Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2005 г. N 7-Г05-8 О признании недействующими отдельных положений Закона Ивановской области от 29 декабря 2004 г. N 192-ОЗ "Об областном бюджете на 2005 год"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2005 г. N 7-Г05-8


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании 3 августа 2005 г. гражданское дело по кассационной жалобе Администрации Ивановской области на решение Ивановского областного суда от 3 мая 2005 г., которым заявление первого заместителя прокурора Ивановской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений ст. 19 Закона Ивановской области от 29 декабря 2004 г. "Об областном бюджете на 2005 год" удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., объяснения представителя Администрации Ивановской области Т., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Г., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Прокурор Ивановской области обратился в суд с заявлением в котором просил признать положения частей 4 и 5 статьи 19 Закона Ивановской области от 29.12.2004 г. N 192-ОЗ "Об областном бюджете на 2005 год" противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в силу данного Закона.

Полагает, что эти положения закона приняты в противоречие со статьей 139 Бюджетного кодекса РФ.

Представитель Администрации Ивановской области с заявлением не согласилась, считает, что оспариваемые положения закона Ивановской области не противоречат Бюджетному кодексу РФ.

Представитель Законодательного Собрания Ивановской области пояснил суду, что у депутатов Законодательного Собрания нет однозначного мнения по данному вопросу.

Решением Ивановского областного суда от 3 мая 2005 г. заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе Администрации Ивановской области поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Закон Ивановской области N 192-ОЗ "Об областном бюджете на 2005 год" принят 23.12.2004 г. Законодательным Собранием Ивановской области, 29.12.2004 г. подписан Губернатором Ивановской области и опубликован в официальном печатном издании "Ивановская газета", N 250 (3388) 31.12.2004 г.

Согласно части 4 ст. 19 данного Закона предоставление субвенций, предусмотренных пунктами 1, 2, 4, 8, 11 и абзацем третьим пункта 6 части второй настоящей статьи, осуществляется в 2005 году в порядке, устанавливаемом Администрацией Ивановской области.

Согласно части 5 ст. 19 этого же Закона предоставление субвенций, предусмотренных пунктом 16 части второй настоящей статьи, осуществляется: в первом полугодии 2005 года в порядке, устанавливаемом Администрацией Ивановской области; во втором полугодии 2005 года, после принятия Закона Ивановской области "О поддержке сельскохозяйственного производства Ивановской области" в порядке, устанавливаемом Администрацией Ивановской области.

Таким образом, части 4 и 5 ст. 19 Закона Ивановской области N 192-03 "Об областном бюджете на 2005 год" устанавливают, что предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований, выделяемых из областного Фонда компенсаций, осуществляется в 2005 году в порядке, устанавливаемом Администрацией Ивановской области.

Указанные положения Закона Ивановской области N 192-03 "Об областном бюджете на 2005 год", как правильно указал суд, противоречат Бюджетному Кодексу РФ.

В соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 139 Бюджетного кодекса РФ оказание финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету может быть осуществлено в формах:

предоставления из фондов финансовой поддержки муниципальных образований субъектов Российской Федерации, образуемых в бюджетах субъектов Российской Федерации, финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью обеспечения финансирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления;

предоставления субвенций на финансирование отдельных целевых расходов;

иных форм, предусмотренных бюджетным законодательством субъекта Российской Федерации.

Местному бюджету могут быть предоставлены бюджетные ссуды субъекта Российской федерации на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета.

Порядок предоставления и расчет финансовой помощи на выравнивание уровня социально-экономического развития определяются законом субъекта Российской Федерации либо законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Порядок предоставления и расчет субвенций на финансирование целевых расходов местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации определяются законом субъекта Российской Федерации либо законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Порядок и условия предоставления бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

Проанализировав содержание данных правовых норм, суд пришел к правильному выводу о том, что федеральным законодательством к компетенции исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение порядка и условий предоставления бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации.

Порядок предоставления и расчет финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету в иных формах (в частности в форме предоставления субвенций на финансирование целевых расходов местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации) должен определяться либо специальным законом субъекта Российской Федерации, либо законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Бюджетного кодекса РФ законы субъектов Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить данному Кодексу.

Следовательно, положения частей 4 и 5 статьи 19 Закона Ивановской области от 29.12.2004 г. N 192-03 "Об областном бюджете на 2005 год", определяющих, что предоставление субвенций, предусмотренных пунктами 1, 2, 4, 8, 11, 16 и абзацем третьим пункта 6 части второй данной статьи, осуществляется в 2005 году в порядке, устанавливаемом Администрацией Ивановской области, суд правильно признал противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу указанного Закона.

Доводы представителя администрации Ивановской области о том, что оспариваемые положения Закона Ивановской области не противоречат бюджетному законодательству, обоснованно отвергнуты по приведенным выше мотивам.

Довод о том, что оспариваемые нормы соответствуют ряду законов области, как правильно указал суд, не относится к предмету настоящего спора, так как судом рассматривается вопрос их соответствия не областному, а федеральному законодательству.

Правильно указал суд в решении на то, что не имеет отношения к существу рассматриваемого вопроса и ссылка на наличие норм, аналогичных оспариваемым, в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2005 год", поскольку названный закон не регулирует отношения по предоставлению финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Вывод суда основан на анализе действующего законодательства, мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным и Судебной коллегии не имеется.

Пункт 4 ст. 139 БК РФ определяет, что порядок предоставления субвенций на финансирование целевых расходов местным бюджетом из бюджетов субъектов РФ должен устанавливаться именно законом субъекта РФ, а не иными нормативными актами.

Этот вывод согласуется с требованиями норм пунктов 3-5 ст. 139 БК РФ в совокупности - каждая из которых определяет вид нормативных правовых актов, которыми устанавливается порядок предоставления финансовой помощи.

Ссылка в кассационной жалобе на п. 3 ст. 85 и ст. 140 БК РФ в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ несостоятельна, так как ст. 140 вступает в силу с 1 января 2006 г.

Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона N 120-ФЗ от 20 августа 2004 г. также установлено, что межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, до вступления в силу ст. 140 БК РФ, представляются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на 2005 г. (то есть, не иным нормативным актом), что согласуется со ст. 139 БК РФ.

Доводы кассационной жалобы о нарушении судом норм материального права основаны на неправильном толковании закона.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:

решение Ивановского областного суда от 3 мая 2005 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Ивановской области - без удовлетворения.


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев спор, касающийся того, в каком порядке должны предоставляться субвенции, выделяемые субъектом РФ на поддержку муниципального образования, пришла к следующим выводам.

Федеральным законодательством к компетенции исполнительных органов государственной власти субъекта РФ отнесено определение порядка и условий предоставления бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ. Порядок же предоставления и расчет финансовой помощи из бюджета субъекта РФ местному бюджету в иных формах (в частности, в форме предоставления субвенций) должен определяться либо специальным законом субъекта РФ, либо законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Таким образом, порядок предоставления соответствующих субвенций не может определяться исполнительным органом власти субъекта РФ. Оспариваемые положения Закона субъекта РФ, согласно которым порядок предоставления субвенций устанавливается его исполнительным органом власти, обоснованно признаны судом недействующими.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2005 г. N 7-Г05-8


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.