Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 июля 2005 г. N 75-Г05-2 Об отказе в признании недействующими отдельных положений Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 г. N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 июля 2005 г. N 75-Г05-2


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Т., В., Б. о признании недействующим в части Закона Республики Карелия от 17.12.2004 г. N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" по кассационной жалобе Б., представителя Т. по доверенности С. и представителя В. по доверенности П. на решение Верховного суда Республики Карелия от 20 апреля 2005 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е., объяснения представителя главы Республики Карелия по доверенности Д., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации В., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Законодательным Собранием Республики Карелия 9 декабря 2004 г. принят Закон Республики Карелия "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия".

Т., В. и Б. обратились в Верховный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействующими положений названного Закона в части установления социальной поддержки ветеранам труда Республики Карелия, ссылаясь на его противоречие Федеральному Закону N 122 от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обосновывая свои требования тем, что при замене льгот, предоставляемых в натуральной форме, на денежные компенсации, оспариваемый закон не обеспечил сохранение ранее достигнутого уровня социальной защиты.

Закрепленные в оспариваемом законе положения снижают уровень социальной защиты ветеранов труда Республики Карелия, так как размер ежемесячной денежной компенсации не может компенсировать те льготы, которыми пользовались заявители до 01.01.2005 года, заменяя льготы в натуральной форме на денежную компенсацию, что значительно ущемляет их права и свободы.

Оспариваемый закон не соответствует положениям Закона РФ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также нарушает статью 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только при обязательном соблюдении двух условий: ограничение должно вводиться федеральным законом (а не законом субъекта РФ) и исключительно в целях защиты основ конституционного строя.

Решением Верховного суда Республики Карелия от 20 апреля 2005 г. в удовлетворении заявленных требований Т., В., Б. отказано.

В кассационной жалобе Т. и В. просят отменить решение Верховного суда Республики Карелия от 20 апреля 2005 г. в связи с нарушением судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения Верховного суда Республики Карелия от 20 апреля 2005 г.

В соответствии с частью 1 ст. 252 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части, а в силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Согласно Федеральному Закону N 122 "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" с 1 января 2005 года разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по финансированию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предусмотренных федеральным законодательством.

В Федеральном Законе "О ветеранах" были внесены изменения, согласно которым меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. При этом имеются в виду ветераны труда РФ.

В связи с названными изменениями Законодательное Собрание Республики Карелия приняло оспариваемый закон, регулирующий правоотношения по социальной поддержке ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, ветеранов труда Республики Карелия и других категорий граждан.

Таким образом, законодатель субъекта РФ на основании ФЗ-122 "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" принял меры по социальной защите ветеранов труда РФ финансируемые из республиканского бюджета.

Согласно положениям Закона Республики Карелия от 25.07.1995 года в Республике Карелия было введено звание "Ветеран труда Республики Карелия", установлены порядок его присвоения лицам, награжденным государственными наградами Республики Карелия, а также меры их правовой и социальной защиты.

Статьей 3 названного закона предусмотрено, что социальная защита лиц, которым присвоено звание "Ветеран труда Республики Карелия", обеспечивается на территории Республики Карелия мерами социальной защиты, предусмотренными Законом Российской Федерации "О ветеранах" для ветеранов труда.

Из анализа положений оспариваемого Закона усматривается, что Закон принят по инициативе субъекта РФ с целью дополнительной защиты лиц, имеющих награды Республики Карелия и имеющих трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости или за выслугу лет.

Согласно ст. 26.2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Вопросы социальной поддержки ветеранов труда пунктом 24 ст. 26.3 названного закона отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, законодатель субъекта Российской Федерации применил меры по социальной защите ветеранов труда Российской Федерации, финансируемые из республиканского бюджета.

Между тем, действующее федеральное законодательство не предусматривает конкретного размера денежной компенсации ветеранам труда.

Принимая во внимания данные обстоятельства дела, суд правильно пришел к выводу о том, что оспариваемый закон в части изменения льгот ветеранам труда Республики Карелия был принят законодателем субъекта РФ в пределах своей компетенции и не противоречит федеральному законодательству.

Довод кассационной жалобы о том, что оспариваемый Закон подлежит отмене, так как установленный в Законе размер ежемесячной денежной компенсации не может компенсировать те льготы, которыми пользовались заявители до 01.01.2005 год, является несостоятельным.

Судом сделан правильный вывод о том, что оснований для признания недействительным положений оспариваемого Закона в части установления размера денежной компенсации не имеется, поскольку определение размера денежной компенсации отнесено федеральным законом к компетенции субъекта Российской Федерации.

Иные доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм права и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения суда.

Руководствуясь ст. 361 и п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного суда Республики Карелия от 20 апреля 2005 г. - оставить без изменения, в кассационную жалобу Б., Т. и В. - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 июля 2005 г. N 75-Г05-2


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.