Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 марта 2005 г. N 86-Г05-2 Об отказе в признании недействующим Закона Владимирской области от 12 октября 2004 г. N 149-03 "О присоединении поселка Красный Октябрь к городу Киржач Владимирской области"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 марта 2005 г. N 86-Г05-2


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 2 марта 2005 года дело по кассационным жалобам Законодательного Собрания и администрации Владимирской области на решение Владимирского областного суда от 24 ноября 2004 года, которым удовлетворены заявления прокурора Владимирской области, Краснооктябрьского поселкового Совета народных депутатов о признании недействующим областного закона N 149-03 от 12 октября 2004 года "О присоединении поселка Красный Октябрь к городу Киржач Владимирской области".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., объяснения представителей Законодательного Собрания и администрации Владимирской области Г. и М., представителей Киржачского районного Совета народных депутатов и администрации Киржачского района М. и Г., поддержавших доводы кассационных жалоб, возражения против жалоб председателя Краснооктябрьского поселкового Совета народных депутатов С. и представителя администрации поселка Красный Октябрь О., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Г., полагавшей, что решение суда подлежит отмене,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

прокурор Владимирской области, Краснооктябрьский поселковый Совет народных депутатов обратились во Владимирский областной суд с заявлениями о признании недействующим Закона Владимирской области N 149-03 от 12 октября 2004 г. "О присоединении поселка Красный Октябрь к городу Киржач Владимирской области", считая его противоречащим федеральному законодательству, общепризнанным принципам и нормам международного права и нарушающим право муниципального образования поселок Красный Октябрь на осуществление в пределах его территории местного самоуправления.

В обоснование требований сослались на то, что в нарушение положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г., Европейской Хартии местного самоуправления муниципальное образование поселок Красный Октябрь объединен с другим муниципальным образованием без учета мнения их населения.

Решением суда от 24 ноября 2004 года заявления прокурора и муниципального образования удовлетворены.

Законодательное Собрание и администрация Владимирской области в кассационных жалобах просят об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда постановленным в результате неправильного применения им норм материального права и подлежащим отмене.

Согласно статье 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Как следует из содержания статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации, административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации находится вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Следовательно, Владимирская область в разрешении вопросов своего административно-территориального устройства обладает всей полнотой государственной власти.

В соответствии с пунктом н) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта б) пункта 1, подпункта л) пункта 2 статьи 5 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации, в частности, устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения.

Осуществляя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом правовое регулирование вопроса административно-территориального устройства Владимирской области, отнесенного к ведению субъекта Российской Федерации, законодательный орган Владимирской области 10 декабря 2001 года принял Закон "Об административно-территориальном устройстве Владимирской области и порядке его изменения" N 130-03.

По вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об установлении общих принципов организации системы органов местного самоуправления законодательным органом Владимирской области принят Закон "О порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований" от 26 апреля 1996 г. N 10-ОЗ.

Из изложенного следует, что у указанных законов Владимирской области, принятых по разным предметам ведения, различен и предмет правового регулирования.

В связи с этим вывод суда о том, что разрешение вопроса об объединении административно-территориальных единиц, по которому Владимирская область обладает всей полнотой государственной власти, должно быть ограничено рамками законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, нельзя признать обоснованным.

Довод суда об объединении оспариваемым законом двух муниципальных образований, для осуществления которого необходимо согласие их населения, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Как следует из текста последнего, в территорию города Киржач, не являющегося муниципальным образованием, включена территория поселка Красный Октябрь.

Указаний на объединение муниципального образования поселка Красный Октябрь с муниципальным образованием Киржачский район данный закон не содержит.

Судом оставлено без внимания, что в результате принятия оспариваемого закона муниципальное образование поселок Красный Октябрь каких-либо преобразований не претерпело.

Председатель Краснооктябрьского поселкового Совета народных депутатов в заседании Судебной коллегии данного факта не оспаривал, не отрицая, что поселок Красный Октябрь, оставаясь муниципальным образованием в тех же границах, по-прежнему является самостоятельным участником межбюджетных отношений, имеет свой представительный орган местного самоуправления.

В связи с этим у суда не было оснований считать, что оспариваемый закон должен был быть принят с учетом мнения населения муниципальных образований поселок Красный Октябрь и Киржачский район.

О том, что оспариваемым законом урегулированы вопросы именно административно-территориального устройства области, а не вопросы объединения ее муниципальных образований, свидетельствует и факт принятия 22 декабря 2004 года Закона Владимирской области N 246-03 "О наделении вновь образуемого муниципального образования город Киржач Владимирской области статусом городского округа и установлении его границы", который судом также оставлен без внимания.

В соответствии со статьей 18 названного выше Закона Владимирской области "Об административно-территориальном устройстве Владимирской области и порядке его изменения" объединение административно-территориальных единиц и изменение их границ производится при наличии решений представительных органов местного самоуправления, осуществляемого на этих территориях.

Согласно материалам дела (т. 2, л.д. 1 и 3), такие решения Краснооктябрьским поселковым Советом народных депутатов и Киржачским районным Советом народных депутатов были приняты (решения от 25.06 2004 г. N 39/306 и от 15.07.2004 г. N 37/436, соответственно).

При таких обстоятельствах дела решение суда о признании Закона Владимирской области "О присоединении поселка Красный Октябрь к городу Киржач Владимирской области" противоречащим федеральному закону, который не подлежал применению при разрешении настоящего спора, является неправильным и подлежит отмене.

Учитывая, что установления новых юридически значимых обстоятельств по делу и их доказывания для правильного разрешения спора не требуется, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным, не предавая дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Владимирского областного суда от 24 ноября 2004 года отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении заявлений прокурора Владимирской области, Краснооктябрьского поселкового Совета народных депутатов о признании недействующим областного закона N 149-03 от 12 октября 2004 года "О присоединении поселка Красный Октябрь к городу Киржач Владимирской области" отказать.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 марта 2005 г. N 86-Г05-2


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.