Определение Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2004 г. N 387-О "По ходатайству Государственного Совета Республики Дагестан об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области"

Определение Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2004 г. N 387-О
"По ходатайству Государственного Совета Республики Дагестан об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Б.С. Эбзеева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение ходатайства Государственного Совета Республики Дагестан, установил:

1. Государственный Совет Республики Дагестан в своем ходатайстве об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области, а именно пункта 5 его мотивировочной части, ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации следующие вопросы:

означает ли содержащийся в данном пункте вывод Конституционного Суда Российской Федерации о двойственной природе органа внутренних дел в субъекте Российской Федерации, выступающего также и в качестве органа исполнительной власти, возможность включения его в перечень (структуру) органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации?

какой должна быть процедура утверждения положения об органе внутренних дел субъекта Российской Федерации?

Вопрос о правовой характеристике органов внутренних дел в субъекте Российской Федерации, их двойственной природе поставлен в ходатайстве в связи с формированием структуры органов исполнительной власти в Республике Дагестан. В соответствии с указами Государственного Совета Республики Дагестан от 7 августа 2002 года N 180 "О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан" и N 181 "Об образовании Правительства Республики Дагестан" Министерство внутренних дел Республики Дагестан включено в структуру органов исполнительной власти Республики Дагестан, а министр внутренних дел входит в состав Правительства Республики Дагестан.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2003 года указ Государственного Совета Республики Дагестан N 180 "О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан" в части включения в число органов исполнительной власти Республики Дагестан Министерства внутренних дел Республики Дагестан признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим. Данное обстоятельство Государственный Совет посчитал поводом для обращения с ходатайством в Конституционный Суд Российской Федерации.

2. По смыслу статьи 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации дает официальное разъяснение своего решения в рамках его содержания, причем такое разъяснение не должно сводиться к повторению разъясняемого решения.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года вывод о двойственной природе органов внутренних дел и юридических последствиях этого был сделан в связи с установлением конституционности содержащихся в Уставе (Основном законе) Тамбовской области норм о процедуре назначения на должность руководителей названных органов, которые оценивались с учетом действовавшего федерального правового регулирования. В ходатайстве же речь идет об отношениях, складывающихся в связи с установлением структуры органов исполнительной власти Республики Дагестан, а также о конституционности включения в эту структуру Министерства внутренних дел Республики Дагестан. Тем самым заявитель, по существу, ставит вопрос о распространении содержащихся в указанном Постановлении выводов на другие отношения в рассматриваемой сфере, правовое регулирование которых существенно изменилось.

Таким образом, обращение Государственного Совета Республики Дагестан с требованием об официальном разъяснении правовой позиции, содержащейся в пункте 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года, как относящейся к оценке положений Устава (Основного закона) Тамбовской области, действовавших в системе норм федерального законодательства, в настоящее время утративших силу или подвергшихся изменению, не является ходатайством о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации в смысле статьи 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Вопрос же о конституционности соответствующих актов Республики Дагестан, в частности указов Государственного Совета Республики Дагестан от 7 августа 2002 года N 180 "О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан" и N 181 "Об образовании Правительства Республики Дагестан", может быть разрешен в надлежащей процедуре, предусмотренной статьей 125 (пункт "б" части 2) Конституции Российской Федерации, статьями 84, 85, 86 и 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

В ходатайстве также поставлен вопрос о процедуре и форме утверждения положения об органе внутренних дел Республики Дагестан. Между тем в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года данный вопрос не затрагивается, и, следовательно, Конституционный Суд Российской Федерации не вправе давать по нему разъяснение. Кроме того, в силу требований Конституции Российской Федерации он также не вправе подменять нормотворческий орган и высказываться в отношении проектов нормативных актов.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 79 и статьей 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Поскольку вопросы, поставленные в ходатайстве Государственного Совета Республики Дагестан об официальном разъяснении положения пункта 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области, не требуют истолкования данного Постановления, признать данное ходатайство не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".


Конституционный Суд
Российской Федерации




Определение Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2004 г. N 387-О "По ходатайству Государственного Совета Республики Дагестан об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области"



Текст Определения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 января 2005 г. N 3 ст. 233, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2005 г., N 2


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.