Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3-Г05-1 Об отказе в признании недействующим пункта 3 постановления Правительства Республики Коми от 1 марта 2004 г. N 31 "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2004 году"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3-Г05-1


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о. прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 3 Постановления Правительства Республики Коми "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2004 году" от 1 марта 2004 года N 31 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 5 мая 2004 года N 170; абзаца 2 пункта 3 раздела 1 в части слов "реализованную на территории Республики Коми"; абзаца 2 пункта 7 раздела 2 в части слов "включенных в перечень ведущих племенных хозяйств Республики Коми"; абзацев 3 и 4 пункта 7 раздела 2 в части слов "на предприятиях Республики Коми по племенной работе и искусственному осеменению животных"; абзаца 1 пункта 8 раздела 2 в части слов "поставленной на республиканский рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" Порядка финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство", утвержденного постановлением Правительства Республики Коми "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2004 году" от 1 марта 2004 года N 31 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 5 мая 2004 года N 170, и Приложения 1 в части слов "поставляемая на республиканский рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"; Приложения 2 в части слов "предприятиям в Республике Коми по племенной работе и искусственному осеменению животных"; Приложения 3 к Порядку финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство", утвержденному постановлением Правительства Республики Коми "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2004 году" от 1 марта 2004 года N 31 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 5 мая 2004 года N 170.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства Республики Коми N 170 следует читать: "от 5 октября 2004 г."


по кассационному представлению прокурора Республики Коми

на решение Верховного Суда Республики Коми от 26 ноября 2004 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Г. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Прокурор Республики Коми обратился в суд с заявлением о признании недействующими пункта 3 Постановления Правительства Республики Коми "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2004 году" от 1 марта 2004 года N 31 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 5 мая 2004 года N 170; абзаца 2 пункта 3 раздела 1 в части слов "реализованную на территории Республики Коми"; абзаца 2 пункта 7 раздела 2 в части слов "включенных в перечень ведущих племенных хозяйств Республики Коми"; абзацев 3 и 4 пункта 7 раздела 2 в части слов "на предприятиях Республики Коми по племенной работе и искусственному осеменению животных"; абзаца 1 пункта 8 раздела 2 в части слов "поставленной на республиканский рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" Порядка финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство", утвержденного постановлением Правительства Республики Коми "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2004 году" от 1 марта 2004 года N 31 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 5 мая 2004 года N 170, и Приложения 1 в части слов "поставляемая на республиканский рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"; Приложения 2 в части слов "предприятиям в Республике Коми по племенной работе и искусственному осеменению животных"; Приложения 3 к Порядку финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство", утвержденному постановлением Правительства Республики Коми "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2004 году" от 1 марта 2004 года N 31 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 5 мая 2004 года N 170.

При этом в заявлении указано, что в нарушение положений гражданского и антимонопольного законодательства Российской Федерации, приведенные выше нормы постановления Правительства Республики Коми и утвержденного им Порядка финансирования расходов с приложениями не согласуются с установленным федеральным законодательством принципом равенства прав хозяйствующих субъектов, ограничивают свободу предпринимательской деятельности и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации.

Решением Верховного Суда Республики Коми от 26 ноября 2004 года постановлено: в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 3 Постановления Правительства Республики Коми "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2004 году" от 1 марта 2004 года N 31 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 5 мая# абзаца 2 пункта 3 раздела 1 в части слов "реализованную на территории Республики Коми"; абзаца 2 пункта 7 раздела 2 в части слов "включенных в перечень ведущих племенных хозяйств Республики Коми"; абзацев 3 и 4 пункта 7 раздела 2 в части слов "на предприятиях Республики Коми по племенной работе и искусственному осеменению животных"; абзаца 1 пункта 8 раздела 2 в части слов "поставленной на республиканский рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" Порядка финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство", утвержденного постановлением Правительства Республики Коми "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2004 году" от 1 марта 2004 года N 31 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 5 мая 2004 года N 170, и Приложения 1 в части слов "поставляемая на республиканский рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"; Приложения 2 в части слов "предприятиям в Республике Коми по племенной работе и искусственному осеменению животных"; Приложения 3 к Порядку финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство", утвержденному постановлением Правительства Республики Коми "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2004 году" от 1 марта 2004 года N 31 в редакции постановления Правительства Республики Коми от 5 мая 2004 года N 170, и.о. прокурора Республики Коми отказать.

В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для его удовлетворения.

В соответствии со ст. 78 БК РФ предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается: из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;

из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации;

из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления, (в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ)

Законами Республики Коми "О государственном регулировании и поддержке агропромышленного производства" от 7 мая 1995 года N 19-РЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. 2, 4, 5, 6, 7), "О племенном животноводстве в Республике Коми" от 8 июня 2000 года N 36-РЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. 13) для поддержки агропромышленного производства и племенного животноводства предусмотрено субсидирование за счет средств республиканского бюджета Республики Коми производителей сельскохозяйственной продукции в целях обеспечения населения Республики Коми продовольственными товарами, сохранения и приумножения племенного генофонда и исходя из потребностей республиканского рынка в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии. Перечень и объемы лимитируемой продукции, сырья и продовольствия, на которые предоставляются такие субсидии, и порядок их предоставления определяются Правительством Республики Коми.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "от 7 мая 1995 г. N 19-РЗ", следует читать: "от 7 мая 1996 г. N 19-РЗ"


При таких обстоятельствах вывод суда о том, что оспариваемое Постановление Правительства Республики Коми "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2004 году" и утвержденный им Порядок финансирования расходов, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство" с приложениями приняты во исполнение Законов Республики Коми "О государственном регулировании и поддержке агропромышленного производства", "О племенном животноводстве в Республике Коми" и не выходят за рамки предоставленных данному органу полномочий, сделан правильно.

Доводы кассационного представления не опровергают выводов суда и являются аналогичными мотивам, изложенным в заявлении при обращении в суд, которым дана оценка.

Содержание оспариваемого нормативного правового акта (в части предоставления субсидий) свидетельствует о его полном соответствии нормам действующего федерального законодательства, так как в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ и содержанием ст. 8, 15, 31, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации органам государственной власти Республики Коми предоставлено право самостоятельно осуществляют принадлежащие им полномочия по мобилизации и расходованию собственных финансовых ресурсов для целевой, избирательной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции.

Анализ федерального законодательства и нормативных правовых актов Республики Коми свидетельствует, что меры по субсидированию производителей сельскохозяйственной продукции направлены на реализацию предусмотренных действующим законодательством полномочий органов государственной власти Республики Коми по обеспечению населения Республики Коми продовольственными товарами, развитию и поддержке республиканских торговли, сети общественного питания и племенного животноводства и согласно Закону Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год" от 25 декабря 2003 года N 82-РЗ и осуществляются за счет собственных бюджетных средств

Таким образом, с учетом целевого назначения субсидий оспариваемые нормы не могут быть признаны недействующими по мотивам их противоречия ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", поскольку не нарушают принципы равенства прав хозяйствующих субъектов, свободы осуществления ими предпринимательской деятельности и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации.

Помимо этого, судебная коллегия считает, что финансирование целевых расходов путем предоставления производителям сельскохозяйственной продукции бюджетных субсидий на возмещение части их производственных затрат не может расцениваться как установление незаконных ограничений в осуществлении всеми хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, а равно как предоставление им каких-либо необоснованных преимуществ по отношению к другим производителям, работающим на рынок того же товара, и создание для них препятствий в свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Республики Коми от 26 ноября 2004 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Республики Коми - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3-Г05-1


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.