Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 декабря 2004 г. N 11359/04 В соответствии с нормами законодательства о некоммерческих организациях органы государственной власти и местного самоуправления могут создавать лишь государственные и муниципальные учреждения и закреплять за ними имущество на праве оперативного управления

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 декабря 2004 г. N 11359/04

ГАРАНТ:

См. комментарий


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлева В.Ф.;

членов Президиума: Арифулина А.А., Бойкова О.В., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Куликовой В.Б., Наумова О.А., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и заявление администрации города Костромы о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Костромской области от 03.02.2004 по делу N А31-3006/5 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.06.2004 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от прокурора Костромской области и Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Веретина Е.П.;

от администрации города Костромы (ответчика) - Виноградов Л.Н., Зиновьева М.П.;

от третьего лица - некоммерческой организации "Фонд содействия развитию Костромы" - Жаров Н.Б., Коробов Б.К., Полыгалова Г.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Куликовой В.Б., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Прокурор Костромской области в защиту интересов муниципального образования "Город Кострома" (далее - муниципальное образование) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к администрации города Костромы, Комитету по управлению городскими землями и муниципальным имуществом администрации города Костромы (далее - комитет), некоммерческой организации "Фонд содействия развитию Костромы" (далее - фонд) и Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Костромской области (далее - учреждение) о признании недействительным ненормативного правового акта - постановления главы администрации города Костромы от 25.01.2001 N 239 "О внесении вклада в Фонд содействия развитию Костромы", о применении последствий недействительности ничтожной сделки - договора о передаче имущественного вклада фонду от 14.02.2001, заключенного во исполнение оспариваемого акта между комитетом и фондом, а также о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации за фондом права собственности на переданные ему объекты недвижимого имущества.

На стадии предварительного рассмотрения дела после уточнения прокурором заявленных требований суд определением от 11.09.2003 выделил в отдельное производство (N А31-4377/5) исковое требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки - упомянутого договора и оставил в производстве по настоящему делу (N А31-3006/5) заявление прокурора об оспаривании указанного ненормативного акта, исключив из числа ответчиков по этому делу учреждение.

В качестве ответчика по настоящему делу судом привлечена администрация города Костромы, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, на стороне ответчика - фонд.

Согласно оспариваемому постановлению органа местного самоуправления в качестве взноса на уставные цели в фонд было внесено муниципальное имущество, поименованное в приложении к указанному акту. В состав переданного муниципального имущества вошли определенные объекты движимого и недвижимого имущества на общую сумму более 3,5 млн. рублей. На основании данного постановления между комитетом и фондом 14.02.2001 заключен договор о безвозмездной передаче последнему муниципального имущества, оформлен акт приема-передачи этого имущества, и фонд 27.03.2001 осуществил государственную регистрацию за собой права собственности на переданное ему недвижимое имущество.

Заявление прокурора мотивировано тем, что оспариваемый ненормативный акт издан не в соответствии с действующим законодательством и нарушает права и интересы муниципального образования, поскольку в период его издания законодательством не предусматривалась безвозмездная передача органами местного самоуправления муниципального имущества в собственность некоммерческой организации.

Решением суда первой инстанции от 03.02.2004 в удовлетворении требования о признании недействительным постановления главы администрации города Костромы от 25.01.2001 N 239 отказано.

В обоснование данного решения суд сослался на следующее. Положения Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", действовавшие в спорный период, не распространяются на случаи передачи государственного и муниципального имущества некоммерческим организациям. Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не содержат положений, запрещающих передачу муниципальным образованием некоммерческой организации в качестве вклада в ее уставный капитал муниципального имущества.

Согласно оспариваемому постановлению орган местного самоуправления как учредитель внес в фонд вклад в виде муниципального имущества для его использования, что не означает передачи этого имущества в собственность фонда. Суд сослался на статью 69 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которая вступает в силу с 01.01.2006 и согласно которой представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 08.06.2004 решение оставил без изменения по тем же мотивам.

В представлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и заявлении администрации города Костромы, поданных в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов содержатся ссылки на противоправное отчуждение оспариваемым ненормативным актом в собственность некоммерческой организации муниципального имущества.

Генеральная прокуратура Российской Федерации считает, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением требований пункта 1 статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 31 Федерального закона "О некоммерческих организациях", согласно которым фонд как некоммерческая организация учреждается гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, а органы государственной власти и органы местного самоуправления могут создать государственные или муниципальные учреждения, закрепляя за ними имущество на праве оперативного управления. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, перечисленных в статье 31 Федерального закона "О некоммерческих организациях", в числе которых не указана возможность передачи некоммерческой организации муниципального имущества в качестве вклада.

Генеральная прокуратура Российской Федерации считает также, что оспариваемые судебные акты препятствуют принятию законных судебных актов по другому делу (N А31-4377/5) о применении последствий недействительности ничтожной сделки по передаче спорного имущества фонду.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в представлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и в заявлении администрации города Костромы, а также выслушав объяснения присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявления прокурора Костромской области о признании недействительным оспариваемого ненормативного акта по следующим основаниям.

Главой администрации города Костромы издано постановление от 25.01.2001 N 239 о внесении в фонд вклада в виде объектов муниципальной собственности общей балансовой стоимостью свыше 3,5 млн. рублей, включающих: здание гостиницы, расположенное по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 2/1; нежилое помещение, находящееся в жилом доме по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 111б; имущественный комплекс базы отдыха на озере Каменник; определенное движимое имущество (офисная мебель, оргтехника). Во исполнение данного постановления между комитетом и фондом был заключен договор от 14.02.2001 о безвозмездной передаче последнему указанного имущества. В тот же день подписан акт приема-передачи имущества. На основании этих документов фонд 27.03.2001 зарегистрировал за собой право собственности на переданные ему органом местного самоуправления объекты недвижимого имущества.

При оценке оспариваемого постановления от 25.01.2001 N 239 судебные инстанции сделали ошибочные выводы о том, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона "О некоммерческих организациях" допускают возможность безвозмездной передачи органами местного самоуправления объектов муниципальной собственности в уставный капитал некоммерческой организации (фонда) в качестве вклада муниципального образования.

Согласно пункту 1 статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации фонд - некоммерческая организация учреждается гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, и имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" органы государственной власти и местного самоуправления могут создавать лишь государственные и муниципальные учреждения и закреплять за ними имущество на праве оперативного управления.

Положениями Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в той редакции, которая действовала на день издания оспариваемого ненормативного акта, не предусмотрена возможность внесения органами местного самоуправления муниципального имущества в качестве вкладов в некоммерческие организации (фонды).

Ссылка судебных инстанций на статью 69 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающую возможность принятия представительными органами муниципального образования решений о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов, приведена неосновательно, поскольку названная законодательная норма вступает в действие с 01.01.2006.

Таким образом, обжалуемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами названных выше норм права и в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Поскольку оспариваемое постановление главы администрации города Костромы от 25.01.2001 N 239 не соответствует требованиям пункта 1 статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 31 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и нарушает права и законные интересы муниципального образования, заявление прокурора Костромской области о признании недействительным этого ненормативного акта подлежит удовлетворению.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 статьи 304, пунктом 3 части 1 статьи 305 и статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 03.02.2004 по делу N А31-3006/5 и постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.06.2004 по тому же делу отменить.

Постановление главы администрации города Костромы от 25.01.2001 N 239 "О внесении вклада в Фонд содействия развитию Костромы" признать недействительным.


Председательствующий

В.Ф. Яковлев



Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 декабря 2004 г. N 11359/04


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2005 г., N 5


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.