Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 55-Г05-1 Согласно избирательному законодательству являются недействительными подписи избирателей без указания обязательных сведений (фамилия, имя, отчество, год рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, место жительства)

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 55-Г05-1


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании 24 февраля 2005 г. гражданское дело по кассационной жалобе И. на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 9 декабря 2004 г., которым ему отказано в удовлетворении заявления об отмене решения окружной избирательной комиссии избирательного округа N 10 от 23 ноября 2004 г. "Об отказе в регистрации И. кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 10".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации З., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ установила:

Решением окружной избирательной комиссии избирательного округа N 10 (далее - избирательная комиссия) N 8 от 23 ноября 2004 года И. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 10.

Не соглашаясь с решением избирательной комиссии, И. обратился в суд с заявлением, в котором просил отменить указанное решение.

В обоснование своего заявления указал, что основанием для принятия решения об отказе в регистрации кандидатом послужило признание 235 подписей недействительными в связи с невыполнением им требований ч. 4 ст. 35 Закона Республики Хакасия "О выборах депутатов Верховного Совета Республик Хакасия" об обязательном проставлении на подписном листе собственноручной подписи лица, осуществлявшего сбор подписей, с указанием сведений о себе, что, по его мнению, незаконно. Полагает, что подписные листы оформлены надлежащим образом, в соответствии с требованиями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который не устанавливает юридический статус лица, проводившего сбор подписей в поддержку кандидата, за исключением его дееспособности и возраста, вследствие чего подпись данного лица либо ее отсутствие или отсутствие сведений о лице, собравшем подписи, в подписных листах не несет никаких правовых последствий и не влияет на действительную волю избирателей. Кроме того, считает, что окружная избирательная комиссия незаконно отказала ему в возможности дополнения подписных листов сведениями, указанными в части 4 статьи 35 Закона РХ, после их представления в избирательную комиссию, поскольку данные сведения не препятствуют выявлению действительной воли избирателей и не нарушают права и свободы других лиц.

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 9 декабря 2004 г. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе И. поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Как видно из материалов дела и установлено судом 29 октября 2004 года И. выдвинул свою кандидатуру в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия по избирательному округу N 10, о чем уведомил окружную избирательную комиссию.

20 ноября 2004 года он представил в избирательную комиссию 26 подписных листов, содержащих 253 подписи избирателей, собранных в его поддержку, протокол об итогах сбора подписей, что подтверждается актом о принятии документов для регистрации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Закона Республики Хакасия "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия" от 01 июля 2003 года N 43 (в редакции Законов РХ от 01.03.2004 г. N 4, от 06.05.2004 г. N 27, от 22.09.2004 г. N 50) (далее Закон Республики Хакасия) окружная избирательная комиссия не позднее чем через пять дней после приема необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу документов (а в отношении кандидатов, внесших для регистрации избирательный залог - после поступления избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии Республики Хакасия) обязана принять решение о регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного кандидата.

Согласно подпункту 5 пункта 8 статьи 38 названного Закона Республики Хакасия основанием отказа может быть недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата или выявление 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Аналогичное положение закреплено и в подпункте "д" пункта 23 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Решением окружной избирательной комиссии избирательного округа N 10 от 23 ноября 2004 года N 8 И. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия четвертого созыва по тем основаниям, что им недостаточно представлено достоверных и действительных подписей, собранных в поддержку кандидата.

Из материалов дела следует и установлено судом, что Рабочей группой по проверке подписей избирателей в подписных листах были проверены с участием И. все 253 подписи избирателей, собранные в его поддержку.

По результатам проверки достоверными признаны - 18 подписей, 235 подписей были признаны недействительными, что составляет 92,88 процента от общего количества проверенных подписей.

Данное обстоятельство подтверждается протоколом об итогах достоверности данных, содержащихся в подписных листах от 23 ноября 2004 года.

Согласно ведомости по проверке достоверности данных, содержащихся в подписных листах, указанные подписи были признаны недействительными ввиду отсутствия требуемых данных о лице, собиравшем подписи, и удостоверения подписного листа сборщиком подписей (233 подписи), а также отсутствия указания в сведениях об избирателях на дату рождения (2 подписи).

Исследовав в судебном заседании подлинники подписных листов, суд установил, что в 24 подписных листах (NN 1-11, 14-26) лицом, собиравшим подписи, не заполнена строка "Подписной лист удостоверяю", в подписном листе N 12 в подписях 1, 2 отсутствует указание на год рождения избирателей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.

Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона, форма подписного листа устанавливается конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта РФ.

Таким образом, Федеральный закон относит к компетенции законодательного органа субъекта РФ установление формы подписного листа.

Согласно пункту 1 статьи 35 Закона Республики Хакасия "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия" порядок сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата и оформления подписных листов устанавливается статьей 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 35 Закона Республики Хакасия при сборе подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода, выдавшего его органа, а также адрес места жительства лица, ставит свою подпись и дату ее внесения.

Форма подписного листа установлена Приложением 1 к Закону Республики Хакасия.

В силу подпункта 7 пункта 10 статьи 37 Закона Республики Хакасия все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, считаются недействительными.

Согласно подпункту 3 пункта 10 статьи 37 Закона Республики Хакасия недействительными являются подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим законом сведений.

В соответствии с пунктом 44 статьи 2 этого же Федерального закона подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа является недействительной.

В силу пункта 8 статьи 37 указанного Федерального закона, избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.

При таких обстоятельствах вывод окружной избирательной комиссии и суда о недействительности 235 подписей избирателей по основаниям подпунктов 3, 7 пункта 10 статьи 37 Закона Республики Хакасия является правильным.

Доводы жалобы И. о том, что действующее федеральное законодательство не устанавливает юридический статус лица, проводившего сбор подписей в поддержку кандидата, за исключением его дееспособности и возраста, вследствие чего подпись данного лица либо ее отсутствие или отсутствие сведений о лице, собравшем подписи, не несет никаких правовых последствий и не влияет на действительную волю избирателей, правильно отвергнуты судом, поскольку они не согласуются с вышеприведенными обстоятельствами и противоречат им.

Обоснованно не согласился суд и с доводами И. о возможности дополнения подписных листов сведениями, указанными в части 4 статьи 35 Закона РХ, после их представления в избирательную комиссию.

При этом суд правильно указал в решении, что к избирательным документам предъявляются требования, установленные избирательным законодательством.

Соблюдение требований избирательного законодательства, регулирующего порядок сбора подписей в поддержку кандидата, является обязательным и обязанность по надлежащему оформлению подписных листов в установленном законом порядке возлагается на самого кандидата, представившего подписи избирателей в свою поддержку. Отступление от этого требования привело бы к нарушению равных возможностей кандидатов по осуществлению своих пассивных избирательных прав, что недопустимо.

Выявление действительной воли избирателей обеспечивается возможностью без какого-либо влияния, насилия, угрозы применения насилия или иного противоправного действия сделать свой выбор в пользу одного из кандидатов в день голосования в условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление избирателей, в том числе, путем соблюдения тайны голосования, а не сбором подписей в поддержку кандидатов, исходя из права избирателей поддержать нескольких кандидатов.

При таких обстоятельствах соответствует требованиям закона вывод суда о том, что решение окружной избирательной комиссии по избирательному округу N 10 "Об отказе И. в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 10" по основаниям подпункта 5 пункта 8 статьи 38 Закона Республики Хакасия "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия" является законным и обоснованным, а заявление И. не подлежит удовлетворению.

Вывод суда мотивирован, основан на анализе действующего избирательного законодательства, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.

В кассационной жалобе И. не указано, какие конкретно нормы Конституции РФ, Федеральных законов и закона Республики Хакасия нарушены судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361362366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:

решение Верховного Суда Республики Хакасия от 9 декабря 2004 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу И. - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 55-Г05-1


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.