Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 января 2005 г. N 63-Г05-3 В соответствии с нормами законодательства о выборах не может быть выдвинут кандидатом гражданин РФ, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах, а отсутствие у кандидата пассивного избирательного права является основанием к отказу в регистрации

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 января 2005 г. N 63-Г05-3


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 14 января 2005 года дело по кассационной жалобе Б. на решение суда Ненецкого автономного округа от 30 декабря 2004 года, которым заявление Б. об отмене регистрации Б. кандидатом на должность главы администрации Ненецкого автономного округа удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., объяснения представителя Б. - К., поддержавшей доводы кассационной жалобы, мнение представителя Центральной избирательной комиссии РФ К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Зарегистрированный кандидат на должность главы администрации Ненецкого автономного округа Б. обратилась в суд с заявлением о признании решения избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 21 декабря 2004 года N 15 о регистрации Б. кандидатом на должность главы администрации Ненецкого автономного округа незаконным и отмене регистрации Б. в качестве кандидата.

В обоснование требований сослалась на то, что глава администрации Ненецкого автономного округа Б. не обладает правом быть избранным на должность главы администрации Ненецкого автономного округа, поскольку федеральный закон, Устав Ненецкого автономного округа содержат запрет избираться на должность главы администрации округа более двух сроков подряд.

Закон Ненецкого автономного округа "О порядке исчисления сроков избрания одного и того же лица на должность главы администрации Ненецкого автономного округа" от 30 ноября 2004 года N 534-ОЗ, по мнению заявительницы, принят в период избирательной кампании и к данным выборам применен быть не может.

Указывала на то, что Б. использовал преимущества своего должностного положения.

Решением суда от 30 декабря 2004 года заявление Б. удовлетворено.

В кассационной жалобе Б. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда и считает его правильным.

Законом Ненецкого автономного округа от 5 февраля 1996 года N 17-ОЗ статья 34 Устава Ненецкого автономного округа изложена в редакции, содержащей запрет одному и тому же лицу быть избранным на должность главы администрации округа более двух сроков подряд.

Данная норма введена в порядке опережающего правового регулирования по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72, статьей 76, частью 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации.

На федеральном уровне ограничение на избрание на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации было введено Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (вступил в силу с 19 октября 1999 года). Согласно пункта 5 статьи 18 указанного Закона высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.

Статьей 30 этого же Закона в целях приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с настоящим Законом был установлен переходный период в два календарных года со дня его вступления в силу.

Федеральным законом от 8 февраля 2001 года N 3-ФЗ до окончания переходного периода Федеральный закон N 184-ФЗ был дополнен статьей 30.1, в соответствии с которой положение пункта 5 статьи 18 настоящего Федерального закона должно было применяться без учета начавшегося до вступления в силу настоящего Федерального закона срока, на который избиралось лицо, замещавшее на день вступления в силу настоящего Федерального закона должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

4 июля 2003 года Федеральным законом N 95-ФЗ статья 30.1 Федерального закона N 184-ФЗ была изложена в новой редакции, установившей, что если законодательство субъекта Российской Федерации по состоянию на 19 октября 1999 года содержало ограничение числа сроков избрания одного и того же лица на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), субъект Российской Федерации вправе самостоятельно решить вопрос о том, продолжается ли исчисление, ранее установленное законодательством субъекта Российской Федерации, либо оно начинается после вступления в силу настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что законодатель округа, реализуя предоставленное ему Федеральным законом такое право, 30 ноября 2004 года принял закон Ненецкого автономного округа "О порядке исчисления сроков избрания одного и того же лица на должность главы администрации Ненецкого автономного округа" N 534-ОЗ (далее - закон округа N 534-ОЗ), в котором предусмотрел начало исчисления первого срока для лица, замещающего должность главы администрации Ненецкого автономного округа, после 19 октября 1999 года.

Данный закон вступил в силу с момента его официального опубликования 3 декабря 2004 года, то есть в период избирательной компании по выборам главы администрации Ненецкого автономного округа, назначенным постановлением Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 20 октября 2004 года N 209 на 23 января 2005 года.

После чего 21 декабря 2004 года избирательная комиссия Ненецкого автономного округа приняла оспариваемое решение о регистрации Б. кандидатом на должность главы администрации округа на второй (с учетом нового порядка исчисления) срок.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае принятия в период избирательной кампании закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, либо в случае внесения в указанный период в закон изменений и дополнений, касающихся порядка подготовки и проведения соответствующих выборов, указанный нормативный правовой акт, изменения и дополнения применяются к выборам, назначенным после вступления в силу этого нормативного правового акта, изменений и дополнений.

Удовлетворяя заявление Б. и отменяя регистрацию кандидата Б., суд сделал правильный вывод о том, что вышеупомянутый закон округа "О порядке исчисления сроков избрания одного и того же лица на должность главы администрации Ненецкого автономного округа" может быть применен только к выборам, назначенным после его вступления в силу, то есть после 3 декабря 2004 года, поскольку касается порядка подготовки и проведения соответствующих выборов.

При этом суд обоснованно исходил из того, что "порядок" - ни что иное, как последовательный ход чего-либо или правила, по которым совершается что-либо.

Согласно пункту 19 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под избирательной кампанией понимается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. Данная деятельность осуществляется в определенной данным Федеральным законом последовательности и по определенным правилам, которые включают в себя, в том числе, право и условия выдвижения кандидатов, принятие решений о регистрации кандидатов при наличии у них пассивного избирательного права, составление списков зарегистрированных кандидатов и т.д.

В связи с этим суд при определении действия окружного закона N 534-ОЗ во времени обоснованно посчитал, что данный закон, по иному установивший начало исчисления первого срока для лица, замещающего должность главы администрации Ненецкого автономного округа, фактически наделил действующего главу администрации округа пассивным избирательным правом, установив тем самым положения, определяющие порядок подготовки и проведения выборов.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что окружной закон N 534-ОЗ не может распространяться на выборы главы администрации Ненецкого автономного округа, назначенные на 23 января 2005 года, следует признать правильным.

Учитывая изложенное, суд верно указал на то, что Б., избиравшийся на должность главы администрации Ненецкого автономного округа 13 декабря 1996 года и 14 января 2001 года, то есть на два срока подряд, в силу установленных статьей 34 Устава Ненецкого автономного округа ограничений не мог быть зарегистрирован кандидатом на ту же должность на третий срок.

В соответствии с пунктом 8 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах, а в соответствии с подпунктом "а" пункта 23 статьи 38 данного Закона отсутствие у кандидата пассивного избирательного права является основанием к отказу в регистрации.

В связи с этим суд правомерно посчитал решение избирательной комиссии о регистрации Б. кандидатом не соответствующим закону и обоснованно отменил его регистрацию.

Довод кассационной жалобы о том, что подготовка и проведение выборов - деятельность исключительно избирательной комиссии, организующей выборы, не основан на законе, содержащем достаточно правил для избирателей, избирательных блоков, кандидатов, зарегистрированных кандидатов и др., определяющих или касающихся порядка подготовки и проведения выборов, нормативный правовой акт о которых, или изменение и дополнение которых в период избирательной кампании могут применяться только к выборам, назначенным после вступления этих нормативного правового акта, изменений и дополнений в силу (к примеру, условия и порядок выдвижения кандидатов, порядок сбора подписей, порядок проведения предвыборной агитации и т.д.).

Доводы жалобы о том, что окружной закон N 534-ОЗ не содержит положений, определяющих порядок подготовки и проведения выборов, и может быть применен к текущим выборам главы администрации округа, проверялись судом и правильно признаны им необоснованными. Данные доводы направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, в силу чего не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения суда.

Иных правовых доводов, по которым такое решение могло бы быть отменено, кассационная жалоба Б. не содержит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение суда Ненецкого автономного округа от 30 декабря 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 января 2005 г. N 63-Г05-3


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение