону, применяются нормы Федерального закона.

В п. 9 ст. 69 названного Федерального закона, регулирующей вопросы обработки итогов голосования в соответствующих избирательных комиссиях, указано, что при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей комиссии, вышестоящая комиссия вправе не позднее чем за один день до истечения установленных законом сроков определения результатов выборов принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей нижестоящей комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке.

Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов, референдума недействительными.

Таким образом, из приведенных норм упомянутого Федерального закона следует, что вышестоящая комиссия вправе не позднее чем за один день до истечения установленных законом сроков определения результатов выборов принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей. Однако в любом случае такое решение может быть принято до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов.

В соответствии с подп. "е" п. 8 ст. 25 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" результаты выборов по избирательному округу определяет окружная избирательная комиссия.

Аналогичная норма содержится и в ст. 21 Закона Республики Северная Осетия - Алания "О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания".

При этом п. 1 ст. 71 Закона Республики предусмотрено, что окружная избирательная комиссия на основании данных первых экземпляров протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления не позднее чем через три дня со дня голосования путем суммирования всех содержащихся в них данных определяет результаты выборов по одномандатному избирательному округу.

Как видно из материалов дела, 11 мая 2003 г. - день голосования по выборам депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания.

Следовательно, по правилам указанных выше норм избирательного законодательства, окружная избирательная комиссия по Дигорскому избирательному округу N 9 была вправе при наличии соответствующих оснований принять решение о проведении повторного подсчета голосов не позднее 13 мая 2003 г., т.е. не позднее чем за один день до истечения установленного законом срока определения результатов выборов. Однако, поскольку ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования не выявлено, сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из участковых комиссий, не возникло, такого решения окружной избирательной комиссией по Дигорскому избирательному округу принято не было.

12 мая 2003 г. окружной избирательной комиссией определены результаты выборов по округу и назначено повторное голосование по набравшим наибольшее число голосов избирателей кандидатам Г. и Д.

14 мая 2003 г. постановлением N 83/283 Центральная избирательная комиссия Республики Северная Осетия - Алания установила общие результаты выборов депутатов Парламента Республики, назначив в ряде округов, включая избирательный округ N 9, повторное голосование. Данные результаты опубликованы в средствах массовой информации для всеобщего сведения.

При таких обстоятельствах Центральная избирательная комиссия Республики Северная Осетия - Алания в соответствии с требованиями п. 1 ст. 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 17 мая 2003 г. (т.е. после подведения итогов голосования и результатов выборов в Дигорском избирательном округе) была не вправе принимать решение о проведении на его избирательных участках повторного подсчета голосов.

Отказывая Г. в удовлетворении заявления, суд сослался на пп. 14, 15 ст. 71 Закона Республики Северная Осетия - Алания "О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания", указав, что согласно положениям названных статей при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из участковых избирательных комиссий, окружная избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке.

Такое решение вправе принять и Центральная избирательная комиссия Республики Северная Осетия - Алания.

Повторный подсчет может проводиться не позднее чем за один день до истечения сроков определения общих результатов выборов, которые в силу ст. 73 Закона Республики должны быть определены не позднее чем через две недели после дня голосования.

Поскольку по смыслу ст.ст. 71 и 73 республиканского Закона определение общих результатов выборов осуществляется после подведения итогов голосования и определения результатов выборов в избирательных округах, положение данного Закона о возможности проведения повторного подсчета голосов по решениям окружной или Центральной избирательных комиссий Республики не позднее чем за один день до истечения сроков определения общих результатов выборов вступает в противоречие с приведенными выше требованиями п. 9 ст. 69 и п. 1 ст. 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которыми решение вышестоящей избирательной комиссии о проведении повторного подсчета голосов избирателей может быть принято не позднее чем за один день до истечения установленных законом сроков определения результатов выборов (не позднее чем через три дня со дня голосования - п. 1 ст. 71 республиканского Закона) и только до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов.

Между тем суд указанных противоречий во внимание не принял и вопреки требованиям ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, п. 6 ст. 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" положений данного Федерального закона при разрешении спора не применил.

Поэтому решение суда является незаконным и подлежит отмене.

Судебная коллегия не считает необходимым рассмотрение и разрешение требований заявителя о признании протоколов участковых и окружной избирательных комиссий Дигорского избирательного округа N 9 с отметкой "повторный подсчет голосов" недействительными, возложении на Центральную избирательную комиссию обязанности назначить в указанном округе повторное голосование, так как ее постановления о проведении повторного подсчета голосов, об отмене повторного голосования в данном округе признаны незаконными.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 21 июля 2003 г. отменила, вынесла по делу новое решение, которым заявление Г. удовлетворила, признала незаконными постановления Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия - Алания от 17 мая 2003 г. N 84/286 в части проведения повторного подсчета голосов избирателей по Дигорскому избирательному округу N 9 и от 21 мая 2003 г. N 85/290 о результатах повторного подсчета голосов избирателей и установлении общих результатов выборов депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания по Дигорскому избирательному округу N 9.




Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 ноября 2003 г. "Решение вышестоящей избирательной комиссии о проведении повторного подсчета голосов избирателей может быть принято не позднее чем за один день до истечения установленных законом сроков определения результатов выборов и только до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов" (извлечение)


Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, апрель 2004 г., N 4


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.