Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2003 г. N 84-Г03-10 В соответствии с нормами законодательства о выборах депутатов Государственной Думы РФ окружная избирательная комиссия не вправе отказать кандидату в принятии документов по мотиву отсутствия каких-либо необходимых для регистрации документов

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2003 г. N 84-Г03-10


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании от 28 ноября 2003 года дело по заявлению Н. к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Новгородскому одномандатному избирательному округу N 123 о признании незаконным отказа в приеме документов и регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по кассационной жалобе Н. на решение Новгородского областного суда от 5 ноября 2003 года, которым постановлено: В удовлетворении заявления Н. к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Новгородскому одномандатному избирательному округу N 123 о признании незаконным отказа в приеме документов и регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е., объяснения представителя, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации З., полагавшей решение подлежащим отмене в части, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Новгородскому одномандатному избирательному округу N 123 в приеме от него избирательных документов и регистрации его как кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указал, что 22 октября 2003 года в 17 часов 30 минут им, кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Новгородскому одномандатному избирательному округу N 123, были представлены в Окружную избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, собранные в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах, сведения об изменениях в данных о кандидате, первый финансовый отчет.

Рабочей группой по приему документов ему в устной форме было отказано в приеме указанных документов по причине того, что представленные документы не в полной мере соответствуют требованиям к ним по оформлению, а именно: прошнурованы через одно отверстие, а не через два; не до конца пронумерованы подписные листы; в финансовом отчете не заполнены отдельные графы.

Он 23 октября 2003 года обратился с письменным заявлением в Окружную избирательную комиссию с просьбой о принятии документов и регистрации его кандидатом, но 24 октября 2003 года Окружная избирательная комиссия Постановлением N 8/4-4 в удовлетворении его заявления немотивированно отказала.

Считая действия Окружной комиссии по отказу в приеме от него необходимых для регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации документов заявитель несоответствующими п. 3 ст. 45 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 20.12.2002 года, заявитель указал, что этими действиями нарушено его право быть избранным в органы государственной власти Российской Федерации, гарантированное гражданам Российской Федерации ст. 32 Конституции Российской Федерации.

Н. просил суд признать незаконными действия Окружной избирательной комиссии по отказу в приеме избирательных документов и отказу в регистрации его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и обязать Окружную избирательную комиссию принять от него избирательные документы и решить вопрос о его регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в установленном законом порядке.

В судебном заседании Н. заявленные требования поддержал.

Представитель Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Новгородскому одномандатному избирательному округу N 123 К. с доводами заявления не согласилась, пояснив, что Н. до истечения указанного в п. 1 ст. 45 Федерального закона времени, в избирательную комиссию не были представлены избирательные документы, необходимые для регистрации. Количество подписных листов, также как и количество подписей избирателей на момент представления подписных листов кандидатом установить не представилось возможным, поскольку протокол об итогах сбора подписей избирателей отсутствовал, подписные листы не были пронумерованы, кроме того, подписные листы не были сброшюрованы. По представленным кандидатом избирательным документам избирательная комиссия не имела возможности согласно п. 3 ст. 45 Федерального закона проверить соответствие количества представленных листов количеству, которое должно быть указано кандидатом в протоколе об итогах сбора подписей, заверить папку с не прошитыми подписными листами, выдать кандидату подтверждение о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов. В нарушение пп. 4 п. 1 ст. 45 Федерального закона на момент представления документов Н. у него отсутствовал финансовый отчет. Не было выполнено кандидатом также и требование о представлении сведений об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных. Указанные сведения должны быть оформлены по форме N 39, предусмотренной постановлением ЦИК России от 16.07.2003 г. Поскольку указанное в п. 1 ст. 45 Федерального закона время для представления избирательных документов истекло, а до истечения этого времени Н. не представил в полном объеме избирательные документы, необходимые для регистрации, прием документов от него был прекращен. Действия избирательной комиссии считает законными.

По делу постановлено указанное выше решение.

Н. подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым удовлетворить заявленные требования.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований Н. о признании незаконными действий ОИК в приеме документов.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 20.12.2002 г., для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель политической партии, избирательного блока не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие избирательные документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей); протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей); сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 38, пунктами 12 и 13 статьи 41 настоящего Федерального закона; первый финансовый отчет кандидата.

При этом действующим законодательством предусмотрены определенные требования к оформлению документов, представляемых в избирательную комиссию для регистрации кандидата.

В ходе судебного заседания было бесспорно установлено, что Н. до истечения указанного в п. 1 ст. 45 Федерального закона времени (до 18 часов 22.10.2003 г.) в Окружную избирательную комиссию не были представлены надлежащим образом составленные избирательные документы, необходимые для регистрации: протокол об итогах сбора подписей избирателей в 2-х экземплярах (пп. 2 п. 1 ст. 45 ФЗ); сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных (пп. 3 п. 1 ст. 45 ФЗ); первый финансовый отчет (пп. 4 п. 1 ст. 45 ФЗ). Представленные же подписные листы имели недостатки в их оформлении (не сброшюрованы и не до конца пронумерованы). До истечения указанного законом времени эти недостатки Н. так и не были устранены.

На основании установленных данных Окружная избирательная комиссия по истечении установленного законом времени прекратила прием документов.

Суд пришел к выводу о том, что указанные действия не противоречат п. 3 ст. 45 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", поскольку в данном случае до истечения указанного времени Н. не были представлены в полном объеме избирательные документы, необходимые для регистрации, а Федеральный закон не предоставляет кандидатам права вносить поправки в представленные ими документы после приема для регистрации.

Однако с таким выводом суда согласиться нельзя.

В соответствии с п.п. 3 п. 8 ст. 47 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" основанием к отказу в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ может послужить отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых, в соответствии с настоящим федеральным законом, для регистрации кандидата.

Следовательно, закон не предоставляет права окружной избирательной комиссии отказать кандидату в принятии документов по мотиву отсутствия каких-либо необходимых для регистрации документов. А само по себе установление такого обстоятельства может послужить лишь основанием к отказу в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

С учетом изложенного постановленного по делу решения нельзя признать законным в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового решения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Новгородского областного суда от 5 ноября 2003 года отменить в части отказа в приеме документов. Вынести новое решение, которым удовлетворить заявление Н. к Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Новгородскому одномандатному избирательному округу N 123 о признании незаконным отказа в приеме документов.

Обязать Окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Новгородскому одномандатному избирательному округу N 123 незамедлительно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата в соответствии со ст. 47 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ".



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2003 г. N 84-Г03-10


Текст определения официально опубликован не был



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение