Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 83-Г04-13 Закон Брянской области "О льготах по платежам в областной бюджет на 2004 год" в части определения льгот по уплате транспортного налога для граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с правом на отселение, был принят компетентным органом и не противоречит федеральному законодательству

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 83-Г04-13


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению М. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Закона Брянской области от 10 октября 2003 года N 66-3 "О льготах по платежам в областной бюджет на 2004 год", по кассационной жалобе М. на решение Брянского областного суда от 08.09.2004 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е., объяснения представителя Брянской областной Думы Ч., Администрации Брянской области Ф. поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Г., полагавшей оставить решение суда без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Законом Брянской области N 82-3 от 9 ноября 2002 года "О транспортном налоге" (ст. 1) на территории Брянской области введен транспортный налог, установлены налоговые ставки по транспортному налогу, отчетный период, сроки и порядок его уплаты. Закон вступил в силу с 1 января 2003 года.

Статьей 3 указанного закона предусмотрено, что льготы по транспортному налогу ежегодно устанавливаются Законом Брянской области "О льготах по платежам в областной бюджет".

Законом Брянской области от 10 октября 2003 года N 66-3 "О льготах по платежам в областной бюджет на 2004 год" определен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты налогов в доле, зачисляемой в областной бюджет на 2004 год, в том числе и по транспортному налогу.

Согласно пп. 8 п. 3 статьи 1 указанного закона от уплаты транспортного налога освобождены граждане, согласно пунктам 7 и 9 статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", имеющие легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно (пп. 8 п. 3 ст. 1). Указанным гражданам льгота по транспортному налогу предоставляется по их выбору только по одному легковому автомобилю с мощностью двигателя до 100 л.с. (73.55 кВт) включительно.

М. обратился в суд с заявлением о признании указанной нормы противоречащей федеральному законодательству и недействующим в части, ссылаясь на то, что он, как проживающий в зоне проживания с правом на отселения, согласно п. 12 ч. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", освобождается от уплаты налога на транспортные средства. Однако оспариваемая норма областного закона ограничивает его право, предоставленное федеральным законом.

Представитель Брянской областной Думы Ч. представитель администрации Брянской области Ф. возражали против удовлетворения заявления.

08.09.2004 г. Брянским областным судом постановлено приведенное выше решение.

М. подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым удовлетворить заявление. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, дал ошибочную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Судом установлено, что заявитель проживает в пос. Красная Гора Красногорского района Брянской области, который Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997 года N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отнесен к зоне проживания с правом на отселение, и имеет в собственности транспортное средство.

Отказывая в удовлетворении заявления М., суд исходил из следующего.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, часть 1, пункт "и").

Федеральным законом N 110-ФЗ от 24 июля 2002 года "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" Налоговый Кодекс РФ дополнен главой 28 "Транспортный налог", положения которой вступили в силу с 1 января 2003 года.

Одновременно статьей 9 указанного закона внесены изменения в Закон РФ от 18 октября 1991 года N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации". Так, наименование и содержание статьи 3 данного закона, определявшей источники образования дорожных фондов, к которым относились налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств, изложены в новой редакции. С 1 января 2003 года указанная статья 3 определяет источники образования территориальных дорожных фондов и одним из таких источников указан транспортный налог. Статья 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", предусматривающая льготы по уплате налога с владельцев транспортных средств, в том числе и для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, исключена.

Федеральным законом N 110-ФЗ от 24 июля 2002 года (статья 2) также внесены изменения в Закон РФ от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации": пункт 1 статьи 20 "Налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов" данного закона дополнен подпунктом "ж" - транспортный налог, одновременно из пункта 1 статьи 19 "Федеральные налоги" исключен подпункт "м" - налоги, служащие источниками образования дорожных фондов.

Проанализировав вышеуказанные нормы федерального законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что с 1 января 2003 года введен новый вид налога - транспортный налог, который заменил два федеральных налога, выступавших в качестве источников образования средств дорожных фондов - налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств.

В силу ст. 14 и ч. 1 ст. 356 Налогового Кодекса РФ транспортный налог является региональным налогом и обязателен к уплате только на территории того субъекта РФ, где законом субъекта РФ, принятым в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, налог введен в действие. Общие принципы его взимания закреплены в Налоговом Кодексе РФ. При этом глава 28 Налогового Кодекса РФ устанавливает следующие элементы налогообложения по транспортному налогу: объекты налогообложения, налоговую базу, налоговый период, базовые значения налоговой ставки, порядок исчисления налога. Региональное законодательство, вводя налог, самостоятельно определяет: значение ставки налога в пределах, установленных главой 28 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности. Кроме того, в законах субъекта РФ могут быть предусмотрены льготы по этому налогу (ч. 2, 3 ст. 356 НК РФ).

Доводы заявителя о несоответствии оспариваемой нормы п. 12 ч. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" суд правильно признал необоснованной.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части второй Кодекса и настоящему федеральному закону, и подлежат применению в соответствии с частью второй Кодекса.

Согласно ст. 31 этого же закона часть вторая Налогового Кодекса Российской Федерации применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. При этом по правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Кодекса, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

Суд правильно указал, что поскольку ни названный федеральный закон, ни глава 28 Налогового Кодекса Российской Федерации не предусматривают льгот, установленных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и не содержат оговорок о сохранении их действия, порядок взимания транспортного налога, в том числе установление налоговых льгот для отдельных категорий граждан, определяется исключительно положениями Налогового Кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что Закон Брянской области от 10 октября 2003 года N 66-3 "О льготах по платежам в областной бюджет на 2004 год" в части определения льгот по уплате транспортного налога для граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с правом на отселение, был принят Брянской областной Думой в пределах ее компетенции и не противоречит федеральному закону.

Следует учесть также, что федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, статья 18 изложена в другой редакции, положения п. 12 ч. 1 ст. 18 закона, на которые ссылается заявитель, исключены. Данная редакция вступит в силу с 1 января 2005 г.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Брянского областного суда от 08.09.2004 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу М. - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 83-Г04-13


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.