Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2004 г. N 7-Г04-11 О признании противоречащим федеральному законодательству Закона Ивановской области "О системе оплаты труда (денежном содержании) лиц, замещающих государственные должности в органах государственной власти Ивановской области, органах Администрации Ивановской области, иных государственных органах Ивановской области"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2004 г. N 7-Г04-11


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Соловьева В. Н., Харланова А.В.

рассмотрела в судебном заседании от 8 сентября 2004 г. дело по заявлению прокурора Ивановской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений Закона Ивановской области от 31 декабря 1997 года N 47-ОЗ "О системе оплаты труда (денежном содержании) лиц, замещающих государственные должности в органах государственной власти Ивановской области, органах Администрации Ивановской области, иных государственных органах Ивановской области", по кассационным жалобам Главы Администрации Ивановской области, Законодательного Собрания Ивановской области на решение Ивановского областного суда от 10 июня 2004 г., которым заявленные прокурором требования были удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., объяснения представителей Главы Администрации Ивановской области Титовой Е.А., Чуенкова Е.М., Законодательного Собрания Ивановской области - Живаевой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей вынесенное по данному делу решение обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Прокурор Ивановской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений Закона Ивановской области от 31 декабря 1997 года N 47-ОЗ "О системе оплаты труда (денежном содержании) лиц, замещающих государственные должности в органах государственной власти Ивановской области, органах Администрации Ивановской области, иных государственных органах Ивановской области" в редакциях от 13.02.2002 N 4-ОЗ, от 31.12.2002 N 104-ОЗ, от 29.09.2003 N 87-ОЗ и от 09.12.2003 N 121-ОЗ, поскольку отдельные положения областного Закона противоречат нормам Бюджетного кодекса РФ.

В силу п. 2 ст. 4 указанного Закона государственным служащим Ивановской области устанавливается больший чем у федеральных государственных служащих территориальных органов размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет: при стаже работы от 5 до 10 лет - 20% от оклада, от 10 до 15 лет - 30%, от 15 до 20 лет - 40%, а в силу п. 2 ст. 6 этого Закона предусматривается больший размер премий по результатам работы, а именно предусмотрена выплата премий в размере 6 должностных окладов в год.

В то же время у федеральных государственных служащих территориальных органов государственной власти в соответствии с п. 2 и п. 4 Указа Президента РФ N 265 от 06.03.1998 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации" надбавка к должностному окладу за выслугу лет составляет: при стаже работы от 5 до 10 лет - 15% от оклада, от 10 до 15 лет - 20%, от 15 до 20 лет - 30%, а премии по итогам работы предусмотрены в размере 3 должностных окладов в год.

Кроме того, приложением N 2 к Закону области установлены должностные оклады государственных служащих органов государственной власти Ивановской области по должностям: начальника отдела - 3100-3600 руб., заместителя начальника отдела - 2800-3100 руб., консультанта - 3100 руб., главного специалиста - 2400-2700 руб., ведущего специалиста - 2000-2200 руб., специалиста I категории - 1600-2000 руб., специалиста 2 категории - 1200-1700 руб., специалиста - 1200 руб., которые также превышают размеры должностных окладов федеральных государственных служащих по аналогичным должностям в субъектах РФ с численностью населения свыше 1 млн. человек (к которым относится Ивановская область), установленных в разделе 1 приложения N 1 Указа Президента РФ N 265, с учетом произведенных последующими Указами Президента РФ N 1103 от 23.08.1999, N 1853 от 09.11.2000, N 1117 от 23.09.2003 индексаций: начальника отдела - 2697,3-2997 руб., заместителя начальника отдела - 2397,6-2697,3 руб., консультанта - 2297,7 руб., главного специалиста - 1998-2197,8 руб., ведущего специалиста - 1598,4-1998 руб., специалиста 1 категории - 1198,8-1598 руб., специалиста 2 категории - 999-1198,8 руб., специалиста - 799,2-999 руб.

Заявленное прокурором требование обоснованно также и тем, что Ивановская область, являясь субъектом Российской Федерации, получающим финансовую помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, согласно п. 2 ст. 134 Бюджетного кодекса РФ не имеет права ставить государственных служащих, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в лучшие условия по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений.

Представители Администрации области и Законодательного Собрания требования прокурора не признали, полагая их недостаточно обоснованными и несостоятельными.

Решением Ивановского областного суда от 10 июня 2004 г. заявленные прокурором области требования удовлетворены.

В кассационных жалобах Главы Администрации Ивановской области и Законодательного Собрания Ивановской области ставится вопрос об отмене вынесенного по делу решения суда как основанного на ошибочном понимании норм материального права и неприменении положений трудового, а не бюджетного законодательства.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает постановленное по делу решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как установлено в ходе судебного разбирательства оспариваемый прокурором Ивановской области Закон от 31 декабря 1997 года N 47-ОЗ "О системе оплаты труда (денежном содержании) лиц, замещающих государственные должности в органах государственной власти Ивановской области, органах Администрации Ивановской области, иных государственных органах Ивановской области" принят Законодательным Собранием 31.12.1997. Действующую редакцию его создают законы Ивановской области от 13.02.2002 N 4-ОЗ, от 31.12.2002 N 104-ОЗ, от 29.09.2003 N 87-ОЗ и от 09.12.2003 N 121-03, опубликованные в официальном печатном издании "Собрание законодательства Ивановской области".

Судом тщательно проанализированы оспариваемые прокурором положения данного Закона, а именно: п. 2 ст. 4 об установлении государственным служащим Ивановской области ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет; а также п. 2 ст. 6 - о выплате премиальных по результатам работы за год в размере шести должностных окладов в год.

Принято во внимание суда и то обстоятельство, что приложением N 2 к указанному Закону области установлены должностные оклады государственных служащих органов государственной власти Ивановской области по должностям:

начальника отдела - 3100-3600 руб.,

заместителя начальника отдела - 2800-3100 руб.,

консультанта - 3100 руб.,

главного специалиста - 2400-2700 руб.,

ведущего специалиста - 2000-2200 руб.,

специалиста 1 категории - 1600-2000 руб.,

специалиста 2 категории - 1200-1700 руб.,

специалиста - 1200 руб.

Следует согласиться с выводом суда о том, что указанные положения не соответствуют п. 2, п. 4 и разделу 1 приложения N 1 Указа Президента РФ N 265 от 06.03.1998 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации", а именно: у федеральных государственных служащих территориальных органов государственной власти надбавка к должностному окладу за выслугу лет составляет:

при стаже работы от 5 до 10 лет - 15% от оклада,

от 10 до 15 лет - 20%,

от 15 до 20 лет - 30%,

премии по итогам работы предусмотрены в размере 3 должностных окладов в год;

размеры должностных окладов федеральных государственных служащих по аналогичным должностям в субъектах РФ с численностью населения свыше 1 млн. человек (к которым относится Ивановская область), установленных в разделе 1 приложения N 1 Указа, с учетом произведенных последующими Указами Президента РФ N 1103 от 23.08.1999, N 1853 от 09.11.2000, N 1117 от 23.09.2003 индексаций, составляют:

начальника отдела - 2697,3-2997 руб.,

заместителя начальника отдела - 2397,6-2697,3 руб.,

консультанта - 2297,7 руб.,

главного специалиста - 1998-2197,8 руб.,

ведущего специалиста - 1598,4-1998 руб.,

специалиста 1 категории - 1198,8-1598 руб.,

специалиста 2 категории - 999-1198,8 руб.,

специалиста - 799,2-999 руб.

Сопоставив и условно сравнив размеры денежного содержания федеральных государственных служащих и государственных служащих Ивановской области, суд обоснованно пришел к выводу, что установление повышенных размеров должностных окладов, увеличенного размера надбавок за выслугу лет и премий по итогам работы государственным служащим Ивановской области в этой части ставит их в лучшие условия по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений, тем более, что Законом Ивановской области N 38-ОЗ от 5 июля 2002 года "О государственных должностях и государственной службе Ивановской области" установлены дополнительные гарантии для государственных служащих органов государственной власти Ивановской области.

Между тем, в соответствии с п. 2 ст. 134 БК РФ субъект Российской Федерации - получатель финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности - не имеет права ставить государственных служащих, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений (с учетом региональных коэффициентов заработной платы).

Ивановская область является субъектом Российской Федерации, получающим финансовую помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Среди форм оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в ст. 133 Бюджетного кодекса указаны лишь дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов. В силу ст. 4 ФЗ от 9 июля 1999 года "О введении в действие Бюджетного кодекса РФ" до принятия соответствующего федерального закона порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Следует согласиться и с суждением суда о том, что оспариваемыми положениями Закона Ивановской области затрагиваются интересы населения Ивановской области, поскольку согласно ст. 86 БК РФ исключительно из бюджета субъекта Российской Федерации финансируется обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти области, а также обеспечение реализации региональных целевых программ, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти области, и многие другие расходы, от которых зависит благополучие населения области.

При таких обстоятельствах Ивановским областным судом обоснованно удовлетворены требования прокурора о признании недействующими оспариваемых положений Закона Ивановской области от 31 декабря 1997 года N 47-ОЗ "О системе оплаты труда (денежном содержании) лиц, замещающих государственные должности в органах государственной власти Ивановской области, органах Администрации Ивановской области, иных государственных органах Ивановской области", а именно:

п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 6 в части, устанавливающей размеры доплат за выслугу лет и премий по результатам работы государственным служащим Ивановской области;

приложение N 2 к Закону в части размеров должностных окладов по должностям: начальника отдела, заместителя начальника отдела, консультанта, главного специалиста, ведущего специалиста, специалиста 1 категории, специалиста 2 категории и специалиста.

Доводы кассационных жалоб не могут быть приняты во внимание в силу того, что, выражая несогласие с выводами суда, они их не опровергают.

Утверждение о том, что Ивановская область не получает финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, судом тщательно проверялось, но подтверждения не нашло.

Нельзя признать состоятельной и ссылку на необходимость применения в данном случае норм трудового, а не бюджетного права, так как ст. 134 БК РФ непосредственно касается условий оплаты труда государственных служащих, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает вынесенное Ивановским областным судом решение обоснованным и законным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Ивановского областного суда от 10 июня 2004 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Главы Администрации Ивановской области и Законодательного Собрания Ивановской области - без удовлетворения.


Прокурор субъекта РФ обратился с требованием о признании противоречащими федеральному законодательству положений закона субъекта РФ, устанавливающего систему оплаты труда лиц, замещающих государственные должности в органах государственной власти субъекта РФ, поскольку отдельные положения этого закона противоречат нормам Бюджетного кодекса РФ.

В силу указанного закона государственным служащим субъекта РФ устанавливается больший, чем у федеральных государственных служащих территориальных, органов размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет.

Как пояснила Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ в соответствии с п. 2 ст. 134 БК РФ субъект РФ - получатель финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности - не имеет права ставить государственных служащих, финансируемых за счет средств бюджета субъекта РФ, в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений.

Поскольку субъект РФ является тем субъектом, который получает финансовую помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, следовательно, законодательный орган этого субъекта РФ не вправе устанавливать государственным служащим субъекта РФ больший, чем у федеральных государственных служащих территориальных органов, размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2004 г. N 7-Г04-11


Текст определения опубликован в Собрании законодательства Ивановской области 2004 г. N 20


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.