Концепция федерального закона "О нормах нагрузки судей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, мировых судей, работников аппаратов судов, государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов в субъектах Российской Федерации"

Концепция федерального закона "О нормах нагрузки судей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, мировых судей, работников аппаратов судов, государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов в субъектах Российской Федерации"


1. Введение


Разработка концепции федерального закона "О нормах нагрузки судей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, мировых судей, работников аппаратов судов, государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов в субъектах Российской Федерации" (далее - "О нормах нагрузки судей") обусловлена фактическим отсутствием в федеральном законодательстве норм, регулирующих порядок определения нормативной численности федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов, мировых судей, работников аппаратов судов, а также государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов в субъектах Российской Федерации.

Отсутствие указанных норм затрудняет организацию работы судов, планирование судебного процесса, а также осуществление организационного обеспечения деятельности судов. Это не позволяет судам использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, что вызывает нарушение сроков рассмотрения дел, процессуальных сроков вынесения судебных решений, волокиту и медлительность в осуществлении судопроизводства, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на конечном результате деятельности судов. Подобные случаи делают невозможным восстановление нарушенных прав граждан и их законных интересов, подрывают их веру в правосудие, порождают нежелание граждан обращаться в суд.


2. Современная ситуация в сфере законодательного регулирования норм нагрузки судей


В настоящее время действуют нормы нагрузки, утвержденные постановлениями Минтруда России и Минюста России от 27 июня 1996 г. N 41а/06-74-124 "Об утверждении норм нагрузки судей и работников аппарата судов субъектов Российской Федерации" и от 27 июня 1996 г. N 416/06-74-125 "Об утверждении норм нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов".

За время проведения судебной реформы в Российской Федерации существенным образом изменились гражданское, административное и уголовное законодательство Российской Федерации. С 1 июля 2002 г. введены в действие Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. С 1 сентября 2002 г. введен в действие Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. В 2003 году вступил в силу Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Продолжается работа по созданию условий для рассмотрения дел с участием присяжных заседателей. В соответствии с федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы формируется институт помощников судей в районных судах. Работают мировые судьи.

Указанные обстоятельства существенным образом изменяют характер и распределение нагрузки между судами, а в судах между судьями и работниками аппаратов судов.

Таким образом, имеющиеся нормативные акты, определяющие нормы нагрузки, устарели и не отражают реального положения дел. Разработка и утверждение новых норм нагрузки позволит определить необходимую в современных условиях численность судей и других категорий работников для обеспечения эффективного функционирования судов, усовершенствовать организационное обеспечение деятельности судов, в т.ч. своевременную подготовку предложений по изменению численности судей судов общей юрисдикции, арбитражных судов, мировых судей, работников аппаратов судов и государственных служащих системы Судебного департамента.


3. Цели и задачи федерального закона "О нормах нагрузки судей"


Целью федерального закона является установление правовых и организационных основ ведения работ по определению нормативной численности федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов, мировых судей, работников аппаратов судов и государственных служащих системы Судебного департамента.

Закон призван в условиях отсутствия федерального правового регулирования установить методику расчета необходимой численности судей в соответствующем суде, что обеспечит своевременное и качественное рассмотрение поступающих дел в пределах установленной трудовым законодательством нормативной продолжительности рабочего времени.


4. Соотношение норм нагрузки с федеральным законом "О нормах нагрузки судей"


Предполагается включение норм нагрузки непосредственно в федеральный закон в виде его приложения (по аналогии с частью 6 УПК РФ), на базе которого и будет определяться необходимая численность судей и других категорий работников.

В виде приложения к федеральному закону предусматривается также включение методики расчета норм нагрузки.

Таким образом в случае изменения законодательства Российской Федерации или при возникновении других обстоятельств, изменяющих нагрузку судей, необходимости принятия нового федерального закона по этому поводу не будет.


5. Структура проекта федерального закона "О нормах нагрузки судей"


а) предмет регулирования закона

Закон устанавливает правовой статус документа "О нормах нагрузки судей", определяет принципы финансирования численности судов, порядок использования норм нагрузки и направлен на оптимизацию численности судов и системы Судебного департамента.

б) сфера действия закона

Действие закона распространяется на отношения, возникающие на территории Российской Федерации, а также за ее пределами в случаях, предусмотренных федеральным законом, в связи с реализацией судами общей юрисдикции, арбитражными судами и мировыми судьями своих функций по осуществлению правосудия и системы Судебного департамента функций по организационному обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции.

в) основные понятия и требования

В данном разделе формулируются:

основные понятия: нормативная численность судей, продолжительность рабочего времени, установленная действующим трудовым законодательством, интегрированный показатель служебной нагрузки судей.

субъекты: федеральные судьи судов общей юрисдикции, судьи арбитражных судов, мировые судьи, работники аппаратов судов, государственные служащие системы Судебного департамента.

г) заключительная часть

В данный раздел традиционно для федерального закона будут включены положения о вступлении закона в силу, о приведении в соответствие с ним действующих и отмене устаревших нормативных правовых актов.


6. Результаты, которые могут быть получены при условии принятия федерального закона


В случае принятия федерального закона "О нормах нагрузки судей" будет получен нормативно-правовой акт, регулирующий порядок определения нормативной численности судей федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов, мировых судей, работников аппаратов судов, а также государственных служащих Судебного департамента и его органов в субъектах Российской Федерации. Данный закон позволит оптимально использовать имеющийся штат судей, обоснованно перераспределять их штатную численность между судами в соответствии со служебной нагрузкой. Закон будет являться правовой основой для установления штатной численности судей и аппаратов судов, численности мировых судей и порядка их финансирования.



Концепция федерального закона "О нормах нагрузки судей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, мировых судей, работников аппаратов судов, государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов в субъектах Российской Федерации"


Текст концепции официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.