Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2004 г. N 79Г04-20 Так как Уставом округа такой исполнительный орган государственной власти, как территориальное управление по району, не предусмотрен, суд сделал правильный вывод о незаконности оспариваемого постановления и утвержденного им Положения

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2004 г. N 79Г04-20


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 1 декабря 2004 года дело по кассационной жалобе администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа на решение суда Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 27 августа 2004 года, которым удовлетворены заявления прокурора Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, главы муниципального образования Эхирит-Булагатский район о признании недействующими постановления главы администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 23.07.2004 г. N 181-П "О создании территориального управления администрации округа по Эхирит-Булагатскому району" и утвержденного им Положения о территориальном управлении администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа по Эхирит-Булагатскому району.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., объяснения представителя администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Д., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Прокурор Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, глава администрации муниципального образования Эхирит-Булагатский район обратились в суд с заявлениями о признании недействующими постановления главы администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 23.07.2004 г. N 181-П "О создании территориального управления администрации округа по Эхирит-Булагатскому району" и утвержденного им Положения о территориальном управлении администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа по Эхирит-Булагатскому району.

Определением судьи от 27 августа 2004 года оба заявления соединены в одно производство.

В обоснование своих требований сослались на то, что Уставом округа не предусмотрен такой орган государственной власти, как территориальное управление администрации округа по Эхирит-Булагатскому району.

Считали, что правовые акты руководителя такого территориального управления не могут являться обязательными для исполнения на территории Эхирит-Булагатского района Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, поскольку в пределах указанной территории осуществляется местное самоуправление.

Решением суда от 27 августа 2004 года заявление прокурора и главы муниципального образования удовлетворены.

В кассационной жалобе администрация Усть-Ордынского Бурятского автономного округа просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.

Как следует из материалов дела, 23 июля 2004 года главой администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа принято постановление за N 181-п "О создании территориального управления администрации округа по Эхирит-Булагатскому району", пунктом 2 которого утверждено Положение о территориальном управлении администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа по Эхирит-Булагатскому району.

В соответствии с пунктом 1 главы 1 названного Положения территориальное управление относится к категории иных органов исполнительной власти округа.

Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из положений части 1 статьи 2, пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ (в ред. от 04.07.2003 г.) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" о том, что систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Перечень исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Приняв во внимание, что Уставом округа такой иной исполнительный орган государственной власти, как территориальное управление по Эхирит-Булагатскому району, не предусмотрен, суд сделал правильный вывод о незаконности оспариваемого постановления и утвержденного им Положения.

Можно согласиться с мотивами суда о незаконности Положения в той части, в какой оно наделяет территориальное управление администрации округа полномочиями и функциями, не соответствующими полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, предусмотренным статьей 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. и отнесенным к ведению муниципальных образований.

В этой связи суд обоснованно отметил, что согласно статье 5 Устава Эхирит-Булагатского района Эхирит-Булагатский район является муниципальным образованием, в пределах территории которого в соответствии с пунктом 2 статьи 39 Устава округа, пунктом 1 статьи 11 Закона округа "О местном самоуправлении в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе" осуществляется местное самоуправление, в связи с чем правомерно счел не соответствующими закону указания оспариваемого Положения об обязательности правовых актов руководителя территориального управления администрации округа, принятых по вопросам ведения местного самоуправления, для всех предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, а также должностных лиц и граждан Эхирит-Булагатского района.

При таких обстоятельствах решение суда о признании противоречащими федеральному закону, недействующими и не подлежащими применению оспариваемого постановления и утвержденного им Положения следует признать законным и обоснованным.

Правовых доводов, по которым такое решение могло бы быть отменено, кассационная жалоба администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа не содержит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение суда Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 27 августа 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2004 г. N 79Г04-20


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.