Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 декабря 2004 г. N 83-Г04-21 В соответствии с нормами действующего законодательства выбытие кандидата из областного списка по вынуждающим обстоятельствам не может влечь за собой аннулирование регистрации избирательного блока

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 декабря 2004 г. N 83-Г04-21


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании 4 декабря 2004 г. гражданское дело по кассационной жалобе Избирательного блока "За достойную жизнь!" на решение Брянского областного суда от 26 ноября 2004 г., которым ему отказано в удовлетворении заявления об отмене постановления Избирательной комиссии Брянской области от 19 ноября 2004 г. N 462/50 "Об аннулировании регистрации областного списка кандидатов в депутаты Брянской областной Думы четвертого созыва, выдвинутого избирательным блоком "За достойную жизнь!".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., объяснения представителя Избирательной комиссии Брянской области Л., полагавшего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г., полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Избирательный блок "За достойную жизнь!" обратился в суд с заявлением об отмене постановления Избирательной комиссии Брянской области от 19 ноября 2004 г. N 462/50 "Об аннулировании регистрации областного списка кандидатов в депутаты Брянской областной Думы четвертого созыва, выдвинутого избирательным блоком "За достойную жизнь!".

В обоснование своих требований заявитель указал, что оспариваемое постановление является незаконным в связи с тем, что Постановлением избирательной комиссии Брянской области от 28 октября 2004 г. N 415/44 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Брянской областной Думы четвертого созыва, выдвинутый избирательным блоком "За достойную жизнь!" в количестве 14 человек, однако фактически в областном списке избирательного блока числится 13 человек, что подтверждается решением Брянского областного суда от 17 ноября 2004 г. по делу N 3-216/04. Следовательно, из областного списка кандидатов от блока в составе 13 человек, по личным заявлениям исключены 3 человека, что составляет 23,07 процента от числа кандидатов, находящихся в данном заверенном списке кандидатов, а не 28,57 процента, как считает избирательная комиссия Брянской области.

Кроме того, заявитель считает, что заявление Т. о снятии своей кандидатуры из областного списка кандидатов было написано в состоянии болезни, что подтверждается медицинским заключением, выданным Брянским областным лечебно-диагностическим центром, следовательно, при принятии решения об аннулировании списка не должны учитываться кандидаты, выбывшие по вынуждающим обстоятельствам, в том числе по состоянию здоровья и решение об аннулировании регистрации областного списка от избирательного блока принято в нарушение требований законодательства.

В судебном заседании представитель избирательного блока К. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и пояснила, что в отношении превышения числа кандидатов, исключенных их областного списка кандидатов более чем на 25 процентов от общего числа кандидатов в заверенном областном списке она не видит нарушения со стороны избирательной комиссии, так как заверенный областной список кандидатов составлял 14 человек, исключены из областного списка кандидатов от избирательного блока 4 человека, процентное соотношение в расчете, приведенном в заявлении, является ошибочным.

Полагает, что выбытие из областного списка Т. произошло по вынуждающим обстоятельствам, к заявлению Т. должна применяться норма п. 10 ст. 31. Закона Брянской области "О выборах депутатов Брянской областной Думы", согласно которой выбытие кандидата из областного списка по вынуждающим обстоятельствам не может влечь за собой аннулирование регистрации избирательного блока, представив суду в обоснование своих требований справку Брянского областного лечебно-диагностического центра о том, что 22 ноября 2004 г. Т. находилась на консультации у врача центра.

Считает, что оспариваемые действия Избирательной комиссии нарушают избирательные права избирательного блока.

Представитель Избирательной комиссии Брянской области Л. с заявлением не согласился, пояснив, что оспариваемое постановление является законным, при его вынесении комиссия руководствовалась требованиями федерального законодательства и законом Брянской области "О выборах депутатов Брянской областной Думы". Аннулирование регистрации областного списка кандидатов в депутаты, выдвинутого указанным избирательным блоком, произведено не по вынуждающим к этому обстоятельствам, а в связи с выбытием из него по своей инициативе 4-х кандидатов. В заверенном списке кандидатов от избирательного блока "За достойную жизнь!" числилось 14 человек, в связи с подачей четырех заявлений от кандидатов о снятии своих кандидатур, что составило более 25 процентов от общего числа кандидатов, находящихся в заверенном списке, в соответствии с требованиями п.  "к" п. 23 ст. 38, п. 4 ст. 76 Федерального закона и подп. 10 п. 8 ст. 31 Закона Брянской области, регистрация областного списка кандидатов Избирательного блока была аннулирована. Вынуждающих обстоятельств, предусмотренных п. 33 ст. 38 Федерального закона, которые бы влекли возможность регистрации избирательного блока при превышении 25 процентного рубежа выбывших кандидатов избирательной комиссии не представлено. Т., на вынуждающие обстоятельства выбывания которой указывает заявитель, лично представила заявление о снятии своей кандидатуры в Избирательную комиссию, данных, свидетельствующих о наличии вынужденных обстоятельств, Т. не представила, о своем восстановлении в списке не заявляла. Полагает, что указанные заявителем факты не нашли своего подтверждения и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены постановления.

Решением Брянского областного суда от 26 ноября 2004 г. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Избирательного блока "За достойную жизнь!" поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии с п. 4 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация списка кандидатов аннулируется, если число кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, по решению избирательного объединения, избирательного блока об исключении кандидатов из состава списка кандидатов (за исключением выбытия по вынуждающим обстоятельствам), а также по решению избирательной комиссии об исключении кандидатов из состава списка кандидатов по основаниям, предусмотренным пунктом 23 статьи 38 настоящего Федерального закона, превышает 25 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов.

Как видно из материалов дела и установлено судом, постановлением Брянской областной Думы от 15 сентября 2004 г. N 3-1447 "О назначении выборов депутатов Брянской областной Думы четвертого созыва" выборы депутатов Брянской областной Думы четвертого созыва назначены на 5 декабря 2004 г.

Постановлением избирательной комиссии Брянской области от 22 октября 2004 г. N 381/41 зарегистрирован избирательный блок "За достойную жизнь!". Постановлением избирательной комиссии Брянской области от 22 октября 2004 г. N 382/41 заверен областной список кандидатов в депутаты Брянской областной Думы четвертого созыва, выдвинутый избирательным блоком "За достойную жизнь!" в количестве 14 человек. Постановлением избирательной комиссии Брянской области от 28 октября 2004 г. N 415/44 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Брянской областной Думы четвертого созыва, выдвинутый избирательным блоком "За достойную жизнь!" в количестве 14 человек, фактически, как подтверждено решением Брянского областного суда от 17 ноября 2004 г. зарегистрировано в областном списке 13 человек.

После заверения 22 октября 2004 г. избирательной комиссией Брянской области областного списка избирательного блока "За достойную жизнь!", согласно поданным личным заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур из областного списка выбыли кандидаты И., М., Ю., Т.

С учетом того, что количество кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур превысило более чем на 25 процентов число кандидатов в заверенном списке, избирательная комиссия Брянской области своим постановлением в соответствии с требованиями п. 4 ст.  76 указанного Федерального закона аннулировала регистрацию избирательного блока "За достойную жизнь!".

Указанные выше обстоятельства были подтверждены в судебном заседании объяснениями представителя избирательной комиссии Брянской области, имеющимися в деле копиями заявлений кандидатов И., М., Ю., Т. о снятии своих кандидатур, копиями постановлений избирательной комиссии Брянской области об исключении этих кандидатов из областного списка кандидатов от избирательного блока "За достойную жизнь!", копией оспариваемого постановления избирательной комиссии Брянской области и другими доказательствами.

Не оспаривались эти обстоятельства в судебном заседании и представителем избирательного блока "За достойную жизнь!".

Довод заявителя о том, что при расчете процентного соотношения, необходимого для аннулирования регистрации областного списка кандидатов, следует принимать во внимание 13 кандидатов, зарегистрированных в областном списке и трех кандидатов, выбывших из областного списка по личным заявлениям, правильно признан несостоятельным, поскольку в силу п. "к" п. 23 ст. 38, п. 4 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" данное соотношение зависит от количества кандидатов в заверенном списке, а не от количества зарегистрированных кандидатов в списке, и всех кандидатов, исключенных из списков кандидатов, кроме выбывших по вынуждающим обстоятельствам.

При таких данных, как правильно указал суд, у избирательной комиссии Брянской области имелись законные основания для аннулирования регистрации избирательного блока по указанному основанию.

Обоснованно признаны несостоятельными доводы заявителя о том, что Т. сняла свою кандидату в связи с вынуждающими обстоятельствами, в силу чего исключение Т. из областного списка кандидатов от избирательного блока не должно влиять на аннулирование регистрации избирательного блока.

Оспаривая законность постановления избирательной комиссии от 19 ноября 2004 г. N 462/50 в части соблюдения процентного соотношения выбывших кандидатов, заявитель указал на то, что выбытие из списка избирательного блока "За достойную жизнь!" кандидата в депутаты Т. произошло в связи с болезнью последней, что является вынуждающим обстоятельством.

В соответствии с п. 4 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация списка кандидатов аннулируется, если число кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, по решению избирательного объединения, избирательного блока об исключении кандидатов из состава списка кандидатов (за исключением выбытия по вынуждающим обстоятельствам), а также по решению избирательной комиссии об исключении кандидатов из состава списка кандидатов по основаниям, предусмотренным пунктом 23 статьи 38 настоящего Федерального закона, превышает 25 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов.

Согласно п. 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, избирательное объединение, избирательный блок к отзыву зарегистрированного кандидата, понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.

Как следует из материалов дела, постановлением избирательной комиссии Брянской области от 22 октября 2004 г. N 381/41 зарегистрирован избирательный блок "За достойную жизнь!". Постановлением избирательной комиссии Брянской области от 22 октября 2004 г. N 382/41 заверен областной список кандидатов в депутаты Брянской областной Думы четвертого созыва, выдвинутый избирательным блоком "За достойную жизнь!" в количестве 14 человек, в котором под номером 10 значится Т., 14 июля 1982 г. рождения.

Постановлением избирательной комиссии Брянской области от 28 октября 2004 г. N 415/44 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Брянской областной Думы четвертого созыва, выдвинутый избирательным блоком "За достойную жизнь!" в количестве 14 человек, фактически, как подтверждено решением Брянского областного суда от 17 ноября 2004 г. зарегистрировано в областном списке 13 человек, в котором под номером 10 значится Т., 14 июля 1982 г. рождения.

Постановлением избирательной комиссии Брянской области от 19 ноября 2004 г. N 462/50 "Об аннулировании регистрации областного списка кандидатов в депутаты Брянской областной Думы" четвертого созыва, выдвинутого избирательным блоком "За достойную жизнь" аннулирована регистрация областного списка кандидатов в депутаты Брянской областной думы четвертого созыва, выдвинутого данным избирательным блоком. Пунктом 2 этого постановления сведения об избирательном блоке "За достойную жизнь!" исключены из избирательного бюллетеня для голосования.

Заявитель утверждал, что написание заявления Т. об исключении из областного списка кандидатов от избирательного блока произошло ввиду ее болезни, представив в суд медицинское заключение врача и справку кардиолога Брянского областного лечебно-диагностического центра Ш. о том, что Т. 22 ноября 2004 г. находилась на консультации, у Т. установлена вегето-сосудистая дистония по кардиальному типу. Полагал, что именно болезнь Т. послужила препятствием для дальнейшего участия Т. в избирательной кампании.

Данные доводы заявителя, как обоснованно указал суд, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

При этом суд правильно исходил из того, что 18 ноября 2004 г. зарегистрировано в избирательной комиссии Брянской области заявление Т. от 17 ноября 2004 г., в котором она указывает на отказ баллотироваться кандидатом в депутаты Брянской областной Думы в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным блоком за достойную жизнь. Постановлением избирательной комиссии Брянской области от 19 ноября 2004 г. N 461/50 Т. исключена из областного списка кандидатов в депутаты Брянской областной Думы четвертого созыва, выдвинутого избирательным блоком "За достойную жизнь!" на основании ее личного заявления. В заявлении Т. не указано на наличие каких-либо вынуждающих обстоятельств, препятствующих дальнейшему участию в избирательной кампании.

По утверждению представителя областной избирательной комиссии Брянской области, Т. добровольно и лично представила в избирательную комиссию заявление об исключении из областного списка кандидатов, состояние ее здоровья не вызвало у членов избирательной комиссии каких-либо опасений, не заявляла об этом и заявительница. Кроме того, нахождение на консультации у врача спустя 5 дней после написания заявления не свидетельствует о наличии каких-либо отклонений в здоровье Т. на дату написания заявления и могло быть вызвано любыми иными причинами, возникшими позднее. Следовательно, данный избирательный блок не подпадает под действие п. 33 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." и потому в силу п. 4 ст. 76 этого Федерального закона избирательная комиссия должна была аннулировать регистрацию областного списка.

Эти утверждения представителя избирательной комиссии Брянской области в судебном заседании не были опровергнуты и, как правильно указал суд, полностью соответствуют требованиям закона. Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и представителем заявителя.

Довод представителя заявителя К. о том, что выбытие, из областного списка Т. произошло по вынуждающим обстоятельствам в связи с болезнью, а потому снятие ее кандидатуры из областного списка не должно учитываться, правильно признан необоснованным и не может служить основанием к удовлетворению заявления, поскольку, регистрация областного списка кандидатов в депутаты, выдвинутого заявителем, аннулирована не по вынуждающим к тому обстоятельствам. Доказательств, свидетельствующих о наличии таких обстоятельств заявителем не представлено.

Представленные представителем заявителя справка и медицинское заключение врача Брянского областного диагностического центра Ш., как обоснованно указал суд, свидетельствуют о том, что 22 ноября 2004 г. Т. находилась на консультации у врача. Данных же свидетельствующих о тяжелой болезни, стойком расстройстве здоровья зарегистрированного кандидата Т. на дату написания заявления - 17 ноября 2004 г. и на дату вынесения оспариваемого постановления - 19 ноября 2004 г. эти документы не содержат.

При этом суд обоснованно исходил и из того, что постановление избирательной комиссии Брянской области об исключении из областного списка кандидата в депутаты Брянской областной Думы Т., последней не было оспорено, в том числе и в части мотивов исключения из списка и никем не изменено, что также подтверждает правомерность аннулирования регистрации областного списка избирательного блока "За достойную жизнь!".

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что постановление избирательной комиссии Брянской области, которым аннулирована регистрация избирательного блока "За достойную жизнь!" является законным и каких-либо правовых основании для его отмены не имеется, соответствует собранным доказательствам, требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.

Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, проверялись судом и по изложенным выше основаниям правильно признаны несостоятельными.

То обстоятельство, что разработанные избирательной комиссией формы документов не предусматривали указание в заявлении на тяжесть болезни, не свидетельствует о незаконности постановления избирательной комиссии и решения суда, поскольку такое указание в заявлении необходимо в силу прямого действия Федерального закона "Об основных гарантиях...".

Ссылка на то, что Т., подав заявление об отказе баллотироваться кандидатом в депутаты Брянской областной Думы, не поставила об этом в известность руководство избирательного блока, не имеет правового значения для настоящего дела.

Обстоятельства, имевшие место после подачи Т. в избирательную комиссию заявления и его рассмотрения комиссией также не имеют правового значения.

Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе (отказ в удовлетворении ходатайства о вызове в судебное заседание Т.) допущено не было.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Брянского областного суда от 26 ноября 2004 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Избирательного блока "За достойную жизнь!" - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 декабря 2004 г. N 83-Г04-21


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.