Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 февраля 2005 г. N 32-Г04-20 Согласно федеральному законодательству в дотационных регионах размеры оплаты труда государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений субъектов РФ не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 февраля 2005 г. N 32-Г04-20


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 16 февраля 2005 г. гражданское дело по заявлению прокурора Саратовской области о признании недействующей в части статьи 1 Закона Саратовской области от 29 июля 2002 года N 93-ЗСО "О ежемесячной надбавке за выслугу лет к должностному окладу государственного служащего Саратовской области" (с изменениями и дополнениями от 19.12.2003 г.) по кассационным жалобам (первоначальной и дополнительно представленной) Администрации Саратовской области и Саратовской областной Думы на решение Саратовского областного суда от 12 ноября 2004 г., которым постановлено: "Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу статью 1 Закона Саратовской области от 29 июля 2002 года N 93-ЗСО "О ежемесячной надбавке за выслугу лет к должностному окладу государственного служащего Саратовской области" (с изменениями и дополнениями от 19.12.2003 г.) в части слов: "... на 20 процентов при стаже государственной службы от 5 до 10 лет;

30 процентов при стаже государственной службы от 10 до 15 лет;

40 процентов при стаже государственной службы свыше 15 лет.

Ежемесячная надбавка за выслугу лет руководящим работникам органов государственной власти устанавливается в размере 40 процентов независимо от стажа государственной службы. К ним относятся лица, замещающие высшие государственные должности государственной службы Саратовской области, должности руководителей органов государственной власти области, должности руководителей самостоятельных структурных подразделений органов законодательной и исполнительной власти".

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете "Саратов-столица Поволжья" после вступления решения в законную силу".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ М., объяснения представителя Губернатора Саратовской области И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Г., полагавшей решение суда первой инстанции оставить без изменения, Судебная коллегия установила:

Прокурор Саратовской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением, а именно, недействующей указанной статьи в части слов: "... на 20 процентов при стаже государственной службы от 5 до 10 лет;

30 процентов при стаже государственной службы от 10 до 15 лет; 40 процентов при стаже государственной службы свыше 15 лет.

Ежемесячная надбавка за выслугу лет руководящим работникам органов государственной власти устанавливается в размере 40 процентов независимо от стажа государственной службы. К ним относятся лица, замещающие высшие государственные должности государственной службы Саратовской области, должности руководителей органов государственной власти области, должности руководителей самостоятельных структурных подразделений органов законодательной и исполнительной власти".

В обоснование заявленного требования указано на то, что 29 июля 2002 г. Саратовской областной Думой принят закон Саратовской области N 93-ЗСО "О ежемесячной надбавке за выслугу лет к должностному окладу государственного служащего Саратовской области" (с изменениями и дополнениями от 19.12.2003 г.). Данным Законом определен порядок установления надбавки и исчисления стажа, дающего право на ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет государственным служащим Саратовской области.

Оспариваемая в части норма в приведенной выше редакции противоречить федеральному законодательству, в частности, ч. 2 ст. 134 Бюджетного кодекса РФ, Указу Президента РФ от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих". При условии того, что область является получателем финансовой помощи из федерального бюджета, в ней установлена ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу государственных служащих области в размере, превышающем аналогичную надбавку, выплачиваемую федеральным государственным служащим.

По делу постановлено приведенное выше решение.

В кассационных жалобах указывается о несогласии с решением суда, ставится вопрос о его отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требования прокурора. В обоснование жалоб указано на то, что решение суда не учитывает того, что размеры и порядок установления надбавок к должностному окладу государственного служащего определяются законами субъектов Российской Федерации, государственная служба субъектов РФ находится в их ведении, оспариваемая норма принята в пределах компетенции законодателя области и в соответствии с федеральным законодательством. Приведенное в решении суда сравнение оплаты труда лиц, замещающих государственные должности государственной службы области с лицами, замещающими государственные должности федеральной государственной службы, на которых распространяются Указы Президента РФ, не учитывает одну из составляющих оплаты труда - ежемесячное денежное поощрение и суждения суда в этой части противоречат между собой.

Вывод суда о том, что в равных условиях следует считать государственных служащих области и федеральных государственных служащих, которые не работают в центральных аппаратах органов исполнительной власти, и на которых не распространяются Указы Президента РФ от 10 апреля 2004 года N 519 и от 26 апреля 2004 г. N 562 в части выплат ежемесячных поощрений, является необоснованным, так как федеральное законодательство не содержит каких-либо правовых норм о соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, а также устанавливающих критерии для возможности такого сравнения. Решение суда основано на сравнении оплаты труда государственных служащих на сведениях за 2003 год при заявленных требованиях прокурора области о том, что Саратовская область является получателем финансовой помощи из федерального бюджета в 2004 году. Доводы прокурора о том, что на выплату ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу государственным служащим Саратовской области предусматривается средств больше, чем на аналогичную надбавку, выплачиваемую федеральным государственным служащим, основаны лишь на предположениях, данных о фактически установленном размере отсутствуют. Оплата труда государственных служащих сводится и заключается в их денежном содержании, а не только в одном из элементов оплаты труда - ежемесячной надбавке за выслугу лет к должностному окладу государственного служащего. Фактическое положение дел, связанное с оплатой труда федеральных государственных служащих и государственных служащих Саратовской области и основанное на нормах законодательства Российской Федерации и Саратовской области, свидетельствуют о том, что государственные служащие Саратовской области по оплате труда не поставлены в лучшие условия по сравнению с федеральными государственными служащими. Из представленной справки Минфина области о количестве денежных средств, закладываемых в фонд оплаты труда на выплату ежемесячной надбавки, следует, что данная сумма не превышает 3-х должностных окладов. Данные обстоятельства, имеющие значение для дела, судом исследованы не были, а также представленным доказательствам в решении суда не дана правовая оценка. Вывод суда о том, что оспариваемой нормой закона нарушаются интересы населения области никакими доказательствами не подтвержден. Суд не указал, на основании какой нормы права необходимо сравнивать оплату труда государственных служащих Саратовской области и федеральных государственных служащих, замещающих должности в центральных аппаратах федеральных органов исполнительных власти, тем более, что соотношение должностей федеральной государственной службы и должностей государственной службы субъектов Российской Федерации нормативно не урегулировано и принцип сопоставления должностей законодательством не определен. До настоящего времени федерального закона, который бы регулировал оплату труда государственных служащих не принято. Оспариваемый закон принят не в рамках бюджетного процесса, а в процессе реализации предоставленного субъекту Российской Федерации права определять размер денежного содержания государственных служащих субъекта Российской Федерации. Согласно статье 95 Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закону Саратовской области "О правовых актах органов государственной власти Саратовской области" на территории области применяются Законы Саратовской области, которым оспариваемый закон соответствует.

В связи с вступлением в силу с 1 февраля 2005 г. ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", пункты 5 и 7 ст. 71 которого предусматривают, что установленные на это время условия выплаты денежного содержания применяются до вступления в силу нормативных правовых актов, устанавливающих денежное содержание гражданских служащих в соответствии с названным законом, и размер денежного содержания по этому закону не может быть меньше имеющегося на это же время, то нельзя признать правильным вывод суда, так как оспариваемая часть закона являлась действующей.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.

При вынесении решения суд исходил из того, что законом Саратовской области установлены надбавки за выслугу лет (начиная с 5 лет стажа) к должностному окладу государственного служащего области, которые превышают аналогичные надбавки, установленные Указом Президента РФ от 9 апреля 1997 года N 310 для федеральных государственных служащих. При несущественном различии должностных окладов федеральных государственных служащих и государственных служащих области последней категории в большем размере выплачиваются надбавки за квалификационный разряд и премии, а увеличение еще и размеров надбавок за выслугу лет ставит эту категорию в лучшие условия по оплате труда по сравнению с федеральными государственными служащими. Неправомерное увеличение размера содержания государственных служащих области влияет на финансовое обеспечение региональных целевых программ, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации и другие виды расходов, от которых зависит благополучие населения Саратовской области.

Судебная коллегия считает вывод суда по делу правильным, так как он соответствует установленным обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.

Согласно ч. 2 ст. 134 БК РФ (ранее действовавшей редакции), п. 2 ст. 26.14 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" в дотационных регионах размеры оплаты труда государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений субъектов РФ не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений.

Применительно к данному делу, судом установлено несоблюдение указанного выше положения закона и такой вывод основан на результате анализа соответствующих данных, которые в решении суда приведены. Доводы кассационных жалоб относительного того, что оспариваемый закон принят не в рамках бюджетного процесса, а в силу права субъекта РФ определять размеры оплаты труда областных государственных служащих не указывают на ошибочность решения суда, так как не учитывают положений ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, а также ст. 134 и других Бюджетного кодекса РФ. Указание в жалобах на необоснованность суждения суда о превышении региональной над федеральной заработной платой по мотиву того, что оно основано на предположении, а не на достоверных доказательствах, нельзя признать соответствующим материалам дела и доводы жалоб в этой части направлены на переоценку установленного судом.

В жалобах не оспаривается того обстоятельства, что Саратовская область является дотационным регионом, а следовательно, ссылка на положения ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" сделана без учета ст. 134 БК РФ и ныне действующей и указанной выше нормы ФЗ "Об общих принципах организации законодательных... органов власти...".

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:

решение Саратовского областного суда от 12 ноября 2004 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Администрации Саратовской области и Саратовской областной Думы - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 февраля 2005 г. N 32-Г04-20


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.