Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 31-Г02-24 Жалоба не подлежит удовлетворению, так как оспариваемое постановление, утверждая границы угодий общего пользования на постоянной основе, соответствует федеральному законодательству в области охоты и охотничьего хозяйства

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 31-Г02-24


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 27 декабря 2002 г. дело по жалобе Чувашской республиканской общественной организации "Союз обществ охотников и рыболовов Чувашской Республики" о признании частично недействительным пункта 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 мая 1999 г. N 142 "О границах угодий общего пользования, устанавливаемых на постоянной основе" по кассационной жалобе Чувашской республиканской общественной организации "Союз обществ охотников и рыболовов Чувашской Республики" на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 23 октября 2002 г., которым в удовлетворении жалобы отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К., объяснения представителей Правления Союза обществ охотников и рыболовов Чувашской Республики - С., П.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Чувашская республиканская общественная организация "Союз обществ охотников и рыболовов Чувашской Республики" обратилась в суд с жалобой о признании частично недействительным пункта 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики N 142 от 28 мая 1999 г. "О границах угодий общего пользования, устанавливаемых на постоянной основе". По мнению заявителя, предусмотренное данным пунктом положение об утверждении прилагаемых границ угодий общего пользования (государственного резервного фонда) Чувашской Республики, устанавливаемых на постоянной основе, по Козловскому, Марпосадскому, Ядринскому районам, не соответствует требованиям Федерального закона "О животном мире", нарушает права общественного объединения и его членов на получение охотничьих угодий в утвержденных границах в пользование на долгосрочной основе. Изменение режима охотопользования на указанных территориях может отрицательно повлиять на состояние охотничьего хозяйства, объектов охоты, резервирование на постоянной основе в каждом административном районе Чувашской Республики площадей угодий общего пользования служит препятствием осуществлять ведение охотничьего хозяйства юридическими лицами на территориях указанных районов в утвержденных границах.

Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 23 октября 2002 г. в удовлетворении жалобы отказано.

В кассационной жалобе Правления Союза обществ охотников и рыболовов Чувашской Республики поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Предметом регулирования оспариваемого заявителем постановления Кабинета Министров Чувашской Республики является определение и утверждение границ охотничьих угодий общего пользования в вышеуказанных районах на территории Чувашской Республики.

Отказывая в удовлетворении жалобы, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с пунктами "в" и "д" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области охраны и использования животного мира, а также сохранения и восстановления среды его обитания, является Федеральный закон "О животном мире" от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ.

В соответствии со статьей 41 указанного Федерального закона отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе данного Федерального закона специальным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В отсутствие упомянутого выше специального регулирования на федеральном уровне субъект Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование рассматриваемых отношений в соответствии Конституцией РФ, Федеральным законом "О животном мире".

Оспариваемое заявителем постановление принято Кабинетом Министров Чувашской Республики с учетом положений статьи 26 Закона Чувашской Республики "Об охоте и охотничьем хозяйстве в Чувашской Республике" от 3 мая 2001 года N 10, предусматривающих разделение охотничьих угодий на три вида:

- угодья, закрепленные за государственными, общественными и иными организациями, охота в которых производится по специальным разрешениям, выдаваемым этими организациями;

- угодья общего пользования (государственный резервный фонд) -охотничьи угодья, не предоставленные охотопользователям;

- угодья, закрытые для охоты (заповедники, заказники, зеленые зоны).

Законность такого определения охотничьих угодий заявителем не оспаривается.

Таким образом, утверждая границы угодий общего пользования на постоянной основе, Кабинет Министров Чувашской Республики не вышел за пределы предоставленных ему законом полномочий, нормативного акта большей юридической силы, запрещающего такое установление, не имеется.

Поскольку оспариваемая норма не регламентирует порядок предоставления животного мира в пользование, не разрешает вопросов закрепления в пользование конкретных охотничьих угодий конкретным пользователям, доводы кассационной жалобы о том, что судом не учтено антимонопольное законодательство, оспариваемым актом нарушено приоритетное право общественного объединения на предоставление охотничьих угодий в пользование, не могут являться основанием к отмене решения суда.

Довод кассационной жалобы о том, что принятое 28 мая 1999 года обжалуемое постановление Правительства Чувашской Республики, было официально опубликовано для всеобщего сведения лишь 11 октября 2002 года, также не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку на момент рассмотрения данного дела оспариваемое постановление являлось действующим.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 304305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Чувашской Республики от 23 октября 2002 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Чувашской республиканской общественной организации "Союз обществ охотников и рыболовов Чувашской Республики" - без удовлетворения.


Председательствующий



Судьи




Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 31-Г02-24


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение