Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2003 г. N 44-Г03-13 Об оспаривании Закона Пермской области "О внесении изменений и дополнений в закон Пермской области "О налогообложении в Пермской области" от 29 ноября 2002 г. N 472-85

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 8 сентября 2003 г. N 44-Г03-13


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Пермской области об оспаривании Закона области "О внесении изменений и дополнений в закон Пермской области "О налогообложении в Пермской области" от 29 ноября 2002 г. N 472-85

по кассационным жалобам Законодательного собрания Пермской области и Администрации Пермской области на решение Пермского областного суда от 16 июня 2003 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации, полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Заместитель прокурора Пермской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим п. 1 ст. 23 Закона области, которым предусмотрено, что уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств не позднее 1 августа налогового периода. В случае регистрации транспортного средства (постановки на учет) после 1 августа, уплата налога осуществляется в момент постановки на учет в органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Заместитель прокурора Пермской области полагает, что противоречие закона области Налоговому Кодексу РФ состоит в том, что обязанность об уплате налога у налогоплательщиков Пермской области возникает до окончания налогового периода, что не соответствует ст. 360 НК РФ, в соответствии с которой налоговый период составляет календарный год.

Кроме того, оспариваемая норма противоречит п. 1 ст. 362 НК РФ, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, предоставляемыми в налоговые органы организациями, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

При расчете налоговой базы обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налоговый орган обязан направить налогоплательщику уведомление об уплате налога не позднее 30-ти дней до наступления срока платежа (п. 4 ст. 57, ст. 52 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, законом субъекта нарушается порядок исчисления налога, установленный п. 1 ст. 362 НК РФ, поскольку при постановке на учет транспортного средства после 1 августа налогового периода плательщик налога самостоятельно должен исчислить размер налога.

Решением Пермского областного суда от 16 июня 2003 года постановлено: признать недействующим и не подлежащим применению Закон Пермской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермской области" от 29 ноября 2002 г. N 472-85 в части п. 1 ст. 23, регулирующей порядок и сроки уплаты транспортного налога в отношении физических лиц со дня вступления решения суда в законную силу.

После вступления решения суда в законную силу его следует опубликовать в газете "Звезда".

В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права и принятии нового решения, которым отказать в удовлетворении заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для их удовлетворения.

Федеральным законом N 110 от 24.07.2002 г. "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов Законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" дополнен раздел IX Налогового Кодекса РФ главой 28 под названием "Транспортный налог".

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеупомянутого Федерального закона следует читать "N 110-ФЗ"


Законодательное Собрание Пермской области 21.11.2002 г. внесло изменения и дополнения в закон области "О налогообложении в Пермской области" от 30.08.2001 г., а именно, в главу шестую "Транспортный налог". Ст. 23 этой главы регулирует порядок и сроки уплаты транспортного налога. В частности, п. 1 ст. 23 предусматривает, что уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств не позднее 01 августа налогового периода.

В соответствии со ст. 360 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что возложение на налогоплательщика обязанности по уплате транспортного налога до истечения календарного года противоречит федеральному закону, поэтому Закон области в этой части следует признать недействующим и не подлежащим применению, сделан правильно.

Также суд правильно указал, что не соответствует федеральному закону абзац 2 п. 1 ст. 23 Закона области, предусматривающий, что в случае регистрации транспортного средства (постановки на учет) после 1 августа, уплата налога осуществляется в момент постановки на учет в органах, осуществляющих государственную регистрацию, что противоречит п. 4 ст. 57 НК РФ - уплата налога не ранее даты получения налогового уведомления; п. 3 ст. 363 НК РФ - необходимость вручения налоговым органом налогового уведомления о сумме налога; п. 1 ст. 362 НК РФ - сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Таким образом, указанные нарушения федерального закона свидетельствуют об изменении установленных Налоговым Кодексом оснований, условий, последовательности или порядка действий участников отношений, регулируемых Законодательством о налогах и сборах, что влечет признание нормативного акта недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу.

Доводы кассационных жалоб являются фактически аналогичными мотивам возражений Администрации области и Законодательного на заявленные требования прокурором в суд, которым дана оценка и последнюю, как указано выше, судебная коллегия считает правильной.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущено слово. После слова "Законодательного" следует читать "собрания"


Ссылка администрации области в кассационной жалобе на п. 5 Определения Конституционного суда РФ N 82-О от 9.04.01 г., которым выражена правовая позиция о правомерности требования о внесении налогового платежа до истечения налогового периода, сроки уплаты которого могут устанавливаться представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определения определенных видов деятельности", является несостоятельной, поскольку по транспортному налогу в Налоговом Кодексе РФ не имеется аналогичной нормы, которой бы устанавливались авансовые платежи.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационных жалобах, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Пермского областного суда от 16 июня 2003 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Законодательного собрания Пермской области и Администрации Пермской области - без удовлетворения.


Субъект РФ принял закон, в соответствии с которым уплата транспортного налога должна осуществляться не позднее 1 августа налогового периода. В случае регистрации транспортного средства после 1 августа, уплата налога осуществляется в момент постановки на учет в органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Заместитель прокурора субъекта РФ оспорил указанные положения, посчитав, что, во-первых, они предусматривают авансовые платежи по транспортному налогу, во-вторых, допускают исчисление налога самим налогоплательщиком - физическим лицом до получения налогового уведомления. Суд первой инстанции поддержал позицию прокурора.

Разрешая данное дело, Верховный Суд РФ указал на то, что в соответствии со ст.360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год. Таким образом, НК РФ не предусматривает отчетных периодов по транспортному налогу, как и возможности уплаты налога посредством авансовых платежей.

Следовательно, закон субъекта РФ в части, устанавливающей уплату транспортного налога до окончания налогового периода путем внесения авансовых платежей, противоречит федеральному законодательству.

Кроме того, Верховный Суд отверг как необоснованную ссылку органов государственной власти субъекта РФ на определение Конституционного Суда РФ N 82-О от 09.04.2001 г. При этом Верховный Суд исходил из того, что правовая позиция, выраженная в данном определении и допускающая уплату налога путем внесения авансовых платежей, была высказана в отношении единого налога на вмененный доход. Однако в отношении транспортного налога НК РФ аналогичного порядка не предусматривает.

Помимо этого Верховный Суд указал на то, что п.4 ст.57 и п.3 ст.363 НК РФ предполагают уплату транспортного налога физическими лицами не ранее даты получения налогового уведомления. Следовательно, оспариваемый закон субъекта РФ в части, допускающей уплату налога в момент постановки транспортных средств на учет в регистрирующих органах, то есть до получения налогового уведомления, также не соответствует НК РФ.

Руководствуясь изложенным, Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении кассационной жалобы администрации и законодательного собрания субъекта РФ и оставил в силе решение суда первой инстанции.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2003 г. N 44-Г03-13


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение