Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 сентября 2004 г. N 46-В04-23 При новом рассмотрении дела о назначении выборов Губернатора необходимо, определяя дату выборов, учесть сроки проведения избирательных действий - формирования избирательных комиссий, выдвижения и регистрации кандидатов на должность Губернатора

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 сентября 2004 г. N 46-В04-23


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании 27 сентября 2004 г. по надзорной жалобе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на решение Самарского областного суда от 30 июня 2004 г. и определение этого же суда от 30 июня 2004 г. дело по заявлению Б. о назначении даты выборов Губернатора Самарской области.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., объяснения представителя ЦИК РФ В., поддержавшего надзорную жалобу, объяснения Б., Ч. и его же по доверенности от К., считавших возможным решение и определение суда отменить, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Г., полагавшей решение и определение суда незаконными, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:

Б. обратилась в Самарский областной суд с заявлением о назначении дополнительных выборов депутата Самарской Губернской Думы третьего созыва по Советскому одномандатному избирательному округу N 3 и даты выборов Губернатора Самарской области.

В судебном заседании Б. уточнила свое заявление и просила рассмотреть только требование о назначении даты выборов Губернатора Самарской области, ссылаясь на то, что изменения в Устав (Основной Закон) Самарской области, увеличивающие срок полномочий Губернатора Самарской области до пяти лет, были внесены в период избирательной кампании и должны применяться к выборам Губернатора Самарской области, назначенным после вступления в силу этих изменений. В связи с этим срок полномочий Губернатора Самарской области, избранного 2 июля 2000 г. на 4 года истекает 2 июля 2004 г. Самарская Губернская Дума обязана была назначить выборы Губернатора Самарской области в срок не позднее 28 апреля 2004 г. Однако такого решения Самарская Губернская Дума в установленный срок не приняла. Избирательной комиссией Самарской области также в установленный срок не принято решения о назначении выборов Губернатора Самарской области. В связи с тем, что срок для назначения уполномоченными органами выборов высшего должностного лица Самарской области истек, выборы назначены не были, Б. просила суд назначить выборы Губернатора Самарской области на 19 сентября 2004 г.

Решением Самарского областного суда от 30 июня 2004 г. заявление Б. удовлетворено. Назначена дата выборов Губернатора Самарской области на 19 сентября 2004 г. На Самарскую Губернскую Думу возложена обязанность опубликовать данное решение в средствах массовой информации. Постановлено решение суда направить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Определением Самарского областного суда от 30 июня 2004 г. решение Самарского областного суда от 30 июня 2004 г. о назначении даты выборов Губернатора Самарской области обращено к немедленному исполнению.

В надзорной жалобе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации поставлен вопрос об отмене решения Самарского областного суда от 30 июня 2004 г. в части назначения даты выборов Губернатора Самарской области и определения этого же суда от 30 июня 2004 г. об обращении решения к немедленному исполнению, как вынесенных с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 19 июля 2004 г. дело по заявлению Б. о назначении даты выборов Губернатора Самарской области было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 27 июля 2004 г. передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение Самарского областного суда от 30 июня 2004 г. и определение этого суда от 30 июня 2004 г. подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального и процессуального права.

По утверждению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации судом неправильно применены нормы материального права, допущены существенные нарушения норм процессуального права. Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (далее Федеральный закон) в случае назначения выборов судом их организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется в данном случае ЦИК РФ в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Однако ЦИК РФ судом не была привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица и, соответственно, не извещалась в порядке статьи 212 ГПК РФ о времени и месте судебного заседания, в котором разрешался вопрос о назначении даты выборов Губернатора Самарской области, а также об обращении решения суда к немедленному исполнению, и не имела возможности выразить свою позицию по данному вопросу.

Обращение решения суда к немедленному исполнению породило в силу статьи 210 ГПК РФ обязанность ЦИК РФ сформировать временную избирательную комиссию до вступления решения суда в законную силу.

Кроме того, решение суда в части назначения даты выборов на 19 сентября 2004 г. не отвечает критерию обоснованности. При определении даты выборов суд должен был учесть сроки проведения избирательных действий - формирования избирательных комиссий, выдвижения и регистрации кандидатов на должность Губернатора Самарской области и т.д. В результате обращения решения к немедленному исполнению и необходимости подачи документов исключительно в избирательную комиссию, организующую выборы, установленные сроки выдвижения кандидатов фактически были сокращены на семь дней. Это влечет сокращение сроков на сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов на должность Губернатора области и предвыборную агитацию, что может необоснованно ущемить избирательные права граждан.

Проанализировав положения действующего избирательного законодательства, Судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случае назначения выборов судом их организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется для подготовки и проведения данных выборов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или избирательной комиссией субъекта Российской Федерации (соответственно уровню выборов) в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно ч. 1 статьи 261 ГПК РФ направленное председателю избирательной комиссии решение суда по делам о защите избирательных прав подлежит реализации в указанные судом сроки по правилам, установленным частью второй статьи 206 настоящего кодекса.

Как видно из материалов дела, суд пришел к выводу о том, что временная избирательная комиссия для подготовки и проведения выборов Губернатора Самарской области должна быть сформирована ЦИК РФ, в связи с чем и направил копию решения суда в ЦИК РФ.

Однако вопрос о привлечении к участию в деле ЦИК РФ судом с учетом названных выше положений федеральных законов не обсуждался.

Между тем ЦИК РФ в надзорной жалобе указывает, что в соответствии с данными нормами федеральных законов, она подлежала привлечению к участию в деле, возникшем из публичных правоотношений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" голосование на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть проведено не позднее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов, а согласно пункта 5 этой же статьи, в случае назначения выборов судом, формируется временная избирательная комиссия в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Таким образом положение пункта 2 статьи 10 Федерального закона должно быть применено судом в совокупности с нормой, содержащейся в пункте 5 этой статьи.

То есть, при определении даты выборов суд должен был учесть сроки проведения избирательных действий - формирования избирательных комиссий, выдвижения и регистрации кандидатов на должность Губернатора Самарской области и т.д.

Однако эти обстоятельства судом учтены не были.

В связи с назначением даты выборов Губернатора Самарской области на 19 сентября 2004 г. и в результате обращения суда к немедленному исполнению, необходимости подачи документов исключительно в избирательную комиссию, организующую выборы, установленные сроки выдвижения кандидатов фактически были сокращены, что влечет, в частности, сокращение сроков на сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов на должность Губернатора области и предвыборную агитацию.

Мотивы назначения даты выборов Губернатора области именно на 19 сентября 2004 г. в решении суда не указаны.

Из определения суда о приведении решения суда к немедленному исполнению следует, что оно приведено к немедленному исполнению именно с назначением даты выборов через 80 дней, то есть в связи с короткими сроками избирательной кампании.

Тем самым сам суд констатировал, что без приведения решения к немедленному исполнению, невозможно провести выборы в им же назначенные сроки.

Привлечение ЦИК РФ к участию в деле как избирательной комиссии, формирующей временную избирательную комиссию, позволило бы суду выяснить ее мнение про поводу оптимального срока назначения даты выборов Губернатора области, на что ссылается ЦИК РФ в надзорной жалобе.

При указанных обстоятельствах решение и определение суда не могут быть признаны законными и подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд, в ином составе судей.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Самарского областного суда от 30 июня 2004 г. и определение этого же суда от 30 июня 2004 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 сентября 2004 г. N 46-В04-23


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение