Обзор результатов деятельности Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей общих, арбитражных и военных судов за 2001 г.

Обзор результатов деятельности Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей общих, арбитражных и военных судов за 2001 г.

ГАРАНТ:

См. Обзор деятельности Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей общих, военных и арбитражных судов, а также впервые сформированных квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за 2002 г., за 2003 г.


В 2001 г. Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации (ВККС РФ) и квалификационными коллегиями судей (ККС) проделана значительная работа по формированию судейского корпуса страны, по квалификационной аттестации судей, укреплению дисциплины среди членов судейского сообщества, рассмотрению представлений, обращений, заявлений и жалоб в отношении судей.

В 2001 г. в ВККС РФ поступило 5850 материалов, представлений, обращений, заявлений и жалоб. В 1996 г. - 1839, 1997 г. - 2740, 1998 г. - 3655, 1999 г. - 4740, 2000 г. - 5463. Без вынесения на пленарные заседания рассмотрено 5600 обращений, заявлений и жалоб граждан, в том числе от должностных лиц. В 1997 г. - 2530, 1998 г. - 3385, 1999 г. - 4360, 2000 г. - 5050. На шести пленарных заседаниях ВККС РФ рассмотрено 136 материалов. В 1997 г. - 96, 1998 г. - 121, 1999 г. - 224, 2000 г. - 238. ВККС РФ дано 128 ответов на запросы ККС с разъяснениями норм действующего законодательства в отношении органов судейского сообщества и судей. В 1997 г. - 114, 1998 г. - 130, 1999 г. - 130, 2000 г. - 125.

На заседаниях трех секций ВККС РФ рассмотрены материалы по вопросам рекомендаций на должности председателей и заместителей председателей судов в отношении 96 кандидатов. Дано 95 положительных заключений, из них 31 - на заседаниях секции общих судов, 3 - на заседаниях секции арбитражных судов, 61 - на заседаниях секции военных судов. Дано одно отрицательное заключение на заседании секции общих судов. При разрешении указанных выше вопросов учитывались, прежде всего, данные о профессиональной подготовленности кандидатов, их деловые и нравственные качества.

На секции военных судов продлены сроки пребывания на военной службе 9 судьям. Кроме того, в порядке ст. 7-1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" на секции общих судов рассмотрены материалы по вопросам рекомендаций для назначения на должности председателей, заместителей председателей и судей Чеченской Республики в отношении 32 кандидатов. Дано 30 положительных заключений и 2 отрицательных.

В соответствии с Положением о квалификационной аттестации судей на заседаниях трех секций ВККС РФ рассмотрено 382 материала о проведении квалификационной аттестации, а также присвоении первого и высшего квалификационных классов председателям, заместителям председателей и судьям. Вынесено 373 решения о присвоении квалификационных классов, из них 309 - на заседаниях секции общих судов, 49 - на заседаниях секции арбитражных судов, 25 - на заседаниях секции военных судов. При разрешении указанных вопросов учитывались стаж, опыт, профессиональная подготовленность и конкретные результаты судебной деятельности судей.

На пленарных заседаниях ВККС РФ рассмотрено 12 представлений должностных лиц и жалоб других граждан, в которых ставились вопросы о прекращении полномочий руководителей судов, а также судей, являющихся членами квалификационных коллегий судей, на основании пп. 9 п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

Решениями ВККС РФ прекращены полномочия первого заместителя председателя Арбитражного суда Московской области и председателя Владивостокского гарнизонного военного суда за совершение поступков, позорящих честь и достоинство судьи или умаляющих авторитет судебной власти.

Без удовлетворения оставлены 9 представлений и жалоб. Предупреждены председатели двух Верховных судов Республик (Татарстана и Кабардино-Балкарской республикой), заместитель председателя и судья Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики, председатель Арбитражного суда Республики Адыгея, а полномочия заместителя председателя суда Усть-Ордынского Бурятского автономного округа прекращены по его письменному заявлению об отставке. Отказано в прекращении полномочий председателя Амурского областного суда, прекращено производство по материалу в отношении председателя Верховного суда Республики Ингушетия в связи с отзывом обращения заявителем. По всем 12 материалам членами ВККС РФ были проведены проверки с выездом на места и затем сделаны доклады на пленарных заседаниях.

На основании пп. 1 п. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" прекращены полномочия 10 руководителей судов по их письменным заявлениям об отставке: председателей Арбитражных судов Калининградской, Пермской областей, первого заместителя Арбитражного суда Сахалинской области, заместителей председателей Арбитражных судов Самарской, Ивановской, Курганской, Белгородской областей, заместителя председателя Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики, председателя Оренбургского гарнизонного военного суда и заместителя председателя Новороссийского гарнизонного военного суда.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 14 того же Закона прекращены полномочия двух руководителей военных судов в связи с их увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе: председателя Восточно-Сибирского окружного военного суда и председателя гарнизонного военного суда г. Комсомольска-на-Амуре.

На основании пп. 11 ст. 14 того же Закона в связи со смертью прекращены полномочия первого заместителя председателя Арбитражного суда Свердловской области. На основании пп. 3 п. 1 ст. 13 того же Закона приостанавливались полномочия двух руководителей судов (республиканского и областного) в связи с их участием в предвыборной кампании в качестве кандидатов в состав соответствующих органов власти. Обоим полномочия возобновлены.

Рассмотрены 4 представления Генерального прокурора РФ: о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении бывшего судьи Центрального районного суда г. Новосибирска (представление удовлетворено); о даче согласия на возбуждение уголовного дела и о привлечении к уголовной ответственности бывшего председателя районного суда, судьи районного суда и судьи Арбитражного суда. Все три представления оставлены без удовлетворения.

Так, решением ККС Арбитражного суда Поволжского округа от 20.11.2000 г. отказано в удовлетворении представления Генерального прокурора РФ о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи и о привлечении этого судьи к уголовной ответственности по признакам преступлений, предусмотренных ст. 177 ч. 2 УК РСФСР и ст. 327 ч. 1 УК РФ. Генеральный прокурор РФ обратился с аналогичным представлением в ВККС РФ. Решением ВККС РФ от 18.09.2001 г. в удовлетворении представления было отказано. В обосновании отказа в решении приведены следующие доводы. Судья Г., имеющая несовершеннолетнего сына, подпадает под действие Постановления Государственной Думы Российской Федерации от 26 мая 2002 г. N 398-III ГД "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" (п.п. "В" п. 2 Постановления).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "26 мая 2000 г."


Данный акт амнистии устраняет применение наказания к женщине, имеющей несовершеннолетних детей, за уголовно-наказуемые деяния, предусмотренные ст. 177 ч. 2 УК РСФСР и ст. 327 ч. 1 УК РФ. Согласно п. 4 части первой ст. 5 УПК РСФСР уголовное дело не может быть возбуждено вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное деяние. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 113 УПК РСФСР в случае отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела, а также при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, прокурор, следователь, орган дознания и судья отказывают в возбуждении уголовного дела. Препятствий к освобождению Г. от уголовной ответственности вследствие акта амнистии не имеется, причем ее согласия в данном случае не требуется.

ВККС РФ даны положительные заключения по 13 представлениям Председателя Верховного Суда РФ и по 5 представлениям Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ ВККС РФ о возможности присвоения руководителям судов и судьям почетного звания Заслуженного юриста РФ.

По 12 представлениям Председателя Верховного Суда РФ, по 4 представлениям Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и по одному обращению Председателя Совета судей РФ даны положительные заключения о возможности награждения руководителей судов и судей государственными наградами.

ВККС РФ вынесено 7 решений по представлениям Председателя Верховного Суда РФ о пересмотре решений ККС, отказавших в прекращении полномочий судей по основанию, предусмотренному пп. 9 п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации". По указанному основанию отменены 3 решения ККС и прекращены полномочия судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда, судьи Аннинского районного суда Воронежской области и мирового судьи судебного участка N 6 муниципального образования "Кондинский район" Ханты-Мансийского автономного округа. Четыре представления оставлены без удовлетворения.

ВККС РФ рассмотрено 35 жалоб судей на решения ККС о прекращении полномочий этих судей по пп. 9 п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации". 20 решений ККС оставлены без изменения (в отношении одного судьи областного суда, одного председателя городского суда, 3-х председателей районных судов, 9-ти судей районных судов, 4-х судей городских судов, одного судьи гарнизонного военного суда и одного мирового судьи). Решения выносились квалификационными коллегиями судей: Архангельской, Белгородской, Ульяновской, Волгоградской, Саратовской, Воронежской, Омской, Рязанской, Нижегородской, Ростовской, Пермской областей, Алтайского, Красноярского и Хабаровского краев, Республик Бурятия и Марий Эл, Корякского автономного округа, г. Санкт-Петербурга, Московского окружного военного суда.

Решениями ВККС РФ дополнены решения ККС Волгоградской и Саратовской областей в соответствии с требованиями п. 16 Положения о квалификационной аттестации судей указаниями о лишении квалификационных классов судей, чьи полномочия прекращались.

4 решения ККС изменены. При этом полномочия судьи областного суда и судьи районного суда прекращены в связи с их письменными заявлениями об отставке, полномочия судьи городского суда прекращены по его заявлению о прекращении полномочий в связи с переходом на другую работу, полномочия судьи районного суда прекращены в связи с истечением срока его полномочий. В этих 4-х случаях не имелось доказанных данных для прекращения полномочий судей за порочащие поступки, но имелись другие основания к прекращению полномочий.

Изменялись решения, вынесенные ККС Алтайского края, Ростовской, Мурманской и Магаданской областей.

11 решений ККС отменены, из них четыре - без правовых последствий для судей (ККС г. Москвы, Амурской области, Ханты-Мансийского автономного округа); четыре - с направлением материалов на новое рассмотрение в те же коллегии (ККС г. Москвы, Пермской, Волгоградской, Нижегородской областей); три - с вынесением предупреждений судье районного суда и судье военного суда за нарушения процессуальных норм, мировому судье за нарушение норм судейской этики (ККС Карачаево-Черкесской Республики, Северо-Кавказского военно-судебного округа, Ростовской области).

Ошибки, повлекшие необходимость внесения дополнений в решения, связаны прежде всего с недостаточной проработкой ККС законодательства, подлежащего применению. Причинами отмен и изменений решений были также упущения ККС в вопросах полноты подготовки материалов к слушанию, проверки доводов и обстоятельств, послуживших основанием к постановке вопроса о прекращении полномочий судей, ошибки в применении законодательства.

Решениями ВККС РФ оставлены без изменения решения ККС Республики Карелия и Ростовской области о прекращении полномочий судьи городского суда и председателя районного суда, соответственно, по основанию, предусмотренному пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации". Доводы судьи и председателя суда о вынужденности подачи ими заявления об отставке признаны необоснованными.

Решением ВККС РФ от 16.07.2001 г. отменено решение ККС г. Москвы от 27.07.2001 г. об отказе в прекращении полномочий судьи городского суда по пп. 1 п. 1 ст. 14 указанного выше Закона и прекращены полномочия судьи по данному основанию. Отказывая судье в прекращении его полномочий, ККС в своем решении сослалась на необходимость завершения им работы по рассмотрению объемного уголовного дела. Однако такой отказ сделан без учета конкретных мотивов судьи, побудивших его обратиться в коллегию с письменным заявлением об отставке, и не основан на законе. Судья свое решение об уходе в отставку мотивировал тем, что он не в состоянии работать и участвовать в рассмотрении дела в связи с ухудшением здоровья (с работы его отправили в больницу) и семейными проблемами (из дома ушла его дочь без денег и документов, в ОВД было заведено розыскное дело). Приведенные судьей обстоятельства были подтверждены, его довод о невозможности выполнения им работы по отправлению правосудия соответствовал сложившейся ситуации. В письменном заявлении и в объяснении на заседании ККС он выразил добровольное волеизъявление об отставке.

Как указала ВККС РФ в своем решении, пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривает основанием прекращения полномочий судьи его письменное заявление об отставке и не предусматривает каких-либо ограничений, позволяющих отказать в удовлетворении заявления. Принятие решения об уходе в отставку - неотъемлемое право судьи. Препятствий к прекращению полномочий судьи в связи с его письменным заявлением об отставке нет, а, имея ввиду, что в соответствии со ст. 9 того же Закона независимость судьи обеспечивается также правом судьи на отставку, решение ККС г. Москвы, отказавшей в прекращении полномочий судьи по указанному основанию, признано не соответствующим Федеральному закону.

14.12.2000 г. судья районного суда г. Н. Новгорода подал в ККС Нижегородской области заявление о прекращении полномочий ввиду неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи. Решением ККС от 12.03.2001 г. полномочия судьи были прекращены с 21.12.2000 г. в связи с уходом в отставку. В резолютивной части решения коллегия не сослалась на пп. 2 п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации". Судьей не был использован очередной отпуск. С учетом этого обстоятельства судьей ставился вопрос о прекращении полномочий с 1 февраля 2001 г. Медико-социальной экспертизой с 13 декабря 2000 г. судья был признан инвалидом II группы, нетрудоспособным. Обязанности судьи он фактически не исполнял с января 2000 г. Решением ВККС РФ решение ККС изменено, полномочия судьи прекращены с 1 февраля 2001 г. по пп. 2 п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" ввиду неспособности судьи по состоянию здоровья в течение длительного времени исполнять обязанности судьи.

Решениями ВККС РФ, рассмотревшей жалобы 17-ти судей, оставлены без изменения решения ККС о прекращении их полномочий на основании пп. 4 п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" в связи с истечением срока полномочий. При этом в решения ККС Республики Башкортостан и Рязанской области внесены изменения, полномочия судей прекращены с точных дат истечения срока полномочий.

Так, срок полномочий судьи истек 25.04.2000 г. ККС Рязанской области прекратила полномочия судьи с 20.01.2001 г., сославшись на то, что судья после истечения срока полномочий находилась в отпуске, а также на амбулаторном лечении по 19.01.2001 г. Однако ККС не наделены полномочиями продлевать сроки полномочий судей, определенные Указами Президента Российской Федерации. Решением ВККС РФ от 18.07.2001 г. полномочия судьи прекращены с 25.04.2000 г.

Решением ККС г. Москвы от 20.12.2000 г. удовлетворено представление Генерального прокурора РФ и дано согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи муниципального суда и на привлечение судьи к уголовной ответственности. Полномочия судьи приостановлены. В жалобе судьи, поданной в соответствии с п. 26 действовавшего Положения о квалификационных коллегиях судей, указывалось о незаконности приостановления полномочий, поскольку судьей отрицалась причастность к преступлению. Решением ВККС РФ от 13.03.2001 г. оставлено без изменения решение ККС в части приостановления полномочий судьи, поскольку в силу требований пп. 2 п. 1 ст. 13 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" полномочия судьи приостанавливаются решением ККС в случае согласия этой коллегии на привлечение судьи к уголовной ответственности. Довод судьи о незаконности приостановления полномочий признан необоснованным.

Решениями ВККС РФ оставлены без изменения решения ККС Амурской области от 25.05.2001 г. и Арбитражного суда Алтайского края от 29.06.2001 г. о прекращении отставки судей. Так, решением ККС Арбитражного суда Алтайского края от 16.10.2000 г. прекращены полномочия судьи, 1962 года рождения, отработавшего в указанной должности 7 лет и 7 месяцев в связи с его письменным заявлением об отставке. Решением той же коллегии от 29.06.2001 г. отставка судьи прекращена на основании п. 7 ст. 15 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

Заявитель в жалобе поставил вопрос об отмене решения ККС о прекращении отставки, сославшись на то, что хотя он с декабря 2000 г. и работает адвокатом, однако, эта работа не относится к предпринимательской деятельности. Согласно Постановлению Президиума Верховного Суда РФ от 12.04.2000 г. пребывающий в отставке судья вправе работать адвокатом. Оставляя жалобу без удовлетворения, ВККС РФ указала в решении, что в соответствии с п. 6 ст. 15 указанного выше Закона судья считается пребывающим в отставке, если он соблюдает требования п. 3 ст. 3 того же закона, запрещающего заниматься предпринимательской деятельностью и другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Дополнительные права на работу в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и иных муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, в качестве помощника депутата предоставлены согласно п. 4 ст. 3 того же Закона РФ судьям, пребывающим в отставке и имеющим стаж работы судьей не менее 20 лет или достигшим возраста 55 лет (женщины - 50 лет). Поскольку заявитель не достиг 55-летнего возраста, стаж его работы судьей составляет 7 лет 7 месяцев, ККС арбитражного суда пришла к правильному выводу о том, что в этом случае судья, находясь в отставке, не может работать адвокатом. Ссылка в жалобе заявителя на Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 12.04.2000 г. сделана без учета конкретных обстоятельств и приведенных выше требований закона.

В 2001 г. в регионах действовала 171 ККС, в том числе 85 общих судов, 13 военных судов и 83 арбитражных суда. ККС проделана большая по объему и значимости работа в соответствии с их полномочиями. Выполняя задачу подбора судейских кадров, все коллегии рассмотрели 4595 заявлений граждан о рекомендации на соответствующие должности федеральных судей. Дано 4083 положительных заключения, из них: 3613 - ККС общих судов, 126 - ККС военных судов, 344 - ККС арбитражных судов.

Дано 1479 положительных заключения о рекомендации на должности судей без ограничения срока полномочий, из них: 1431 - ККС общих судов, 48 - ККС военных судов. Отрицательные заключения даны 512 кандидатам, из них: 437 - ККС общих судов, 5 - ККС военных судов, 70 - ККС арбитражных судов. При этом ККС общих судов отказала 67 кандидатам в рекомендации для назначения на должности федеральных судей без ограничения срока полномочий.

ККС общих судов рассмотрено 1546 заявлений кандидатов о назначении на должности мировых судей. Дано 1394 положительных и 153 отрицательных заключения. Согласно ст. 5 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" кандидаты на должности судей, не являющиеся судьями, сдавали квалификационные экзамены. Правильно поступали те экзаменационные комиссии, которые включали в экзаменационные билеты вопросы по нормам Кодекса чести судьи РФ, и те ККС, которые в пределах своей компетенции принимали все меры для проверки профессиональных, деловых и нравственных качеств кандидатов на должности судей; судей, рекомендуемых для назначения членами президиумов областных и равных им судов; а также судей в отставке, рекомендуемых для привлечения к осуществлению правосудия в порядке ст. 7-1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

Коллегиями по последним двум вопросам также проведена определенная работа. ККС общих судов рекомендованы в члены президиумов областных и равных им судов 33 судьи в 21 регионе. ККС общих судов дано 561 положительное заключение и ККС военных судов дано одно положительное заключение о привлечении находящихся в отставке судей к отправлению правосудия. ККС общих судов отказано 13 судьям в отставке с учетом данных о профессионализме, в отдельных случаях и с учетом состояния здоровья.

Должное внимание уделено проведению квалификационной аттестации судей. Квалификационный класс присвоен 4457 судьям: ККС общих судов - 3997, в том числе досрочно - 186; ККС военных судов - 158, в том числе досрочно - 37; ККС арбитражных судов - 302. В прежних классах оставлены 132 судьи, в том числе: ККС общих судов - 129, ККС военных судов - 3. Причинами оставления судей в прежних классах явились допущенные ошибки в применении законодательства, нарушение сроков рассмотрения уголовных и гражданских дел, недостаточная работа над собой в вопросе повышения профессионализма.

ККС давались заключения по вопросам рекомендации судей к награждению государственными наградами и присвоению им почетного звания Заслуженного юриста РФ. Дано 131 положительное заключение, в том числе: ККС общих судов - 96, ККС военных судов - 35. ККС общих судов вынесено 2 отрицательных заключения.

По основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", исключая пп. 9 п. 1, ККС в регионах прекращены полномочия 885 судей.

В том числе по тем же основаниям прекращены полномочия 850 судей ККС общих судов: по пп. 1 п. 1 ст. 14 - 312 в 73 регионах, по пп. 2 п. 1 ст. 14 - 12 в 11 регионах, по пп. 3 п. 1 ст. 14 - 86 в 36 регионах, по пп. 4 п. 1 ст. 14 - 401 в 60 регионах, по пп. 11 п. 1 ст. 14 - 37 в 27 регионах, по другим основаниям - 2.

Прекращены полномочия 8 судей военных судов: по пп. 1 п. 1 ст. 14 - 6, по пп. 3 п. 1 ст. 14 - 1, по пп. 5 п. 1 ст. 14 - 1.

Прекращены полномочия 27 судей арбитражных судов: по пп. 1 п. 1 ст. 14 - 21, по пп. 2 п. 1 ст. 14 - 2, по пп. 11 п. 1 ст. 14 - 4.

На основании пп. 9 п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" ККС были прекращены полномочия 40 судей за поступки, позорящие честь и достоинство судьи и умаляющие авторитет судебной власти. Из них ККС общих судов - 39 судей в 26 регионах и ККС арбитражных судов - 1.

По данным ККС общих судов причинами, повлекшими прекращение полномочий по пп. 9 п. 1 ст. 14 указанного выше Закона, были следующие:

а) волокита - 9 (23%),

б) другие грубые нарушения процессуального закона - 7 (18%),

в) фальсификация судебных документов - 6 (15,4%),

г) изготовление приговоров вне пределов совещательной комнаты - 3 (7,7%),

д) прогулы, пьянство - 6 (15,4%),

е) недостойное поведение в быту - 2 (5,1%),

ж) другие нарушения Кодекса чести судьи Российской Федерации - 6 (15,4%).

Судьи на момент прекращения их полномочий по пп. 9 п. 1 ст. 14 закона имели стаж судебной работы:

до 3-х лет - 16 (41%), 21 (53,8%)

до 5-ти лет - 5 (12,8%),

до 7 лет-5 (12,8%),

до 10 лет - 6 (15,4%),

свыше 10 лет - 7 (17,9%).

53,8% (случаев) прекращения полномочий судей, отработавших 3-5 лет, может в определенной мере свидетельствовать об упущениях в подборе кандидатов в судьи, недостатках проверки их профессиональной подготовленности, деловых и нравственных качеств.

До назначения судьями эти лица работали:

а) адвокатами - 5 человек (12,8%),

б) следователями, прокурорами - 14 человек (35%),

в) в органах МВД - 7 человек (18%),

г) в народном хозяйстве - 3 человека (7,7%),

д) в иных организациях - 10 человек (25,6%).

С учетом особенностей судебной работы и предъявляемых к должности судьи высоких требований следует признать правильной ту практику, когда организуется эффективная учеба судей - особенно в начале их деятельности по осуществлению правосудия.

Материалы рассматривались ККС по инициативе:

а) председателей областных и равных им судов - 21 (53,8%),

б) председателей районных (городских) судов - 7 (18%), 28 (71,8%)

в) прокуратуры - 3 (7,7%),

г) Управлений Судебного департамента - 3 (7,7%),

д) по жалобам, обращениям граждан - 3 (7,7%),

е) Советов судей - 2 (5,1%).

Таким образом, основная инициатива о прекращении полномочий судей исходила от председателей судов. В основе представлений председателей судов, обращений прокуроров, Управлений Судебного департамента и Советов судей лежат результаты проверок обращений и жалоб граждан, в том числе руководителей организаций, приводивших доводы о нарушении судами сроков рассмотрения дел.

Организовать рассмотрение дела с соблюдением законодательства и в установленные законом сроки обязан судья, которому передано дело. Как показывает анализ представленных квалификационными коллегиями материалов, причинами нарушений процессуальных сроков являются не только объективные причины (неявка вызванных лиц, большая нагрузка и т.п.), но и упущения ряда судей в принятии всех необходимых мер по подготовке дел к судебному разбирательству. Соблюдение сроков зависит и от уровня организации всей деятельности суда по отправлению правосудия. Председатели судов обязаны принимать эффективные меры организационного порядка, направленные на соблюдение судом сроков рассмотрения дел.

Согласно данным статистики, например, решениями ККС общих судов прекращались полномочия судей по пп. 9 п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации": в 1998 г. - 107 (в 54 регионах), в 1999 г. - 85 (в 41 регионе), в 2000 г. - 58 (в 40 регионах), в 2001 г. - 39 (в 26 регионах). Решениями ККС общих, арбитражных, военных судов и ВККС РФ прекращались полномочия судей: в 1998 г. - 115, в 1999 г. - 92, в 2000 г. - 75, в 2001 г. - 45. В 2001 г. ККС военных судов по указанному основанию полномочия судей не прекращали.

Существенное сокращение случаев прекращения полномочий судей за порочащие поступки и количества регионов, в которых эти случаи имели место, в значительной степени свидетельствует о повышении эффективности деятельности руководителей судов всех уровней, органов судейского сообщества, в том числе ККС, в вопросах подбора судейских кадров, укрепления дисциплины в судейском сообществе, а также в вопросах обеспечения надлежащих условий для деятельности судов.

Большая работа проведена ККС в регионах по рассмотрению заявлений и жалоб граждан, обращений должностных лиц в отношении судей. В 2001 г. такая корреспонденция распределилась следующим образом: в ККС военных судов - 34, в ККС арбитражных судов - 343, в ККС общих судов - 18749. В 1995 г. - 4000, в 1996 г. - 7500, в 1997 г. - 10800, в 1998 г. - 14400, в 1999 г. - 17564, в 2000 г. - 16700.

Общеизвестно, что в России произошли большие перемены в политической, экономической и социальной сферах. На протяжении ряда лет возрастал уровень криминализации общества, что в свою очередь стало причиной значительного увеличения количества уголовных дел, поступавших в суды. Законодатель последовательно расширял объем судебной компетенции и в соответствии с положениями ст. 46 Конституции РФ 1993 г. ввел судебный порядок разрешения социальных конфликтов, поэтому в судах значительно возросло количество гражданско-правовых споров. Возросла нагрузка на судью.

В таких условиях, как это подтверждают данные статистики, наблюдается увеличение количества представлений, обращений должностных лиц и жалоб граждан на действия судей, поступающих в ККС общих судов. В представлениях, обращениях и жалобах в ККС общих судов заявители указывали следующие доводы:

а) 41% - длительное нерассмотрение судебных дел (волокита);

б) 37,7% - нарушения норм процессуального закона;

в) 6,2% - грубость и нетактичность поведения судьи;

г) 0,3% - недостойное поведение судьи в быту;

д) 20,8% - другие доводы, в основном о несогласии с судебными постановлениями.

Было проверено 12397 (66,1% в 74 регионах) жалоб, заявлений, обращений. Проверки производились:

1. По поручениям председателей областных и равных им судов - 4% в 37 регионах:

а) судьями областного, краевого, республиканского и окружного судов - 2,8%;

б) Управлениями Судебного департамента - 1,2%.

2. Членами ККС - 37,2% в 68 регионах;

3. По поручениям ККС - 58,8% в 65 регионах:

а) председателями районных, городских судов - 51,5%;

б) Управлениями Судебного департамента - 7,3%.

Из поступившего количества жалоб, заявлений и обращений на заседаниях ККС общих судов рассмотрено 1099 (8,8% от количества поступивших и 5,8% от количества проверенных, в 66 регионах). Из них с принятием решений - 475 и без принятия решений - 624.

ККС общих судов вынесено 121 решение об отказе в прекращении полномочий судей по пп. 9 п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", при этом в 12 регионах прекращены полномочия 16 судей по их письменным заявлениям об отставке по пп. 1 п. 1 ст. 14, в 28 регионах вынесено 81 предупреждение судьям (в основном за нарушения процессуальных сроков). Двум судьям понижены квалификационные классы. Отказано в прекращении полномочий 22 судей ввиду полной необоснованности доводов жалоб.

Так, коллегиями Краснодарского края предупреждены 12 судей, Республики Бурятия - 11 судей, Ростовской области - 5 судей. Решениями других коллегии в 25 регионах предупреждены 53 судьи.

С обоснованностью решений ККС Республики Бурятия о понижении 2 судей в квалификационных классах согласиться нельзя, поскольку данная мера не предусмотрена действующим законодательством, в том числе Положением о квалификационной аттестации судей. Данное Положение, наряду с нормами о присвоении классов, предусматривает принятие решения об оставлении судьи в прежнем квалификационном классе при проведении в отношении его квалификационной аттестации (п. 14), а также решений о лишении судьи квалификационного класса в случае прекращения его полномочий по определенным основаниям (п. 16). Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" решение ККС о понижении судьи в квалификационном классе может быть обжаловано этим судьей в судебном порядке.

Решениями ККС арбитражных судов предупреждены 8 судей, ККС военных судов - 3 судьи.

По сообщениям ККС общих судов в 2001 г. ими рассмотрены представления Генерального прокурора РФ по следующим вопросам:

1. О даче согласия на возбуждение уголовных дел в отношении судей - 7:

а) дано согласие - 5,

б) отказано в даче согласия - 2;

2. О даче согласия на привлечение судей к уголовной ответственности - 4:

а) дано согласие - 3,

б)отказано в даче согласия - 1.

По данным ККС арбитражных и военных судов, им не поступало указанных выше представлений.

По решениям ККС общих судов приостановлены полномочия 4 судей по основаниям, предусмотренным пп. 2, 3 п. 1 ст. 13 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации". По решениям ККС арбитражных и военных судов полномочия судей не приостанавливались.

Решениями ККС общих судов прекращена отставка 44 судей:

а) на основании п. 6 ст. 15 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" в связи с совершением порочащего поступка - 2;

б) на основании п. 7 ст. 15 того же Закона в связи с поступлением на работу, не предусмотренную ст. 3 - 20;

в) на основании п. 8 ст. 15 того же Закона в связи с повторным избранием на должности федеральных судей - 15 и мировых судей - 7.

В соответствии с п. 23 действовавшего Положения о квалификационных коллегиях судей ККС общих судов рассмотрено 42 обращения о пересмотре своих решений и заключений по вновь открывшимся обстоятельствам в 28 регионах. В порядке пересмотра:

а) 18 решений в 12 регионах отменено,

б) 8 решений в 6 регионах изменено,

в) в отношении 16 в 10 регионах отказано в отмене или изменении решений.

По сообщениям ККС арбитражных и военных судов этими коллегиями решения и заключения не пересматривались.

Согласно представленным данным обжаловано 70 решений ККС общих судов в ВККС РФ, из них: оставлено без изменения - 50, отменено - 15, изменено - 5.

Было обжаловано два решения, вынесенные ККС военных судов, и оба решения отменены ВККС РФ.

Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Совет судей РФ, ВККС РФ, руководители судов и судьи в регионах, Советы судей и квалификационные коллегии судей в регионах приняли активное участие по внесению предложений в законопроекты, касающиеся деятельности судей и всех органов судейского сообщества.

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ, вступившим в силу с 31 декабря 2001 г., внесены существенные изменения в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

Принят новый Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ, опубликованный 19 марта 2002 г. В соответствии с нормами данного Федерального закона в течение 3 месяцев (до 20 июня) должны быть сформированы (избраны) квалификационные коллегии судей в регионах.



Обзор результатов деятельности Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей общих, арбитражных и военных судов за 2001 г.


Текст обзора размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.