Постановление Совета судей РФ от 29 апреля 2005 г. N 131 "О мерах по совершенствованию организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации"

Постановление Совета судей РФ от 29 апреля 2005 г. N 131
"О мерах по совершенствованию организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации"

ГАРАНТ:

О ходе выполнения Судебным департаментом при Верховном Суде РФ настоящего постановления см. постановление Совета судей РФ от 27 апреля 2006 г. N 159

Заслушав и обсудив информацию члена Президиума Совета судей Российской Федерации Пашкова В.И. о мерах по совершенствованию организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации, Совет судей отмечает, что с реализацией Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" сделан очередной шаг в развитии судебной реформы.

Мировые судьи максимально приближены к населению, благодаря чему обеспечивается быстрое рассмотрение дел и материалов. Отнесение к подсудности мировых судей значительного количества уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях способствовало стабилизации работы районных судов, освободило их от необходимости рассматривать дела и материалы, не представляющие особой сложности.

В 2004 году мировые судьи рассмотрели 30,7% от общего числа оконченных производством уголовных дел (318,2 тыс. дела). Удельный вес гражданских дел достиг 64,8% (3770,8 тыс. дела). Административных дел рассмотрено 3216,2 тысяч.

В то же время следует признать, что пятилетний опыт работы мировых судей выявил потребность совершенствования правового регулирования и организации их деятельности.

Неопределенность в разграничении полномочий Российской Федерации и ее субъектов, несовершенство правового регулирования в решении вопросов статуса мирового судьи привели к тому, что в субъектах Российской Федерации действует большое количество нормативных актов, ограничивающих гарантии статуса мировых судей, относительно установленных федеральным законом. В ряде субъектов Российской Федерации законами предусмотрены дополнительные требования к гражданам, претендующим на должность мирового судьи, согласование их кандидатур с органами местного самоуправления, исключение из процедуры назначения мирового судьи председателей верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов.

Нет единых нормативов материально-технического, финансового, кадрового обеспечения деятельности мировых судей.

Отсутствие компетентного государственного органа, который бы занимался организационным обеспечением деятельности мировых судей за счет средств субъектов Российской Федерации, а также законодательного закрепления этой функции привело к тому, что в ряде субъектов Российской Федерации возникают проблемы в организации обеспечения деятельности мировой юстиции, что негативно сказывается на качестве судопроизводства.

Иного законодательного решения требуют вопросы определения общей численности мировых судей, принципа построения судебного участка, необходимы изменения в процедуре осуществления судопроизводства мировыми судьями.

Проблемы мировой юстиции требуют принятия комплексных мер, входящих в компетенцию законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и должны решаться в контексте оптимизации функционирования судебной системы в целом.

На основании изложенного Совет судей Российской Федерации постановляет:

1. Комиссии по вопросам судебной практики и совершенствования законодательства (Демидов В.В.):

- подготовить проекты законов о внесении изменений в федеральные законы "О мировых судьях в Российской Федерации", "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", направленные на совершенствование федерального законодательства о мировых судьях, а также проекты законов о внесении изменений в УК, УПК, ГПК, КоАП Российской Федерации в целях приведения в соответствие процессуальных сроков рассмотрения дел по правилам общего судопроизводства со сроками, установленными для федеральных судов общей юрисдикции, упрощения процедуры судопроизводства, расширения компетенции мировых судей при использовании примирительных процедур и освобождения виновных от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности;

- подготовить перечень вопросов определения подсудности гражданских дел мировым судьям, а также апелляционного порядка пересмотра судебных решений по уголовным и гражданским делам, по которым необходимы разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

2. Просить Верховный Суд Российской Федерации внести законопроекты, направленные на совершенствование деятельности мировых судей, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Признать необходимым полномочия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по организационному обеспечению деятельности судов распространить на мировых судей.

Поручить Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации разработать научно-обоснованные нормативы нагрузки и обеспечения деятельности мировых судей:

служебными помещениями, современной вычислительной, копировально-множительной техникой, другими материально-техническими средствами, а также штатной численностью государственных служащих и обслуживающего персонала.

ГАРАНТ:

См. Примерную номенклатуру дел и документов, образующихся в деятельности мировых судей, утвержденную Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ 9 июня 2011 г.

4. Предложить Министерству юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов обратить внимание на необходимость принятия исчерпывающих мер по выполнению Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" в части обеспечения безопасности мировых судей и установленного порядка их деятельности.

5. Обратить внимание Генерального прокурора Российской Федерации на необходимость обеспечения прокурорского надзора за соблюдением федерального законодательства в процессе регионального нормотворчества по вопросу регулирования деятельности мировых судей в субъектах Российской Федерации.

6. Рекомендовать органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

- совместно с органами судейского сообщества, управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, другими заинтересованными государственными органами разработать и принять региональные целевые программы развития мировой юстиции;

- привести нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации о мировых судьях в соответствие с федеральным законодательством;

- предусмотреть:

а) согласование назначения на должность руководителя органа субъекта Российской Федерации, осуществляющего обеспечение деятельности мировых судей и их аппаратов, с органами судейского сообщества субъекта Российской Федерации;

б) предварительное согласование проекта бюджета государственных органов, осуществляющих материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и их аппаратов, с органами судейского сообщества субъектов Российской Федерации;

в) отчет об исполнении бюджетов государственных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и их аппаратов, перед органами судейского сообщества субъектов Российской Федерации;

- принять дополнительные меры к обеспечению необходимой штатной численностью аппаратов мировых судей, предусмотрев введение должностей помощников мировых судей и обслуживающего персонала; улучшению условий размещения участков мировых судей и их аппаратов, созданию компьютерных автоматизированных рабочих мест, оснащению их информационно-правовыми и программными ресурсами; обеспечению бюджетного финансирования профессиональной подготовки и повышения квалификации мировых судей и работников их аппаратов.


Председатель Совета

Ю.И. Сидоренко


г. Москва

29 апреля 2005 г.

N 131


В целях приведения в соответствие процессуальных сроков рассмотрения дел по правилам общего судопроизводства со сроками, установленными для федеральных судов общей юрисдикции, упрощения процедуры судопроизводства, расширения компетенции мировых судей при использовании примирительных процедур и освобождения виновных от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности Комиссии по вопросам судебной практики и совершенствованию законодательства необходимо подготовить проекты законов о внесении изменений в федеральные законы "О мировых судьях в РФ", "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ", направленные на совершенствование федерального законодательства о мировых судьях, а также проекты законов о внесении изменений в УК, УПК, ГПК, КоАП РФ.

Также Комиссии по вопросам судебной практики и совершенствованию законодательства необходимо подготовить перечень вопросов определения подсудности гражданских дел мировым судьям, а также апелляционного порядка пересмотра судебных решений по уголовным и гражданским делам, по которым необходимы разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Приводится комплекс мер, направленных на совершенствование организации и деятельности мировых судей в РФ.


Постановление Совета судей РФ от 29 апреля 2005 г. N 131 "О мерах по совершенствованию организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации"


Текст постановления размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение