Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 ноября 2003 г. N 9-Г03-24 О признании недействующим пункта 1.2.2 Указа Губернатора Нижегородской области от 18 декабря 2002 г. N 71 "О внесении изменений и дополнений в Указ Губернатора Нижегородской области от 23.10.2001 г. N 65 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 27 ноября 2003 г. N  9-Г03-24


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Нижегородской области о признании недействующим пункта 1.2.2 Указа Губернатора Нижегородской области от 18.12.2002 г. N 71 "О внесении изменений и дополнений в Указ Губернатора Нижегородской области от 23.10.2001 г. N 65 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" по кассационному представлению прокурора Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 19 июня 2003 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., возражения представителей администрации Нижегородской области М. и В. на представление прокурора, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации В., полагавшей решение отменить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Прокурор Нижегородской области обратился в Нижегородский областной суд с заявлением, в котором просит признать недействующим со дня принятия пункт 1.2.2 Указа Губернатора Нижегородской области N 71 от 18.12.2002 г. "О внесении изменений и дополнений в Указ Губернатора Нижегородской области от 23.10.2001 г. N 65 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", указывая, что данным пунктом пункт 2.3 Указа Губернатора Нижегородской области от 23.10.2001 г. N 65 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" изложен в новой редакции, определяющей порядок предоставления субсидий с учетом льгот: величина субсидии, предоставляемой гражданам, имеющим льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, определяется как разница между установленным на данный период времени размером оплаты жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, уменьшенной на сумму льгот, и максимально допустимой долей собственных расходов граждан на эти цели.

Однако, по мнению прокурора, вышеуказанный пункт Указа Губернатора Нижегородской области противоречит статье 15-4 Федерального Закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", "Положению о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.199 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", "Методическим рекомендациям по расчету субсидий и учету действующих льгот по оплате жилья и коммунальных услуг" утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 28.10.1997 г. N 17-92.

При начислении субсидии с учетом льгот в соответствии с п. 1.2.2 Указа Губернатора Нижегородской области N 71 от 18.12.2002 года на сумму льгот уменьшается размер оплаты жилья и нормативов потребления коммунальных услуг и таким образом, по мнению прокурора, граждане имеющие право на льготы, закрепленные федеральным законодательством, фактически их лишены. Субсидии по Указу Губернатора Нижегородской области предоставляются в размере меньшем, чем исчисленные по Методическим рекомендациям, утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике N 17-92 от 28.10.1997 г. и при применении этого Указа граждане фактически лишаются льгот, предоставленных федеральным законодательством, сокращается количество лиц, имеющих право на получение субсидий, либо субсидия предоставляется в меньшем размере, чем предусмотрено федеральным законодательством.

Решением Нижегородского областного суда от 19 июня 2003 года постановлено: об отказе в удовлетворении требований.

В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, дал неправильную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит представление подлежащим удовлетворению.

Пунктом 1.2.2 Указа Губернатора Нижегородской области от 18.12.2002 года N 71 "О внесении изменений и дополнений в Указ Губернатора Нижегородской области от 23.10.2001 года N 65 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" пункт 2.3. Указа Губернатора Нижегородской области от 23.10.2001 года N 65 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" изложен в новой редакции, определяющей порядок предоставления субсидий с учетом льгот: величина субсидии, предоставляемой гражданам, имеющим льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, определяется как разница между установленным в данный период времени размером оплаты жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, уменьшенной на сумму льгот, и максимально допустимой долей собственных расходов граждан на эти цели.

Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд сослался на то, что субсидия должна предоставляться с учетом действующих льгот, а также должны учитываться - социальные нормы площади жилья и нормативы потребления коммунальных услуг; максимально допустимая доля расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (ст. 15-4, ст. 19 ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики" в редакции 06.05.2003 г.

Однако, оспариваемая норма противоречит Федеральному Закону от 06.05.2003 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", Положению о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (в ред. от 01.07.2002 г.), Методическим рекомендациям по расчету субсидий и учету действующих льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным приказом Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике N 17-92 от 28.10.1997 г., поскольку субсидии должны предоставляться без учета льгот.

Вывод суда о том, что анализ Федерального закона от 06.05.2003 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" свидетельствует о том, что субсидия должна предоставляться с учетом действующих льгот, является необоснованным.

В соответствии со  ст. 15-4 названного Федерального закона субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности и имеющим право на получение указанных субсидий, предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации. При этом при определении условий предоставления гражданину права на получение субсидий должны учитываться только два показателя: социальные нормы площади жилья и нормативы потребления коммунальных услуг и максимально допустимая доля расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Таким образом, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг при определении условий предоставления гражданину права на получение субсидии не учитываются.

Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (в ред. от 01.07.2002 г.) устанавливающее, что субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот, должно применяться в части, не противоречащей Федеральному закону от 06.05.2003 г. N 52-ФЗ. Следовательно, с момента вступления в силу указанного Федерального закона льготы при предоставлении субсидии учитываться не должны.

Кроме того, вывод суда о том, что анализ Методических рекомендаций по расчету субсидий и учету действующих льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике N 17-92 от 28.10.1997 г. свидетельствует о том, что субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам с учетом действующих льгот является несостоятельным, так как указанные рекомендации дают четкую формулу расчета субсидии - она рассчитывается как разница между суммой оплаты социальной нормы и нормативов потребления коммунальных услуг и максимально допустимых собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в рублях, которые высчитываются как произведение совокупного дохода семьи (Д) и максимально допустимой долей (в %) на оплату жилья и коммунальных услуг, установленной законодательством.

Методические рекомендации устанавливают, что льготы учитываются только при расчете платы за жилье и коммунальные услуги, определяемой как разница между фактически начисляемой платой за жилье и коммунальные услуги с учетом прав на льготы и начисленной субсидией.

Ссылку суда на ч. 2  ст. 19 ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики", которой предусмотрено учитывать действующие льготы при оплате коммунальных услуг, нельзя считать обоснованной, поскольку данной нормой регулируются отношения по приобретению гражданами жилья в частную собственность, более того, предметом регулирования по предоставлению субсидий являются специальные нормы ст. 15-4 ФЗ в редакции 06.05.2003 года, которым в данном случае отдается приоритет.

Таким образом, оспариваемым постановлением фактически вычитается льгота, предоставленная гражданину федеральным законодательством, дважды - из суммы фактически начисленной платы за жилье и коммунальные услуги, из суммы субсидии, граждане, получают субсидию в значительно меньшем размере, чем предусмотрено федеральным законодательством и фактически лишаются своих льгот.

С учетом того, что судом неправильно применены нормы материального права, а обстоятельства по делу установлены, судебная коллегия считает, что имеются основания, не передавая дело на новое рассмотрение принять новое решение.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Нижегородского областного суда от 19 июня 2003 года отменить. Постановить новое решение. Признать п. 1.2.2 Указа губернатора Нижегородской области N 71 от 18.12.2002 г. "О внесении изменений и дополнений в Указ губернатора области 23.10.2001  г. N 65 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" недействующим и не подлежащим применению со дня вынесения настоящего решения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 ноября 2003 г. N 9-Г03-24


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.