Информационное письмо Федеральной службы судебных приставов от 3 июня 2005 г. N 12/1-01-1688-НВ "О результатах обобщения и анализа материалов, поступивших из аппарата Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека в 2004 году - первом квартале 2005 года"

Информационное письмо Федеральной службы судебных приставов от 3 июня 2005 г. N 12/1-01-1688-НВ
"О результатах обобщения и анализа материалов, поступивших из аппарата Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека в 2004 году - первом квартале 2005 года"


Федеральной службой судебных приставов проведено обобщение и анализ материалов, поступивших из аппарата Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека (далее - Европейский Суд).

Анализ показал, что к настоящему времени Европейский Суд официально уведомил власти Российской Федерации о поступлении более чем 500 жалоб против России.

Число жалоб, поданных против Российской Федерации, постоянно растет. Если в 2003 г. власти Российской Федерации получили официальные уведомления Европейского Суда о 139 жалобах, а в 2004 г. - о 225 жалобах, то на 15 марта 2005 г. их число уже составляет 63 жалобы.

Только в 2004 г. и I квартале 2005 г. в ФССП России поступило 52 обращения Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде с материалами по 86 жалобам, которые непосредственно касаются деятельности Федеральной службы судебных приставов.

Существенное увеличение числа жалоб связано, прежде всего, с вынесением Европейским Судом 7 мая 2002 г. Постановления по делу "Бурдов против Российской Федерации" (касающемуся неисполнения решений Шахтинского городского суда Ростовской области о перерасчете размеров компенсации заявителю, пострадавшему вследствие работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также выплаты пени за просрочку выплаты упомянутой компенсации). Европейский Суд признал, что длительное (в течение двух лет) неисполнение судебных решений органами государственной власти является нарушением положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, и обязал Российскую Федерацию выплатить Бурдову А.Т. компенсацию в размере 3000 евро. При этом Европейский Суд указал, что финансовые трудности, испытываемые властями государства-ответчика, не могут служить оправданием длительного неисполнения вынесенного в пользу заявителя судебного решения и не должны препятствовать заявителю получить причитающиеся ему денежные средства.

При этом наибольшее число жалоб приходится на Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ и Южный федеральный округ.

Жалобы, находящиеся на рассмотрение в Европейском Суде по правам человека, условно можно разделить на три группы:

1) Неисполнение судебных решений по обязательствам Российской Федерации.

К этой группе относятся жалобы на неисполнение судебных решений, выплаты по которым должны производиться за счет средств федерального бюджета. Федеральными законами о федеральном бюджете исполнение судебных актов по данной категории дел возложено на Минфин России либо на органы федерального казначейства и службой судебных приставов не производится. Учитывая это обстоятельство, повлиять в значительной мере на ситуацию, сложившуюся с исполнением судебных решений по данной категории дел, не представляется возможным.

Вместе с тем статьи 38 и 39 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также правило 62 Регламента Европейского Суда предусматривают возможность заключения с заявителями мировых соглашений, т.е. досудебного порядка урегулирования споров по жалобам на внутригосударственном уровне. В случае достижения такого соглашения жалоба исключается из списка дел, подлежащих рассмотрению.

Однако практика работы по этой категории жалоб выявила проблему, связанную с порядком выплаты заявителям компенсации в случае заключения с ними таких мировых соглашений, поскольку федеральные органы исполнительной власти, признавая обоснованными доводы жалобы, а также свою ответственность за нарушения прав заявителя по конкретной жалобе и выражая готовность выплатить ему соответствующую компенсацию, лишены возможности произвести такую выплату.

В настоящее время Правительством Российской Федерации (МВД России, Минобороны России, Минздравсоцразвития России), администрацией Президента РФ совместно с аппаратом Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека проводится работа по выработке механизма осуществления бюджетных выплат заявителям в качестве компенсаций в случае заключения мировых соглашений, готовятся предложения о возможной разработке поправок в законодательство в бюджетной сфере.

2) Неисполнение судебных решений по обязательствам субъектов Российской Федерации.

Эту группу составляют жалобы на неисполнение судебных решений о взыскании задолженности по детским пособиям и пенсиям, выплаты по которым должны производиться за счет местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Принимаемые службой судебных приставов меры не всегда приносят желаемый результат. Проблема заключается в том, что в бюджетах отдельных субъектов Российской Федерации ввиду отсутствия достаточного финансирования расходы на выплату задолженности по пенсиям и пособиям, образовавшейся за предыдущие годы, не предусмотрены. С другой стороны, ограничения, установленные бюджетным и гражданским законодательством, на дают возможности в принудительном порядке обратить взыскание на бюджетные средства и другое имущество должников, закрепленное за созданными ими учреждениями на праве оперативного управления либо переданное предприятиям в хозяйственное ведение. Без помощи государства этот вопрос в обозримом будущем не может быть решен положительно.

Жалобы указанных категорий касаются неисполнения судебных решений о:

- выплате задолженности по государственным пенсиям, а также выплате индексации этой задолженности;

- выплате задолженности по государственным пособиям лицам, пострадавшим в результате ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также выплате индексации этой задолженности;

- выплате задолженности по государственным ежемесячным пособиям на детей, а также о выплате индексации этой задолженности;

- возмещении вреда здоровью вследствие трудового увечья;

- выплате компенсации военнослужащим за участие в боевых действиях;

- возмещение вреда, причиненного здоровью в период прохождения заявителями военный# службы;

- выплате суточных за периоды пребывания военнослужащих в командировках;

- возмещение вреда по случаю потери кормильца родственникам военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей;

- предоставлении в соответствии с социальными гарантиями, установленными законодательством Российской Федерации, жилья или субсидий на строительство жилья лицам, принимавшим участие в работах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, а также уволенным в запас военнослужащим;

- возмещение вреда, причиненного вследствие незаконного привлечения к уголовной ответственности, судебной ошибки.

Наибольшее количество рассматриваемых Европейским Судом жалоб на неисполнение судебных решений относится к первой и второй группам и составляет 86% от общего числа жалоб.

3) Неисполнение судебных решений по обязательствам частных лиц.

К этой группе следует отнести жалобы граждан на неисполнение судебных решений по спорам имущественного характера, когда в качестве должников выступают другие граждане либо частные организации. В соответствии с действующим законодательством вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, за исключением случаев, когда законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законодательство не возлагает такую обязанность на Российскую Федерацию, поэтому такие дела могут иметь положительный исход для заявителя только в том случае, если в судебном порядке будет установлено, что неисполнение решения суда явилось результатом незаконного бездействия службы судебных приставов.

Характерными недостатками при исполнении вышеуказанных судебных решений, приводящими к удовлетворению жалоб Европейским Судом по правам человека по вине Федеральной службы судебных приставов, являются:

- утеря исполнительных документов при пересылке из одного подразделения ФССП России в другое;

- необоснованно длительные сроки исполнения судебных решений;

- непринятие всех предусмотренных мер административной и уголовной ответственности к должникам по неимущественным исполнительным производствам;

- непринятие всех мер, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, для своевременного и полного исполнения судебных решений.

Здесь отдельно надо сказать о деле "Вассерман против Российской Федерации". Европейский Суд признал указанную жалобу обоснованной в части, касающейся нарушения прав заявителя, предусмотренных пунктом статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 1 Протокола N 1 к Конвенции, в связи с неисполнением решения Хостинского районного суда г. Сочи от 30 июля 1999 г. (с изменениями, внесенными определением того же суда от 15 февраля 2001 г.) о взыскании с казны Российской Федерации в пользу заявителя 1 600 долларов США, незаконно изъятых у него при пересечении государственной границы Российской Федерации. При этом, поскольку неисполнение упомянутого судебного решения в срок было обусловлено, в том числе, утерей исполнительного листа при пересылке из одной службы в другую, т.е. ненадлежащим исполнением должностных обязанностей судебными приставами-исполнителями, Европейский Суд обязал Российскую Федерацию выплатить заявителю 4500 евро в качестве компенсации морального вреда и материального ущерба, а также понесенных судебных расходов и издержек.

Таким образом, сумма компенсации за нарушенные права заявителя более чем в три раза превышает задолженность по судебному решению, вынесенному в пользу заявителя, что является недопустимым.

Обращаю ваше внимание на необходимость обеспечения при поступлении в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов поручений из центрального аппарата ФССП России в связи с уведомлением Европейского Суда по правам человека о рассмотрении той или иной жалобы против Российской Федерации жесткого контроля со стороны главных судебных приставов за урегулированием ситуации с неисполнением судебных решений до окончательного ее разрешения по каждому судебному решению; проведение тщательной проверки исполнительного производства и принятие всех необходимых мер для возможного урегулирования спора и исключения жалобы из списка рассматриваемых Европейским Судом, а также анализ законности, полноты и обоснованности действий судебного пристава-исполнителя в целях недопущения в дальнейшем нарушений действующего законодательства и удовлетворения жалоб Европейским Судом.



Н.А. Винниченко


Приводятся результаты обобщения и анализа материалов, поступивших из аппарата Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека, по поводу жалоб, которые непосредственно касаются деятельности Федеральной службы судебных приставов.

Приводятся три группы жалобы, находящиеся на рассмотрение в Европейском Суде.

1) Неисполнение судебных решений по обязательствам Российской Федерации. К этой группе относятся жалобы на неисполнение судебных решений, выплаты по которым должны производиться за счет средств федерального бюджета.

2) Неисполнение судебных решений по обязательствам субъектов Российской Федерации. Эту группу составляют жалобы на неисполнение судебных решений о взыскании задолженности по детским пособиям и пенсиям, выплаты по которым должны производиться за счет местных бюджетов и бюджетов субъектов федерации. Принимаемые службой судебных приставов меры не всегда приносят желаемый результат.

3) Неисполнение судебных решений по обязательствам частных лиц. В эту группу входят жалобы граждан на неисполнение судебных решений по спорам имущественного характера, когда в качестве должников выступают другие граждане либо частные организации.

Указываются недостатки при исполнении судебных решений, приводящие к удовлетворению жалоб Европейским Судом по вине ФССП. К ним относятся утеря исполнительных документов, затягивание исполнительных сроков, непринятие всех предусмотренных мер к должникам по неимущественным исполнительным производствам, а также непринятие всех мер, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, для своевременного и полного исполнения судебных решений.

Ставится задача обеспечения при поступлении поручений из центрального аппарата ФССТ России в связи с уведомлением Европейского Суда о рассмотрении той или иной жалобы жесткого контроля со стороны главных судебных приставов за урегулированием ситуации с неисполнением судебных решений до окончательного ее разрешения по каждому судебному решению; проведение тщательной проверки исполнительного производства и принятие всех необходимых мер для возможного урегулирования спора и исключения жалобы из списка рассматриваемых Европейским Судом, а также анализ законности, полноты и обоснованности действий судебного пристава-исполнителя в целях недопущения в дальнейшем нарушений действующего законодательства и удовлетворения жалоб Европейским Судом.


Информационное письмо Федеральной службы судебных приставов от 3 июня 2005 г. N 12/1-01-1688-НВ "О результатах обобщения и анализа материалов, поступивших из аппарата Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека в 2004 году - первом квартале 2005 года"


Текст информационного письма опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2005 г., N 3


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.