Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 мая 2003 г. N 30-Г03-3 В соответствии с нормами федерального законодательства о выборах выборы высших исполнительных органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо; решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или депутаты

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 мая 2003 г. N 30-Г03-3


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 23 мая 2003 г. гражданское дело по заявлениям регионального отделения Карачаево-Черкесской Республики политической партии "Союз правых сил", Ж., П., К., К., прокурора Карачаево-Черкесской Республики, Президента Карачаево-Черкесской Республики С., Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики, Б., Ш. о признании постановлений Народного Собрания (Парламента) КЧР от 7 марта 2003 г. N 69 "О назначении даты выборов Президента Карачаево-Черкесской Республики" и от 28 марта 2003 г. N 79 "О толковании порядка проведения отдельных избирательных действий при выборах Президента Карачаево-Черкесской Республики 2003 года" незаконными и отменить, определить дату истечения конституционного срока полномочий действующего Президента Карачаево-Черкесской Республики, о назначении даты выборов Президента Карачаево-Черкесской Республики, по кассационным жалобам представителя Президента Карачаево-Черкесской Республики, регионального отделения Карачаево-Черкесской Республики политической партии "Союз правых сил", заявителей Ж., П., К., К., Б. на решение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 апреля 2003 г., которым постановление Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от 7 марта 2003 г. N 69 "О назначении выборов Президента Карачаево-Черкесской Республики на 15 июня 2003 года", постановление Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от 28 марта 2003 года N 79 "О толковании порядка проведения отдельных избирательных действий при выборах Президента Карачаево-Черкесской Республики 2003 года" признаны незаконными и отменены.

Заявления Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики и Ш. о назначении даты выборов Президента Карачаево-Черкесской Республики удовлетворены: выборы Президента Карачаево-Черкесской Республики назначены на 17 августа 2003 года.

В удовлетворении заявлений Ж., П., К., К., Б., Президента Карачаево-Черкесской Республики С. об определении даты истечения конституционного срока полномочий действующего Президента Карачаево-Черкесской Республики отказано.

Заслушав доклад судьи К., выслушав объяснения представителей Президента Карачаево-Черкесской Республики Д., Л., представителя Ж., К., К., П. - Л., представителя РО КЧР ПП "СПС" Х., К. - представителя Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В., полагавшей решение суда надлежащим отмене в части, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ установила:

постановлением Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики N 69 от 7 марта 2003 г. "О назначении даты выборов Президента Карачаево-Черкесской Республики" выборы Президента Республики назначены на 15 июня 2003 г., а 28 марта 2003 г. принято постановление N 79 "О толковании порядка проведения отдельных избирательных действий при выборах Президента Карачаево-Черкесской Республики".

Региональное отделение Карачаево-Черкесской Республики политической партии "Союз правых сил"/РО КПР 1111 "СПС", а также Ж., П., К., К. обратились в суд с заявлениями о признании незаконным и отмене постановления Народного Собрания (Парламента) КЧР N 69 от 7 марта 2003 г., указывая на противоречие его Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и на отсутствие достаточной правовой базы в республиканском законодательстве по вопросу проведения выборов Президента Республики.

Оспариваемым постановлением, по их мнению, незаконно сокращен срок полномочий Президента Республики на 4 месяца, чем нарушено пассивное право избирателей.

Постановление Народного Собрания (Парламента) КЧР от 28 марта 2003 г. является незаконным, так как допущено толкование не закона, а избирательных действий.

Заявители Ж., П., К., К. просят также определить дату истечения конституционного срока полномочий действующего Президента КЧР.

Прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд с заявлением в защиту избирательных прав граждан и сослался на то, что постановление Народного Собрания (Парламента) КЧР N 69 от 7 марта 2003 г. незаконно и подлежит отмене, как противоречащее федеральному законодательству. В соответствии с данным постановлением выборы Президента КЧР будут осуществляться по закону КЧР "О выборах Главы КЧР" от 9.10.98 г. Однако в этом законе имеются противоречия с федеральным законодательством, которые не могут быть устранены путем применения Федерального закона, поскольку столь существенный вопрос как выборы вице-президента, им не урегулирован. Отсутствие нормативной базы по этому вопросу лишает избирателей права избирать и быть избранными на указанную должность. Постановление Народного Собрания (Парламента) КЧР от 7 марта 2003 г. лишает возможности применить вновь принятый закон КЧР "О выборах Президента КЧР" в новой редакции, поскольку он вступает в силу со 2 апреля 2003 г. Кроме того данным постановлением сокращается срок полномочий Президента КЧР, днем избрания которого является 31 августа 1999 года - день опубликования в средствах массовой информации результатов выборов (Главы (Президента) КЧР.

Избирательная комиссия КЧР обратилась в суд с заявлением о защите избирательных прав граждан и сослалась на то, что оспариваемым постановлением Народного Собрания (Парламента) КЧР от 7 марта 2003 г. поставлена в условия, невозможные для проведения избирательных действий из-за отсутствия нормативно-правового акта, закона, регламентирующего выборы, так как в действующем законе КЧР "О выборах Главы КЧР" от 9 октября 1998 г. в утвержденной форме подписного листа отсутствует указание на одновременное выдвижение кандидата на должность вице-президента КЧР, что противоречит ст. 77 п. 1 Конституции КЧР, где закреплено, что вице-президент избирается одновременно с Президентом КЧР. Это обстоятельство нарушает активные и пассивные избирательные права граждан. Не установлены порядок, процедура выдвижения кандидатуры вицепрезидента, и соответствующая регистрация, не установлена форма уведомления и порядок ее представления, так как вице-президент является кандидатом на выборную должность. Не определен порядок финансирования избирательной кампании вице-президента, то есть формирование избирательного фонда и расходования средств. Законом не определены правовые рамки деятельности вице-президента. В республиканском законодательстве отсутствуют нормы, предоставляющие право кандидату на должность Президента КЧР вместо сбора подписей избирателей в поддержку кандидата, внесение избирательного залога, а также голосование по открепительным удостоверениям, что ведет к нарушению избирательных прав кандидатов и избирателей. Кроме того, не установлена форма протоколов об итогах голосования и результатов выборов, что является препятствием в реализации избирательного процесса. В целях устранения препятствий к осуществлению гражданами их активного и пассивного избирательного права, просит отменить постановление Народного Собрания (Парламента) КЧР N 69 от 7 марта 2003 г. "О назначении выборов президента КЧР" и назначить другую дату проведения выборов Президента КЧР.

Президент Карачаево-Черкесской Республики С. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Народного Собрания (Парламента) КЧР N 69 от 7 марта 2003 г., сославшись на то, что указанным постановлением выборы Президента КЧР назначены на 15 июня 2003 г., чем сокращен срок его конституционных полномочий на четыре месяца, поскольку он признан избранным Главой КЧР на основании решения Верховного суда КЧР от 27 августа 1999 г., вступившего в силу 22 октября 1999 г. Учитывая, что данное постановление противоречит нормам федерального и республиканского законодательства, ограничивает его конституционное право, как высшего должностного лица Республики, нарушает волеизъявление граждан КЧР, выраженное на выборах, просит обязать Народное Собрание (Парламент) КЧР отменить данное постановление и определить дату истечения конституционного срока полномочий Президента КЧР.

Б. обратилась в суд с заявлением об отмене постановления Народного Собрания (Парламента) КЧР N 69 от 7 марта 2003 г., поскольку им сокращен срок полномочий Президента КЧР, которого она избирала сроком на четыре года. Оспариваемое постановление противоречит федеральному законодательству, просит определить дату истечения четырехлетнего конституционного срока полномочий действующего Президента КЧР.

Постановление N 79 от 28 марта 2003 г. "О толковании порядка проведения отдельных избирательных действий при выборах Президента КЧР 2003 года" пробелы в законодательстве не устранило, а само это постановление принято в нарушение полномочий Народного Собрания (Парламента) КЧР, которое наделено правом толковать только Конституцию и законы Республики, а не избирательные действия. В связи с чем данное постановление следует тоже признать незаконным и отменить, как противоречащее действующему законодательству.

Шардан В.В. обратилась в суд с заявлением и просила признать незаконным постановление Народного Собрания (Парламента) КЧР от 7 марта 2003 г. N 69 и отменить его, как противоречащее федеральному законодательству, нарушает гарантии избирательных прав граждан и кандидатов на должности Президента и вице-президента КЧР, предусмотренных Федеральным законом, а также назначить другую дату выборов Президента Республики.

Представитель Народного Собрания (Парламента) КЧР К. с заявлениями не согласился и показал, что исчисление конституционного срока полномочий Президента КЧР начинается со дня его избрания 16 мая 1999 года. В этот день состоялось повторное голосование по выборам Главы КЧР и в этот день граждане реализовали свое конституционное право избирать.

Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики постановил указанное выше решение, об отмене которого просят в кассационных жалобах представитель Президента КЧР региональное отделение КЧР политической партии "Союз правых сил", заявители Ж., П., К., К., Б. в части назначения выборов Президента Карачаево-Черкесской Республики на 17 августа 2003 г., ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не находит оснований к их удовлетворению.

Судом установлено, что постановлением Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики N 69 от 7 марта 2003 г. "О назначении даты выборов Президента Карачаево-Черкесской Республики" выборы Президента Республики назначены на 15 июня 2003 г.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Устанавливаемый срок не может составлять более пяти лет.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 67-ФЗ выборы органов государственной власти являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Пунктом 1 ст. 10 указанного закона предусмотрено, что выборы указанных в п. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или депутаты.

В соответствии со ст. 64 Конституции КЧР Глава КЧР избирается сроком на четыре года гражданами Республики на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статьей 6 (п. 2) Закона КЧР от 9 октября 1998 г. "О выборах Главы Карачаево-Черкесской Республики" предусмотрено, что исчисление конституционного срока, на который был избран Глава КЧР, начинается со дня его избрания.

Суд правильно исходил из того, что Глава КЧР С. был избран в результате повторного голосования 16 мая 1999 г. на четырехлетний срок, который истекает 16 мая 2003 г., и решение о назначении выборов Народному Собранию (Парламенту) следовало принять в пределах 10-28 февраля 2003 г. и назначить выборы на 18 мая 2003 г.

Вывод суда о том, что четырехлетний конституционный срок, на который был избран Президент Карачаево-Черкесской Республики, следует исчислять со дня его избрания при повторном голосовании 16 мая 1999 г., является правильным, т.к. связан с процедурой голосования и избрания и в этот день граждане реализовали свое конституционное право избирать.

Ссылки кассаторов на исчисление срока с момента вступления в должность, опубликование результатов голосования и др. несостоятельны, поскольку эти даты являются процедурным при вступлении должностного лица в должность, на которую он был избран.

Поскольку выборы назначены с нарушением установленного срока и при отсутствии достаточной законодательной базы для проведения выборов Президента Республики, суд обоснованно отменил постановления Народного Собрания (Парламента) от 7 марта 2003 г. и в соответствии с заявлением Избирательной комиссии КЧР и Шардан В.В., на основании п. 5 ст. 10 Федерального закона N 67-ФЗ, назначил дату выборов Президента Республики.

Такой вывод суда соответствует и положениям ст. 261 ГПК РФ о том, что по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, суд, признавая оспариваемое решение или действие незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права.

Кроме того, решение данного вопроса продиктовано и положениями ст. 8 Всеобщей Декларации Прав Человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., о том, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.

Доводы, изложенные в кассационных жалобах, были проверены судом при разбирательстве дела и обоснованно по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и не подтверждены материалами дела.

Юридически значимые обстоятельства судом установлены, нормы материального и процессуального права применены правильно, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определила:

решение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 апреля 2003 г. оставить без изменения, кассационные жалобы представителя Президента Карачаево-Черкесской Республики, регионального отделения Карачаево-Черкесской Республики политической партии "Союз правых сил", заявителей Ж., П., К., К., Б. - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 мая 2003 г. N 30-Г03-3


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение