Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 июня 2005 г. N 93-Г05-7 Заявление прокурора Магаданской области о признании недействующим пункта 1 Порядка предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, имеющим звание "Почетный донор Магаданской области", удовлетворено, поскольку положения, установленные этим Порядком, противоречат федеральному законодательству и законодательству Магаданской области

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 июня 2005 г. N 93-Г05-7


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании 22 июня 2005 года гражданское дело по кассационной жалобе администрации Магаданской области на решение Магаданского областного суда от 31 марта 2005 года, которым удовлетворено заявление прокурора Магаданской области о признании недействующим пункта 1 Порядка предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, имеющим звание "Почетный донор Магаданской области", утвержденного постановлением администрации Магаданской области от 24 января 2005 года N 15-па.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

прокурор Магаданской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и законодательству Магаданской области, недействующим и не подлежащим применению пункта 1 Порядка предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, имеющим звание "Почетный донор", утвержденного постановлением администрации Магаданской области от 24 января 2005 года N 15-па.

В соответствии с данным пунктом право на ежегодную денежную выплату имеют граждане, имеющие звание "Почетный донор Магаданской области", зарегистрированные по месту жительства или месту пребывания на территории Магаданской области, прошедшие ежегодную перерегистрацию и включенные в областной регистр в сфере социальной поддержки населения.

В обоснование заявления прокурор Магаданской области указал, что оспариваемый пункт противоречит федеральному законодательству и законодательству Магаданской области, поскольку устанавливает предоставление права на получение мер социальной поддержки под условием - регистрации по месту жительства или месту пребывания, включении в областной регистр и ежегодной перерегистрации.

Представитель администрации Магаданской области возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что в пределах полномочий, предоставленных федеральными законами, субъекты Российской Федерации вправе регулировать вопросы реализации льгот, в частности, по их финансированию из областного бюджета и реализации их в пределах средств, предоставляемых из федерального бюджета. Полагал, что поскольку Законом Магаданской области "О донорстве крови и ее компонентов на территории Магаданской области" установлены дополнительные меры социальной поддержки донорам, проживающим исключительно на территории Магаданской области, по сравнению с установленными на федеральном уровне, то администрация Магаданской области вправе была предусмотреть ряд условий, при наличии которых производится реализация этих льгот. Включение в Порядок предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, имеющим звание "Почетный донор Магаданской области" требования о регистрации по месту жительства или месту пребывания на территории Магаданской области, ежегодной перерегистрации и включении в областной регистр в сфере социальной поддержки населения, как необходимого условия выплаты областных доплат, не входит в противоречие с федеральным законодательством, законодательством Магаданской области и не нарушает гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан.

Решением Магаданского областного суда от 31 марта 2005 года заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе администрации Магаданской области поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит.

В силу положений Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В ведении Российской Федерации находится регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (ст.ст. 2, 27, 71).

В соответствии со ст. 1 Закона Магаданской области от 28 декабря 2004 года N 531-ОЗ "О донорстве крови и ее компонентов на территории Магаданской области" настоящий Закон распространяется на граждан, проживающих на территории Магаданской области.

В силу ст. 6 указанного Закона лицам, имеющим звание "Почетный донор Магаданской области" в качестве меры социальной поддержки предоставляется ежегодная денежная выплата в размере шести тысяч рублей в порядке, устанавливаемом постановлением администрации Магаданской области.

Постановлением администрации Магаданской области от 24 января 2005 года N 15-па "О мерах по реализации Закона Магаданской области от 28.12.2004 N 531-ОЗ "О донорстве крови и ее компонентов на территории Магаданской области" такой порядок был установлен.

Согласно пункту 1 Порядка предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, имеющим звание "Почетный донор Магаданской области", утвержденного вышеуказанным постановлением, право на ежегодную денежную выплату имеют граждане, имеющие звание "Почетный донор Магаданской области", зарегистрированные по месту жительства или месту пребывания на территории Магаданской области, прошедшие ежегодную перерегистрацию и включенные в областной регистр в сфере социальной поддержки населения.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливает, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница - приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2).

Учитывая вышеприведенные положения, суд правильно указал, что регистрация не входит в понятие "место жительство" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.

Вывод суда о том, что в нарушение вышеприведенных норм законов Администрация Магаданской области в пункте 1 Порядка предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, имеющим звание "Почетный донор Магаданской области" признала наличие регистрации по месту жительства в качестве обязательного условия реализации гражданами, имеющими звание "Почетный донор Магаданской области" права на ежегодную денежную выплату по нормам Закона Магаданской области "О донорстве крови и ее компонентов на территории Магаданской области", является правильным.

В кассационной жалобе представитель администрации Магаданской области П. ссылается на то, что прокурором Магаданской области, в нарушение ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не было указано какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются оспариваемым пунктом указанного нормативного правового акта. Вопрос о нарушении прав и свобод граждан обжалуемой нормой судом был исследован поверхностно.

Однако с таким доводом согласиться нельзя.

В соответствии с положениями ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.

Эта норма не содержит обязанности для прокурора об указании в заявлении сведений о нарушении чьих - либо прав и законных интересов. Такая обязанность согласно части 1 названной статьи предусмотрена лишь для граждан и организаций, обращающихся с аналогичными заявлениями.

Кроме того, компетенция прокурора определена Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Согласно ст. 1 Федерального закона прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В связи с этим, укрепление законности и защита государственных интересов признаны основной функцией органов прокуратуры. В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона предметом прокурорского надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых государственными органами и должностными лицами.

На основании п. 3 ст. 22 Федерального закона обращение в суд с требованием о признании акта, противоречащего действующему федеральному законодательству недействительным, является одним из полномочий прокурора, осуществляемых в целях защиты государственных интересов.

Таким образом, заявление о признании противоречащим федеральному законодательству и законодательству Магаданской области пункта 1 Порядка предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, имеющим звание "Почетный донор Магаданской области" предъявлено прокурором в пределах предоставленной ему компетенции. Поскольку указанное дело относится к делам, возникающим из публичных правоотношений, заявление прокурора об оспаривании нормативного правового акта не должно в обязательном порядке содержать данных, конкретизирующих чьи и какие права, свободы и законные интересы нарушаются этим актом или его частью.

Вывод суда о том, что пункт 1 Порядка предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, имеющим звание "Почетный донор Магаданской области" противоречит федеральному законодательству и законодательству Магаданской области, основан на анализе действующего законодательства, мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.

Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Магаданского областного суда от 31 марта 2005 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Магаданской области - без удовлетворения.


Судебная коллегия Верховного Суда РФ признала, что положение нормативного правового акта субъекта РФ, устанавливающее зависимость между правом Почетных доноров на получение мер социальной поддержки и условием о регистрации по месту жительства или месту пребывания, не соответствует действующему законодательству РФ.

Отмечается, что регистрация не входит в понятие "место жительство" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 июня 2005 г. N 93-Г05-7


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.