Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 декабря 2004 г. N 93-Г04-19 В соответствии с нормами законодательства об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы МСУ отсутствие уставов муниципальных образований, выборных органов МСУ, муниципальной собственности или местного бюджета в муниципальных образованиях на момент рассмотрения дела в суде в случаях, если муниципальные образования были упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству, не может быть основанием для отказа суда в назначении даты выборов депутатов представительных органов МСУ и выборных должностных лиц МСУ в порядке, установленном данным законодательством

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 декабря 2004 г. N 93-Г04-19


Судебная коллегия по гражданским дела Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Магаданского регионального отделения Российская демократическая партия "Яблоко" и Магаданского регионального отделения политической партии "Союз правых сил" о назначении даты выборов глав муниципальных образований Арманский поссовет, Клепкинский сельсовет, Гадлинский сельсовет, Тахтоямский сельсовет, поселок Стекольный, Тальский поссовет, поселок Бурхала, поселок Дебин, село Эльген, поселок Синегорье, поселок Спорное, поселок Ягодное, село Верхний Сеймчан, по кассационной жалобе администрации Магаданской области на решение Магаданского областного суда от 1 октября 2004 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации С., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Магаданское региональное отделение Российской демократической партии "Яблоко" и Магаданское региональное отделение политической партии "Союз правых сил" обратились в суд с заявлением о назначении даты выборов глав перечисленных муниципальных образований, указав, что Законы Магаданской области от 26 декабря 2001 года N 214-О3, от 26 декабря 2001 года 215-ОЗ и от 12 февраля 2002 года N 228-ОЗ, которыми были упразднены названные муниципальные образования, в судебном порядке признаны недействующими. Решением Магаданского областного суда от 11 мая 2004 года назначена дата выборов представительных органы местного самоуправления. В этой части решение вступило в законную силу. В части требования о назначении даты выборов глав муниципальных образований: Арманский поссовет, Клепкинский сельсовет, Гадлинский сельсовет, Тахтоямский сельсовет, поселок Стекольный, Тальский поссовет, поселок Бурхала, поселок Дебин, село Эльген, поселок Синегорье, поселок Спорное, поселок Ягодное, село Верхний Сеймчан определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2004 решение отменено и дело направлено на новое рассмотрение

В судебном заседании представитель Магаданского регионального отделения политической партии "Союз правых сил" Ж. заявленные требования поддержал.

Представитель Магаданского регионального отделения Российской демократической партии "Яблоко" и представитель Администрации Магаданского области в судебное заседание не явились. Представитель Избирательной комиссии Магаданской области П. с заявлением не согласился.

Решением Магаданского областного суда от 1 октября 2004 г. постановлено: назначить дату выборов глав муниципальных образований Арманский поссовет, Клепкинский сельсовет, Гадлинский сельсовет, Тахтоямский сельсовет, поселок Стекольный, Тальский поссовет, поселок Бурхала, поселок Дебин, село Эльген, поселок Синегорье, поселок Спорное, поселок Ягодное, село Верхний Сеймчан на 19 декабря 2004 года; установить срок полномочий глав муниципальных образований Арманский поссовет, Клепкинский сельсовет, Гадлинский сельсовет, Тахтоямский сельсовет, поселок Стекольный, Тальский поссовет, поселок Бурхала, поселок Дебин, село Эльген, поселок Синегорье, поселок Спорное, поселок Ягодное, село Верхний Сеймчан 2 года; обязать Избирательную комиссию Магаданской области сформировать временную избирательную комиссию для подготовки и проведения выборов, назначенных судом на 19 декабря 2004 года.

Представитель администрации Магаданской области подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение в Магаданской областной суд. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения.

В соответствии со ст. 85 ч. 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 12.08.2004 N 99-ФЗ) в случае, если выборы органов местного самоуправления не назначены органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке и сроки, установленные настоящей статьей, указанные выборы назначаются и проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" и Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" отсутствие уставов муниципальных образований, выборных органов местного самоуправления, муниципальной собственности или местного бюджета в муниципальных образованиях на момент рассмотрения дела в суде в случаях, если муниципальные образования были упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству, не может быть основанием для отказа суда в назначении даты выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Принимая решение о назначении выборы глав муниципальных образований Арманский поссовет, Клепкинский сельсовет, Гадлинский сельсовет, Тахтоямский сельсовет, поселок Стекольный, Тальский поссовет, поселок Бурхала, поселок Дебин, село Эльген, поселок Синегорье, поселок Спорное, поселок Ягодное, село Верхний Сеймчан суд исходил из того, что эти муниципальные образования были упразднены незаконно, после отмены законов Магаданской области об их упразднении Уставы данных муниципальных образований в аппарат администрации области не поступали и государственную регистрацию в установленном законом порядке не проходили, выборы должностных лиц не назначались. Должностные лица перечисленных муниципальных образований были избраны до их упразднения, все они в настоящее время свои полномочия не осуществляют.

Изложенное в решении суждение о необходимости назначения выборов указанных должностных лиц является правильным, оно основано на материалах дела и доводами кассационной жалобы не опровергается.

Утверждение о том, что суд неправильно применил материальный закон и не должен был назначать выборы, поскольку порядок проведения таких выборов установлен Законом Магаданской области "О местном самоуправлении в Магаданской области" от 19 февраля 1996 г. N 4-ОЗ, и по этой причине оснований для применения Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" не имелось - нельзя признать правильным. Статьей 1 названного Федерального закона определена сфера его действия и для его применения достаточно одного, а не совокупности всех условий, перечисленных в данной норме.

Ссылка на то, что выборы должностных лиц органов муниципальных образований назначены без учета ст. 130 Конституции Российской Федерации, поскольку в муниципальных образованиях не приняты уставы, является ошибочной. Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" применяется в целях защиты конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. К числу таких актов относятся и уставы муниципальных образований. Таким образом, назначение указанных выборов призвано создать условия для осуществления гарантированного Конституцией Российской Федерации самостоятельного решения жителями названных муниципальных образований вопросов местного значения.

Довод об отсутствии у председателей Магаданского регионального отделения Российской демократической партии "Яблоко" и Магаданского регионального отделения политической партии "Союз правых сил" полномочий на предъявление заявления неоднократно заявлялся в суде, обоснованно отвергнут, каких-либо новых обстоятельств не установлено. С мотивами отклонения этого довода судом первой инстанции судебная коллегия согласна.

С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит доводы кассационной жалобы убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Магаданского областного суда от 1 октября 2004 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Магаданской области - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 декабря 2004 г. N 93-Г04-19


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.